Конспект занятия в средней логопедической группе по теме: "В гости к елочке"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели занятия:

  • Развивать способность детей узнавать и различать неречевые звуки и фонемы родного языка через игру.
  • Упражнять в подборе слов, отличающихся одним звуком.
  • Продолжать развивать мелкую моторику, речевое дыхание, силу и высоту голоса, интонационную выразительность через драматизацию диалогов и игровые упражнения.
  • Создать у детей бодрое и радостное настроение, интерес к занятию.

Атрибуты к занятию:

Высокая ширма, за которой находится помощник- воспитатель, искусственная ёлка; игрушки: медвежонок, котёнок, ёжик, утёнок, кукла; 2 стеклянные ёмкости, вода, лист бумаги, дудка, барабан, колокольчик; большая рукавица из ткани – в качестве “чудесного мешочка”, телеграмма от Деда Мороза, плоскостные игрушки из картона на ёлку: дудочка, уточка, удочка, курочка, петух, котик, гномик, гусь; костюм для Деда Мороза, посох, бумажные ёлочки – сувениры, конфеты.

Предшествующая работа:

Знакомство с темами: “Зима”, “Дикие животные”, чтение сказок,

Заучивание коротких стихов, загадок о животных, об игрушках, обыгрывание диалогов.

Проведение игр на узнавание неречевых звуков, на развитие фонематического восприятия и фонематического слуха.

Лексика: Мяукает, пищит, пыхтит, плачет, звенит, шуршит, стучит, переливается.

Индивидуальная работа:

Проговаривание слов – действий, звукоподражаний, коротких стихов.

План занятия:

1. Организационный момент.

  • загадка о ёлочке.

2. Сюрпризный момент “котёнок”

  • игра: “Тихо–громко”.
  • игра: “Кот-хвастун”.

3. “Кукла”.

  • звукоподражание
  • игра-хоровод: “Узнай по голосу”.
  • Звукоразличение (зуб-суп)

4. Неречевые звуки.

5. Встреча с мишкой и ежом.

  • звукоподражание
  • диалоги: “Ёлка”, “Что ты, ёж, такой колючий?”.

6. Релаксация.

7. Утёнок

  • звукоподражание
  • стихотворение
  • танец утят.

8. “Рукавичка”.

  • игра: “Доскажи словечко”.
  • Стихи об игрушках.

9. Сюрпризный момент (Дед Мороз с ёлкой).

  • игра: “Тихо-громко”
  • украшение ёлочки
  • стихи для Деда Мороза
  • хоровод: “Вот какая ёлочка”.

10. Итог занятия.

Ход занятия.

Дети под музыку входят в зал, останавливаются возле логопеда.

Логопед (в дальнейшем-Л.):- Отгадайте загадку: Красавица лесная,

Стоит, светло сверкая, как пышно убрана. Скажите, кто она?

Дети (в дальнейшем – Д.): -Ёлочка.

Л.:- Правильно, эта загадка про ёлочку. Сегодня мы отправимся в гости к ёлочке. Где она растёт?

Д.:- В лесу.

Л.:- Мы отправимся в новогодний лес. Только в какую сторону идти? Кто нам подскажет? /за дверью раздаётся мяуканье/. Кто это голос подаёт?

Д.:- Это кошка мяукает.

/Логопед заглядывает за дверь и выносит игрушечного котёнка и клубок ниток./

Л.:- Посмотрите, какой котёнок! Как он мяукает?

Д.:- Мяу – мяу!

Л.:- Давайте поиграем с котёнком в игру “Тихо – громко”. Когда я спрячу котёнка за спину – мяукайте тихо, а когда покажу вам его – громко. / Проводится игра./

Л.: -Этот котёнок – хвастунишка. Он любит хвастать. А вы умеете хвастаться? Давайте поиграем в игру “Кот – хвастун”. Вы – котята, а я – хозяйка.

  • Кто нитку прядёт?
  • Кто- кто - кот.
  • Кто ткань ткёт?
  • Кто- кто - кот.
  • Кто куртку шьёт?
  • Кто- кто - кот.
  • А кто из кладовки сметанку крадёт?

/Дети молчат. / Молчит кот, только облизывает свой рот. /Дети облизываются/

Логопед усаживает котёнка на стульчик.

Л.: - Клубок покажет, в какую сторону идти / звучит полька, дети идут по залу – гуляют/.

Из – за ширмы раздаётся плач куклы: а-а-а! Дети прислушиваются.

Л.: - Что вы слышите?

Д.: - Кто – то плачет.

Из – за ширмы показывается кукла.

Л.: - Кто это?

Д.: - Кукла.

Л.: - Как она плакала?

Д.: - А-а-а!

Л.: - Кукла заблудилась. Как нужно кричать когда заблудишься в лесу?

Д.: - А-у!

Л.: -Давайте поиграем с куклой в игру “ Узнай по голосу”, и научим куклу кричать “ау”.

/ игра проводится под музыку/

Л.: - Саша, ты сейчас в лесу. Мы зовём тебя – ау! Ну- ка, глазки закрывай, не робей.

Кто зовёт тебя, узнай поскорей! Ау!

/Дети, взявшись за руки, идут хороводом вокруг ребёнка с куклой, поют. Ребёнок, в центре хоровода, должен узнать по голосу того, кто позвал./

Л.: - Послушайте, что сказала мне кукла: - Я ела зуб, у меня заболел суп.

Правильно сказала кукла?

Д.: - Нет /определяют ошибку/.

Логопед усаживает куклу на стульчик рядом с котёнком.

Л.: - Кукла и котёнок посидят, а мы, пойдём с вами дальше / звучит полька, дети идут /.

Л.: - Давайте присядем на лесной полянке.

Дети усаживаются на ковре и прислушиваются. Из-за ширмы раздаются различные шумовые неречевые звуки - журчание воды, шелест сминаемой бумаги, барабанная дробь, звуки дудки, погремушки, колокольчика/.

Л.: - Что делает водичка? /журчит, переливается/

- Что делает бумага? / бумага шуршит/

- Что делает колокольчик? / звенит/

- Что делает барабан? /стучит/

- Что делает погремушка? /гремит/

Звучит мелодия медвежьего марша.

Л.: - Что вы слышите, шум или музыку?

Д.: - Музыку.

Л.: - Кто может появиться под такую музыку?

Д.: - Медведь.

Л.: - Давайте походим как медвежата и, позовём сюда медвежонка. Как медвежата подают голос?

Д.: - Э-э-э-э-э / ходят под музыку ,переваливаясь с ноги на ногу, и ,в это время, из-за ширмы появляются игрушечные медвежонок и ёжик /.

Л.: - Посмотрите, кто это?/ дети отвечают/. Что зимой делают медведи? Ежи?

Д.: - Спят.

Л.: - Где они спят?/ дети отвечают/. А вот наши медвежонок и ёжик не спят. А почему они не спят, мы сейчас узнаем.

Диалог “Ёлка”. Ребёнок- медвежонок и ребёнок- ёж идут навстречу друг другу, в руках у них игрушки.

Ёж: - Ты куда идёшь, медведь?

М.: - В город, ёлку поглядеть.

Ёж: - А на что тебе она?

М.: - Новый год встречать пора. Ёж: - Где поставишь ты её?

М.: - В лес возьму, в своё жильё.

Ёж: - Что ж не вырубишь в лесу?

М.: - Жалко, лучше принесу.

Л.:- Почему же наш мишка не спит?/ ответы детей/ Посмотрите на ёжика. Какой он?

Д.:- Колючий, маленький…

Л.:- Давайте спросим у него почему он такой колючий? /диалог/

Дети:- Что ж ты, ёж, такой колючий?

Ребёнок: - Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? – Лисы, волки да медведи.

Л.: - Как ёжик голос подаёт?

Д.: -Ф-ф-ф или пых- пых пых.

Л.: - Что он делает?

Д.: - Пыхтит.

Л.: - Что делает ёжик, когда рядом опасность?

Д.: - Он сворачивается в клубок./ Дети показывают, как ёжик это делает; затем, логопед усаживает игрушки на стульчик и предлагает детям отдохнуть/.

Релаксация /под спокойную музыку/: -Дети по лесу гуляли, дети ёлочку искали, дети сели отдыхать, захотелось им поспать/ дети укладываются на спину, закрывают глаза, расслабляются/.

А я спать не хочу, я вас всех посторожу. Баю-бай, баю-бай, отдыхайте, засыпайте./ Пока дети отдыхают, логопед достаёт из-за ширмы игрушечного утёнка, затем в тишине спокойно “пробуждает” детей/.

Л.: -Пока вы отдыхали в гости к нам пожаловал …/ из-за спины раздаётся писк и дети отгадывают, чей это голос/

Л.: - Правильно, утёнок. Как он голос подаёт?/ пи- пи- пи / Что он делает? / пищит /

Стихотворение про утёнка: / ребёнок /

“Удивительный ребёнок-

Только вышел из пелёнок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать”.

Л.: - Утёнку очень понравилось стихотворение и он хочет с вами потанцевать/ “Танец утят” - грамзапись. Затем логопед усаживает игрушечного утёнка на стульчик /.

Л.: - Пойдём дальше под музыку . / Подходят к “сугробу”, из-под которого виднеется уголок большой рукавицы. Дети рассматривают рукавицу, прикладывают к ней свои руки – никому она не подходит. Из рукавицы извлекается телеграмма. Логопед читает текст/.

“ С Новым годом поздравляю, вам загадки посылаю. Интересно мне узнать, кто их сможет отгадать? Кто ответит на вопрос? Скоро буду Дед…/ Мороз/”.

-Так вот чья это рукавица. Отгадайте загадки. Они спрятались в игре “ Доскажи словечко”.

  1. Я в походе был, в барабан я …/ бил /.
  2. У зверей на лапах когти, у людей на пальцах…/ ногти /.
  3. Мальчик был очень мил, он руки с мылом …/ мыл /.
  4. Мы пришли сегодня в гости, принесли собачке…/ кости /.
  5. На вешалке шапки, а на коврике …/ тапки /.

В рукавице лежат ещё и игрушки на ёлку. / Логопед достаёт игрушки из картона. Дети проговаривают название каждой: дудочка, уточка, удочка, курочка, гусь, петух. Затем определяют наличие ударного гласного звука “у” в каждом слове. Рассказывают стихи о каждой игрушке /.

  1. Уточка – качалочка рыбки наловила. Уточка – качалочка деток накормила.
  2. Вова удочку закинул, из водички рыбку вынул.
  3. Ду- ду-ду сидел филин на дубу.
  4. Гуси-гуси? Га-га-га! Пить хотите? Да-да-да!
  5. Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко. Лапками гребите, зёрнышки ищите / речь+ движение/.
  6. Удивительный петух! Сверху – перья, снизу – пух. Хитрый хвостик вьётся, в руки не даётся.

Раздаётся стук посохом за дверью.

Л.: Что это за стук? Может это Дед Мороз идёт, ёлочку нам несёт? Давайте позовём его.

Д.: Дедушка Мороз! / появляется Дед Мороз, здоровается, показывает ёлку; дети развешивают игрушки на ёлку, рассказывают, что нашли его рукавицу, рассказывают новогодние стихи, усаживают игрушки под ёлку, водят хоровод:” Вот какая ёлочка”. Д. Мороз угощает детей конфетами/.

Л.: Сегодня мы с вами ходили в гости к ёлочке. Вам понравилось путешествие? / ответы детей /

Нашим гостям на память о встрече давайте подарим бумажные ёлочки – игрушки. Пусть они украсят ими свои новогодние ёлки.