(На доске записана тема урока, прикреплен плакат с ярким изображением пирамиды, а также рисунок снеговика, на столе лежат новогодние открытки)
Тема: Зачетный урок по текстовому и графическому редактору. 4 “б” класс, декабрь 2007 г.
Цели урока:
Обучающие: Углубить и систематизировать знания детей по текстовому и графическому редактору. Повысить общую осведомленность и образованность детей по предмету.
Развивающие: Развивать умение детей работы с компьютером. Повлиять на познавательную активность детей в сторону ее интенсификации. Развить важные качества личности детей – умение понять ту или иную задачу, наблюдательность, внимание, воображение, мышление.
Воспитывающие: Воспитать сплоченный коллектив, сочетающий в себе разнообразные интересы и способности.
Тип урока: урок проверки знаний, умений и навыков учащихся.
Вид урока: контрольно-зачетный урок.
Межпредметная связь: русский язык, рисование, познание мира.
Метод обучения: Методы проблемного обучения (алгоритмический и исследовательский).
Наглядные пособия и ТСО: карточки, картинки, ПО, ПК, игрушка слон, плакат с изображением пирамиды, рисунок.
Литература:
1.В.Фигурнов, IBM PС для пользователей, Москва, 1998.
2.Журнал: “Компьютер – твой друг”, 4 класс, изд. Дрофа, Москва, 1997.
3.Е.Балафанов, 30 уроков по информатике, изд.Шатарап, 1998.
4. Программа по информатике для 1-4 классов, Привалова А.М., лиц. № 0232, опубл. в журнале “Начальная школа Казахстана”, № 3 , 2003 год.
План урока.
Организационный момент.
А) выслушать доклад дежурного;
Б) отметить отсутствующих.
Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами проведем не обычный урок, урок наш пройдет как зачетный. В ходе урока вы покажите свои знания не только по предмету информатика, но и по таким предметам как русский язык, рисование, познание мира. Вы покажите все свои знания, которые получили на информатике в прошлом учебном году и за I полугодие 2003-2004 учебного года. И так начнем.
Этап актуализации субъективного опыта учащихся.
Первый этап зачета – устный опрос. Ответить на вопросы:
- Как называется устройство, расположенное на столе (учитель указывает на компьютер)?
- Из каких блоков он состоит? (монитор, системный блок, клавиатура, мышь)
- Для чего служит системный блок? (для хранения и обработки информации)
- Какую функцию выполняет монитор? (показывает, что делает пользователь)
- Для чего служит клавиатура? (для ввода текстов)
- Какую работу выполняет мышь? (для открытия программ, сохранения файлов….)
- Для чего служит компьютер? (создания рисунков, текстов, работы с калькулятором, для прослушивания музыка, для игр….)
- Что больше всего вы любите делать на компьютере? (играть)
- Что такое меню? (Это перечень действий, которые можно выполнить на компьютере).
- Что называют “исполнителем” и “системой команд исполнителя”? (Исполнителем, называется человек, коллектив, животное или техническое устройство, которые понимают и умеют очень точно исполнять задаваемые им команды. Набор, понятных исполнителю команд называется системой команд исполнителя)
- А что понимают под моделью? (это упрощенное представление о реальном объекте, процессе, явлении)
- Как называется тема, которую мы проходили в течение последних уроков? (модели и моделирование)
Этап применение знаний и способов действий.
Второй этап зачета – решаем кроссворд. Работа по карточкам. Прежде чем мы с вами приступим к решению кроссворда, ответьте мне, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Какое время года у нас сейчас? (зима)
- Какой праздник мы скоро будем отмечать? (Новый год)
- Когда произносятся слова “зима” и “Новый год”, что вы себе представляете?
(Сснег, мороз, снеговик, подарки, костюмы, горки…). Ответили вы правильно. Поэтому я хочу вам предложить отгадать кроссворд на зимнюю тему. На столах у вас карточки с картинкой снеговика. [прил.1]. Такая же картинка у нас на доске. Давайте вместе разберемся, что же изображено на картинке? Что вы видите? Называйте, пожалуйста. Учитель прикрепляет в доске слова, названные учениками (снежинки, угли, морковь, ветки, елки, заяц, ведро, метла – слова напечатаны на цветном принтере в альбомном формате А 4 по 2 слова на листе). Когда выяснили, что же мы видим на картинке, начнем заполнять кроссворд.
Учитель проверяет работу учащихся. Молодцы очень хорошо справились с заданием.
А теперь небольшая разминка, прежде чем мы начнем работу на компьютере. Все встали, размяли кисти рук, шею, плечи, выполнили гимнастику для глаз. (1-2 минуты).
Этап обобщения и систематизации знаний.
А) Следующий этап нашего урока – написание диктанта.
Сейчас, ребята, вы сядете за компьютеры, и мы напишем диктант на тему: “Пришла зима”. Но сначала ответьте: какие клавиши мы используем при написании диктанта на компьютере?
Отвечают учащиеся. (Shift, Caps Lock, пробел, точка, восклицательный знак)
Диктант: “Пришла зима”.
Пришла долгожданная зима. Выпало много снега. Снег окутал дома и деревья. Замерзла река. Дети катаются с горок, играют в снежки. А вчера они вылепили снеговика. Веселый и красивый получился снеговик. Как хороша зима!
Учитель визуально проверяет написание диктанта, учащиеся сохраняют его в файл и закрывают программу.
Б)А сейчас последнее задание – выполните рисунок по одной из предложенных тем: “Новый год”, “Здравствуй зима”, “Зимние мотивы”. Когда рисунки будут готовы, не забудьте их сохранить под своим именем, например, “зима-Алеша”.
Учитель проверяет и оценивает работу учащихся.
Этап контроля и самоконтроля знаний.
Подведение итогов урока:
А) выставляются оценки за урок (комментируется каждая оценка);
Б) награждение участников урока новогодними открытками (приготовлены цветные снеговики на картонной бумаге, размер ? формата А4).
Спасибо за работу!
До свидания!
Комментарий к уроку: на оргмомент и подведение итогов затрачено 5 минут, на устный опрос 5 минут, остальное время распределено равномерно на 3 этапа урока, в каждом из них есть устная работа, поэтому норма работы за компьютером не превышена. Всего на уроке присутствовало 11 учеников, т.к. в кабинете 11 компьютеров.
Картинки для решения кроссворда выполнены размером ? формата А4. Я их взяла из журнала изд.Дрофа “Компьютер – твой друг” 1 класс. Картинки можно раскрасить в любом графическом редакторе. На плакате (на доске), нет кроссворда и вспомогательных слов, т.к. они приготовлены на отдельных лентах и крепятся к доске во время работы. Ответ на кроссворд: снежинки, угли, морковь, ветки, елки, заяц, ведро, метла.