Цели занятия:
- Развивать способность детей узнавать и различать неречевые звуки и фонемы родного языка через игру.
- Упражнять в подборе слов, отличающихся одним звуком.
- Продолжать развивать мелкую моторику, речевое дыхание, силу и высоту голоса, интонационную выразительность через драматизацию диалогов и игровые упражнения.
- Создать у детей бодрое и радостное настроение, интерес к занятию.
Атрибуты к занятию:
Высокая ширма, за которой находится помощник- воспитатель, искусственная ёлка; игрушки: медвежонок, котёнок, ёжик, утёнок, кукла; 2 стеклянные ёмкости, вода, лист бумаги, дудка, барабан, колокольчик; большая рукавица из ткани – в качестве “чудесного мешочка”, телеграмма от Деда Мороза, плоскостные игрушки из картона на ёлку: дудочка, уточка, удочка, курочка, петух, котик, гномик, гусь; костюм для Деда Мороза, посох, бумажные ёлочки – сувениры, конфеты.
Предшествующая работа:
Знакомство с темами: “Зима”, “Дикие животные”, чтение сказок,
Заучивание коротких стихов, загадок о животных, об игрушках, обыгрывание диалогов.
Проведение игр на узнавание неречевых звуков, на развитие фонематического восприятия и фонематического слуха.
Лексика: Мяукает, пищит, пыхтит, плачет, звенит, шуршит, стучит, переливается.
Индивидуальная работа:
Проговаривание слов – действий, звукоподражаний, коротких стихов.
План занятия:
1. Организационный момент.
- загадка о ёлочке.
2. Сюрпризный момент “котёнок”
- игра: “Тихо–громко”.
- игра: “Кот-хвастун”.
3. “Кукла”.
- звукоподражание
- игра-хоровод: “Узнай по голосу”.
- Звукоразличение (зуб-суп)
4. Неречевые звуки.
5. Встреча с мишкой и ежом.
- звукоподражание
- диалоги: “Ёлка”, “Что ты, ёж, такой колючий?”.
6. Релаксация.
7. Утёнок
- звукоподражание
- стихотворение
- танец утят.
8. “Рукавичка”.
- игра: “Доскажи словечко”.
- Стихи об игрушках.
9. Сюрпризный момент (Дед Мороз с ёлкой).
- игра: “Тихо-громко”
- украшение ёлочки
- стихи для Деда Мороза
- хоровод: “Вот какая ёлочка”.
10. Итог занятия.
Ход занятия.
Дети под музыку входят в зал, останавливаются возле логопеда.
Логопед (в дальнейшем-Л.):- Отгадайте загадку: Красавица лесная,
Стоит, светло сверкая, как пышно убрана. Скажите, кто она?
Дети (в дальнейшем – Д.): -Ёлочка.
Л.:- Правильно, эта загадка про ёлочку. Сегодня мы отправимся в гости к ёлочке. Где она растёт?
Д.:- В лесу.
Л.:- Мы отправимся в новогодний лес. Только в какую сторону идти? Кто нам подскажет? /за дверью раздаётся мяуканье/. Кто это голос подаёт?
Д.:- Это кошка мяукает.
/Логопед заглядывает за дверь и выносит игрушечного котёнка и клубок ниток./
Л.:- Посмотрите, какой котёнок! Как он мяукает?
Д.:- Мяу – мяу!
Л.:- Давайте поиграем с котёнком в игру “Тихо – громко”. Когда я спрячу котёнка за спину – мяукайте тихо, а когда покажу вам его – громко. / Проводится игра./
Л.: -Этот котёнок – хвастунишка. Он любит хвастать. А вы умеете хвастаться? Давайте поиграем в игру “Кот – хвастун”. Вы – котята, а я – хозяйка.
- Кто нитку прядёт?
- Кто- кто - кот.
- Кто ткань ткёт?
- Кто- кто - кот.
- Кто куртку шьёт?
- Кто- кто - кот.
- А кто из кладовки сметанку крадёт?
/Дети молчат. / Молчит кот, только облизывает свой рот. /Дети облизываются/
Логопед усаживает котёнка на стульчик.
Л.: - Клубок покажет, в какую сторону идти / звучит полька, дети идут по залу – гуляют/.
Из – за ширмы раздаётся плач куклы: а-а-а! Дети прислушиваются.
Л.: - Что вы слышите?
Д.: - Кто – то плачет.
Из – за ширмы показывается кукла.
Л.: - Кто это?
Д.: - Кукла.
Л.: - Как она плакала?
Д.: - А-а-а!
Л.: - Кукла заблудилась. Как нужно кричать когда заблудишься в лесу?
Д.: - А-у!
Л.: -Давайте поиграем с куклой в игру “ Узнай по голосу”, и научим куклу кричать “ау”.
/ игра проводится под музыку/
Л.: - Саша, ты сейчас в лесу. Мы зовём тебя – ау! Ну- ка, глазки закрывай, не робей.
Кто зовёт тебя, узнай поскорей! Ау!
/Дети, взявшись за руки, идут хороводом вокруг ребёнка с куклой, поют. Ребёнок, в центре хоровода, должен узнать по голосу того, кто позвал./
Л.: - Послушайте, что сказала мне кукла: - Я ела зуб, у меня заболел суп.
Правильно сказала кукла?
Д.: - Нет /определяют ошибку/.
Логопед усаживает куклу на стульчик рядом с котёнком.
Л.: - Кукла и котёнок посидят, а мы, пойдём с вами дальше / звучит полька, дети идут /.
Л.: - Давайте присядем на лесной полянке.
Дети усаживаются на ковре и прислушиваются. Из-за ширмы раздаются различные шумовые неречевые звуки - журчание воды, шелест сминаемой бумаги, барабанная дробь, звуки дудки, погремушки, колокольчика/.
Л.: - Что делает водичка? /журчит, переливается/
- Что делает бумага? / бумага шуршит/
- Что делает колокольчик? / звенит/
- Что делает барабан? /стучит/
- Что делает погремушка? /гремит/
Звучит мелодия медвежьего марша.
Л.: - Что вы слышите, шум или музыку?
Д.: - Музыку.
Л.: - Кто может появиться под такую музыку?
Д.: - Медведь.
Л.: - Давайте походим как медвежата и, позовём сюда медвежонка. Как медвежата подают голос?
Д.: - Э-э-э-э-э / ходят под музыку ,переваливаясь с ноги на ногу, и ,в это время, из-за ширмы появляются игрушечные медвежонок и ёжик /.
Л.: - Посмотрите, кто это?/ дети отвечают/. Что зимой делают медведи? Ежи?
Д.: - Спят.
Л.: - Где они спят?/ дети отвечают/. А вот наши медвежонок и ёжик не спят. А почему они не спят, мы сейчас узнаем.
Диалог “Ёлка”. Ребёнок- медвежонок и ребёнок- ёж идут навстречу друг другу, в руках у них игрушки.
Ёж: - Ты куда идёшь, медведь?
М.: - В город, ёлку поглядеть.
Ёж: - А на что тебе она?
М.: - Новый год встречать пора. Ёж: - Где поставишь ты её?
М.: - В лес возьму, в своё жильё.
Ёж: - Что ж не вырубишь в лесу?
М.: - Жалко, лучше принесу.
Л.:- Почему же наш мишка не спит?/ ответы детей/ Посмотрите на ёжика. Какой он?
Д.:- Колючий, маленький…
Л.:- Давайте спросим у него почему он такой колючий? /диалог/
Дети:- Что ж ты, ёж, такой колючий?
Ребёнок: - Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? – Лисы, волки да медведи.
Л.: - Как ёжик голос подаёт?
Д.: -Ф-ф-ф или пых- пых пых.
Л.: - Что он делает?
Д.: - Пыхтит.
Л.: - Что делает ёжик, когда рядом опасность?
Д.: - Он сворачивается в клубок./ Дети показывают, как ёжик это делает; затем, логопед усаживает игрушки на стульчик и предлагает детям отдохнуть/.
Релаксация /под спокойную музыку/: -Дети по лесу гуляли, дети ёлочку искали, дети сели отдыхать, захотелось им поспать/ дети укладываются на спину, закрывают глаза, расслабляются/.
А я спать не хочу, я вас всех посторожу. Баю-бай, баю-бай, отдыхайте, засыпайте./ Пока дети отдыхают, логопед достаёт из-за ширмы игрушечного утёнка, затем в тишине спокойно “пробуждает” детей/.
Л.: -Пока вы отдыхали в гости к нам пожаловал …/ из-за спины раздаётся писк и дети отгадывают, чей это голос/
Л.: - Правильно, утёнок. Как он голос подаёт?/ пи- пи- пи / Что он делает? / пищит /
Стихотворение про утёнка: / ребёнок /
“Удивительный ребёнок-
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать”.
Л.: - Утёнку очень понравилось стихотворение и он хочет с вами потанцевать/ “Танец утят” - грамзапись. Затем логопед усаживает игрушечного утёнка на стульчик /.
Л.: - Пойдём дальше под музыку . / Подходят к “сугробу”, из-под которого виднеется уголок большой рукавицы. Дети рассматривают рукавицу, прикладывают к ней свои руки – никому она не подходит. Из рукавицы извлекается телеграмма. Логопед читает текст/.
“ С Новым годом поздравляю, вам загадки посылаю. Интересно мне узнать, кто их сможет отгадать? Кто ответит на вопрос? Скоро буду Дед…/ Мороз/”.
-Так вот чья это рукавица. Отгадайте загадки. Они спрятались в игре “ Доскажи словечко”.
- Я в походе был, в барабан я …/ бил /.
- У зверей на лапах когти, у людей на пальцах…/ ногти /.
- Мальчик был очень мил, он руки с мылом …/ мыл /.
- Мы пришли сегодня в гости, принесли собачке…/ кости /.
- На вешалке шапки, а на коврике …/ тапки /.
В рукавице лежат ещё и игрушки на ёлку. / Логопед достаёт игрушки из картона. Дети проговаривают название каждой: дудочка, уточка, удочка, курочка, гусь, петух. Затем определяют наличие ударного гласного звука “у” в каждом слове. Рассказывают стихи о каждой игрушке /.
- Уточка – качалочка рыбки наловила. Уточка – качалочка деток накормила.
- Вова удочку закинул, из водички рыбку вынул.
- Ду- ду-ду сидел филин на дубу.
- Гуси-гуси? Га-га-га! Пить хотите? Да-да-да!
- Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко. Лапками гребите, зёрнышки ищите / речь+ движение/.
- Удивительный петух! Сверху – перья, снизу – пух. Хитрый хвостик вьётся, в руки не даётся.
Раздаётся стук посохом за дверью.
Л.: Что это за стук? Может это Дед Мороз идёт, ёлочку нам несёт? Давайте позовём его.
Д.: Дедушка Мороз! / появляется Дед Мороз, здоровается, показывает ёлку; дети развешивают игрушки на ёлку, рассказывают, что нашли его рукавицу, рассказывают новогодние стихи, усаживают игрушки под ёлку, водят хоровод:” Вот какая ёлочка”. Д. Мороз угощает детей конфетами/.
Л.: Сегодня мы с вами ходили в гости к ёлочке. Вам понравилось путешествие? / ответы детей /
Нашим гостям на память о встрече давайте подарим бумажные ёлочки – игрушки. Пусть они украсят ими свои новогодние ёлки.