Задачи:
- Познакомить учащихся с общим приемом сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
- Развивать навык счета.
- Развивать умение решать составные задачи.
- Развивать внимание, наблюдательность учащихся.
Оборудование:
- Задания для устного счета (индивидуальные задания).
- Объемный абак и палочки, наборное полотно и кружки.
- Следы – примеры.
- Задание на смекалку.
Ход урока
I . Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
1●1●1
11●11●11
III. Устный счет.
Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!
– К нам на урок пришли сказочные герои, а из какой сказки мы узнаем, выполнив задание у доски.
(Задание выполняет самостоятельно 1 чел.)
– А мы решим весёлые задачки.
а) На прогулку из яслей
Вышло десять малышей.
Пять из них на травку сели,
Остальные – на качели.Сколько ребят село на качели?
10 – 5 = 5(м.)б) Дядя ежик в сад зашёл,
Десять спелых груш нашел.
Семь из них он дал ежатам,
Остальные же – зайчатам.Сколько груш дядя еж дал зайчатам?
10 – 7 = 3 (гр.)
– С героями из какой сказки мы сегодня встретимся? («Колобок»)
Герои сказки «Колобок»
Пришли сегодня на урок.
И спрятались в теремок.
– Хотите ли вы узнать, кто где спрятался?
– Для этого нужно решить примеры.
(Примеры выставляются на наборное полотно).
| заяц | ||||||||||||||||||
волк | |||||||||||||||||||
медведь | |||||||||||||||||||
лиса | |||||||||||||||||||
– Поработаем с этими примерами.
Каждый задание принес,
А вместо ответа поставил вопрос.
– На какие группы можно разделить эти примеры?
Ответы :
- Суммы (10 + 4 = 14, 8 + 6 = 14)
– Как называются числа при сложении?
- С ответом 14 (10 +4 =14, 8 + 6= 14, 15 – 1 = 14)
- Разность (14 – 10 =4, 16 – 6 = 10)
– Как называются числа при вычитании?
- С ответом 10 (16 – 6 =10, 3+ 7 =10)
– Какой пример вызвал у вас трудность в вычислении? (8 +6 =14)
– А почему?
IV. Цель урока.
– Кто догадался, чему мы будем учиться на уроке?
(Дети сами формулируют цель урока, учитель дополняет).
V. Новая тема.
Колобок:
Я – Колобок, сбежал с окошка,
Деда с бабой огорчил.
Покатился по дорожке,
В лапы к Зайцу угодил.
Заяц съесть меня хотел,
Но предложил …
Заяц:
Если ты решишь заданье,
Я тебя без наказанья
В путь-дорожку снаряжу
И на волю отпущу.
– Надо быстро Колобочка спасать,
Помочь от Зайчишки ему убежать!
– Вы готовы помочь Колобку?
– Он просит вас поработать в группах и сделать вывод, как нужно прибавлять числа, шагая через 10.
а) Самостоятельная работа в группах.
Задание для 1 группы:
Решите пример 8 + 7.
– Что сделали сначала? – Что потом? |
||
Задание для 2 группы.
Решите пример 7 + 5
– Сколько прибавили? – До скольки прибавили? – Что сделали потом? |
б) Выступление групп.
в) Вывод:
– Что общего заметили в выступлении групп? Как нужно считать такие примеры.
(Прибавляем по частям, сначала надо прибавлять до 10, а потом остальное прибавлять к 10).
г) Учебник с. 58 чтение вывода.
д) Закрепление с. 58, № 1 с объяснением.
Вот на встречу серый волк,
В Колобках он знает толк.
Чтобы Волк его не съел,
Колобочек наш запел.
VI. Физ. минутка.
Спал цветок и вдруг проснулся:
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружится, вьется.
VII. Закрепление.
Волк:
С песней, Колобочек, не спеши,
Лучше ты заданье мне реши.
Если ты пример решишь,
Дальше смело побежишь.
(с. 58, № 2)
Не попал он Волку в лапы
По следам он в лес пошёл.
Вдруг на встречу Косолапый.
Колобочек испугался,
На пенек скорей забрался,
Только начал песню петь,
Как Медведь давай реветь.
Медведь:
Ты не пой мне, Колобок,
Лучше ты реши, дружок,
Трудную задачу.
(c. 58, № 3)
Колобок наш утомился,
На пенечке развалился.
Вмиг поднимем дух ему,
Вам зарядку по уму.
(Задание на смекалку.)
Вот и Лисонька идет
И такую речь ведет.
Лиса:
Съем тебя я, Колобок –
Но прежде дам тебе я срок:
Чтоб сумел за пять минут
Все решить, что есть вот тут.
– Поможем, ребята?
Мы, Лиса, тебя проучим,
Колобочка не получишь,
Колобочка мы спасем,
Бабе с дедом унесем!
(с. 59, № 5)
Колобочку помогли,
Колобочка мы спасли.
Всем спасибо. Молодцы!
VIII. Итог урока.
– Повторим, чему мы научились на уроке?
– Какое задание вам понравилось больше всего?
– Чем?
– Какое задание вызвало у вас затруднения?
Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемену ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо!