Урок математики в 1-м классе по теме "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • Познакомить учащихся с общим приемом сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
  • Развивать навык счета.
  • Развивать умение решать составные задачи.
  • Развивать внимание, наблюдательность учащихся.

Оборудование:

  • Задания для устного счета (индивидуальные задания).
  • Объемный абак и палочки, наборное полотно и кружки.
  • Следы – примеры.
  • Задание на смекалку.

Ход урока

I . Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка.

1●1●1

11●11●11

III. Устный счет.

Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!

– К нам на урок пришли сказочные герои, а из какой сказки мы узнаем, выполнив задание у доски.

(Задание выполняет самостоятельно 1 чел.)

– А мы решим весёлые задачки.

а) На прогулку из яслей
Вышло десять малышей.
Пять из них на травку сели,
Остальные – на качели.

Сколько ребят село на качели?
10 – 5 = 5(м.)

б) Дядя ежик в сад зашёл,
Десять спелых груш нашел.
Семь из них он дал ежатам,
Остальные же – зайчатам.

Сколько груш дядя еж дал зайчатам?
10 – 7 = 3 (гр.)

– С героями из какой сказки мы сегодня встретимся? («Колобок»)

Герои сказки «Колобок»
Пришли сегодня на урок.
И спрятались в теремок.

– Хотите ли вы узнать, кто где спрятался?

– Для этого нужно решить примеры.

(Примеры выставляются на наборное полотно).

8 + 6 = 14
10 + 4 = 14
16 – 6 = 10
14 – 10 = 4
15 – 1 = 14
3 + 7 = 10
заяц
волк
медведь
лиса
 
 

– Поработаем с этими примерами.

Каждый задание принес,
А вместо ответа поставил вопрос.

– На какие группы можно разделить эти примеры?

Ответы :

  • Суммы (10 + 4 = 14, 8 + 6 = 14)

– Как называются числа при сложении?

  • С ответом 14 (10 +4 =14, 8 + 6= 14, 15 – 1 = 14)
  • Разность (14 – 10 =4, 16 – 6 = 10)

– Как называются числа при вычитании?

  • С ответом 10 (16 – 6 =10, 3+ 7 =10)

– Какой пример вызвал у вас трудность в вычислении? (8 +6 =14)

– А почему?

IV. Цель урока.

– Кто догадался, чему мы будем учиться на уроке?

(Дети сами формулируют цель урока, учитель дополняет).

V. Новая тема.

Колобок:

Я – Колобок, сбежал с окошка,
Деда с бабой огорчил.
Покатился по дорожке,
В лапы к Зайцу угодил.
Заяц съесть меня хотел,
Но предложил …

Заяц:

Если ты решишь заданье,
Я тебя без наказанья
В путь-дорожку снаряжу
И на волю отпущу.

– Надо быстро Колобочка спасать,
Помочь от Зайчишки ему убежать!

– Вы готовы помочь Колобку?

– Он просит вас поработать в группах и сделать вывод, как нужно прибавлять числа, шагая через 10.

а) Самостоятельная работа в группах.

Задание для 1 группы:

                     

Решите пример 8 + 7.

  • Возьмите 8 коричневых кружков и положите на наборное полотно.
  • Возьмите 7 жёлтых кружков. Сколько нужно добавить жёлтых кружков до 10?
  • Добавьте. Сколько жёлтых кружков осталось?
  • Добавьте во 2 ряд. Сколько кружков стало?
  • Сделайте вывод:

– Что сделали сначала?

– Что потом?

 
   
   
   
   
   
   
   
   

Задание для 2 группы.

Решите пример 7 + 5
  • Сколько зелёных палочек? Сколько жёлтых палочек? Возьмите 7 зеленых палочек. Сколько нужно добавить желтых палочек до 10? Что образуют 10 палочек?
  • Обозначь на наборном полотне. Сколько желтых палочек осталось?
  • Обозначь на наборном полотне. Сколько получилось всего?
  • Сделайте вывод:

– Сколько прибавили?

– До скольки прибавили?

– Что сделали потом?

б) Выступление групп.

в) Вывод:

– Что общего заметили в выступлении групп? Как нужно считать такие примеры.

(Прибавляем по частям, сначала надо прибавлять до 10, а потом остальное прибавлять к 10).

г) Учебник с. 58 чтение вывода.

д) Закрепление с. 58, № 1 с объяснением.

Вот на встречу серый волк,
В Колобках он знает толк.
Чтобы Волк его не съел,
Колобочек наш запел.

VI. Физ. минутка.

Спал цветок и вдруг проснулся:
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружится, вьется.

VII. Закрепление.

Волк:

С песней, Колобочек, не спеши,
Лучше ты заданье мне реши.
Если ты пример решишь,
Дальше смело побежишь.

(с. 58, № 2)

Не попал он Волку в лапы
По следам он в лес пошёл.
Вдруг на встречу Косолапый.
Колобочек испугался,
На пенек скорей забрался,
Только начал песню петь,
Как Медведь давай реветь.

Медведь:

Ты не пой мне, Колобок,
Лучше ты реши, дружок,
Трудную задачу.

(c. 58, № 3)

Колобок наш утомился,
На пенечке развалился.
Вмиг поднимем дух ему,
Вам зарядку по уму.

(Задание на смекалку.)

Вот и Лисонька идет
И такую речь ведет.

Лиса:

Съем тебя я, Колобок –
Но прежде дам тебе я срок:
Чтоб сумел за пять минут
Все решить, что есть вот тут.

– Поможем, ребята?

Мы, Лиса, тебя проучим,
Колобочка не получишь,
Колобочка мы спасем,
Бабе с дедом унесем!

(с. 59, № 5)

Колобочку помогли,
Колобочка мы спасли.
Всем спасибо. Молодцы!

VIII. Итог урока.

– Повторим, чему мы научились на уроке?

– Какое задание вам понравилось больше всего?

– Чем?

– Какое задание вызвало у вас затруднения?

Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемену ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо!