Конспект урока чтения по теме "Обобщающий урок. В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»". 3-й класс (1–4)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • педагогические (обучения, воспитания, развития учащихся);
  • развития образовательного процесса;
  • профессионального развития учителя.

Задачи урока:

  • Обобщить знания и умения работы над сказкой, уметь сравнивать и анализировать (чем литературное произведение отличается от народного), учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нём событий,воспроизведения содержания сказки по вопросам учителя.
  • Воспитание взаимопонимания, дружеское отношение к товарищам, воспитывать умственную активность, прививать интерес к предмету.

Оборудование

Картинки с изображением Мороза Ивановича, Рукодельницы,ленивицы,слова-прилагательные к героям сказки(ленивая, добрый, грубая, мудрый, состариться, справедливая, трудолюбивая, руки золотые, добрая),тема урока, сказки (литературные, народные)

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель. Я знаю, вы любите игры, песни, загадки. А сказки?

Дети. Да.

Учитель. Почему вы любите слушать и читать сказки?

Д. В сказках разные чудеса.

Учитель Сказки - мудростью богаты
Сказке - скажем “Приходи”!
Это присказка ребята
Но, а сказка впереди.

Учитель. Что же такое СКАЗКА?

(Сказка – это жанр устного народного творчества.)

Учитель. Какие вы знаете сказки? Назовите.

Учитель. На какие две группы делятся все сказки?

Народные. Кто является создателем народных сказок?

Литературные. В чём особенность литературных сказок?

Вывод: Что же такое сказка?

(Жанр устное народное творчество)

Сказка - это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем- то необыкновенном, волшебном.

Учитель. Какую мы сказку изучали на прошлых уроках? (Мороз Иванович)

Это сказка народная или литературная. А почему?

Кто автор этой сказки? (В.Ф.Одоевский)

- Сядьте прямо не шумите и тихонечко сидите вы послушайте сейчас. Какой же герой к нам спешит на урок.

Ученик

Красивый старичок, седой- седой сидит на ледяной лавочке, да снежные комочки ест. Вы узнали, кто это? (Мороз Иванович)

Портрет (Мороза Ивановича)

Ребята, он понравился вам в сказке?

Каким он был? (добрым, красивым, справедливым, счастливым, морозным, в красивом тулупе, с белой бородой)

А вот и еще один герой сказки?

Ученица

Я очень умная девочка, рано встаю, сама одеваюсь. А, вставши с постельки за работу принимаюсь. (Рукодельница)

- Учитель. А как, вы понимаете смысл этого слова? (Все делает своими руками)

У. Идет рукодельница дальше и смотрит перед ней сидит Мороз Иванович.

Сценка (по ролям).

Девочка. Здравствуй, дедушка!

Мороз Иванович: Здравствуй, рукодельница знаю зачем ты ко мне пожаловала, ты ведерко в мой студенец опустила, отдам, отдам, я тебе его, только ты, мне три дня прослужи, будешь умна награжу, а ленива тебе же хуже. А теперь мне пора спать.

У. В это время рукодельница принялась за работу. Найдите в тексте и прочитайте (Рукодельница принялась взбивать снег.....

Рукодельница меж тем все в доме убралась, кушать сварила.

Рукодельница принялась чулки вязать да кроить…)

Портрет (Рукодельницы)

Учитель. Ребята представьте, что вы художники.Какой бы вы нарисовали портрет Рукодельнице?

Так какая она была? ( Добрая, трудолюбивая, руки как солнышко, лицо умное)

Учитель. Когда рукодельница трудилась, то она напевала рукодельную песню.

Вывод. Вот видите, труд приносит радость людям. “С хорошей песней и дело спорится”

Физминутка

Пусть дорога нелегка,
И замерзли мы слегка
Руки мы сейчас согреем
Все на свете мы умеем.

Учитель. Я слышу, что еще кто- то идет.

Ученица

Да, я лежу в постельке, потягиваюсь, с боку на бок переваливаюсь. А когда захочу встать, то заговорю:

“Нянюшка дай булочки”
“Нянечка завяжи башмачки”

Учитель. Почему автор называет ее Ленивицей? (не любила работать)

Учитель. Вот по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за веревку, да бух прямо ко дну. Идет и видит Мороза Ивановича.

Сценка.

Мороз Иванович. Что тебе надобно, девочка?

Ленивица. Пришла к тебе послушать, да за работу побольше получить.

Мороз Иванович. Дельно ты сказала, девочка за работу деньги следует. Только посмотрим, как ты работать будешь.

Докажите словами автора, как же трудилась Ленивица у Мороза Ивановича?

(“Стану я себя утомлять, да пальцы знобить..” “Пришла на кухню, да не знает, что делать...”)

Учитель. Какой портрет бы вы нарисовали Ленивице? (толстая, угрюмая, ленивая)

Почему?

Вывод

1.За что Мороз Иванович отблагодарил Рукодельницу? (за труд)

2 .Что дал он ей в награду?(ведерко полное пяточками, да на память брильянтик.

НАйдите в словаре и прочитайте,что такое брильянтик? (драгоценный камень)

3.А как он отблагодарил Ленивицу? (большой – пребольшой серебряный слиток, а в другую руку пребольшой брильянт)

4.А почему он ее так наградил? (не любила трудиться)

Почему Мороз Иванович отблагодарил девочек по разному? Отношение и петушка тоже оказалось разное. Найдите и прочитайте.

Учитель

Ребята, в жизни когда-нибудь встречали: Рукодельниц и Ленивиц?

На кого бы из героев сказки вам хотелось походить?

Почему?

Наша сказка подошла к концу.

Во всех сказках добро побеждает, а зло наказывается.

Доброта с годами не стареет
Доброта от холода согреет
Если доброта, как солнце светит
Радуемся мы все вместе.

Домашнее задание. Пересказать сказку, нарисовать рисунок, найти пословицы и поговорки о добре и труде.