Урок по теме: "Двумерные массивы"

Разделы: Информатика


Цель урока: отработка умений, навыков, знаний, решение задач по данной теме.

Тип урока: урок повторения.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Контрольный опрос:

  • Чем двумерный массив отличается от одномерного?
  • Что означает запись: а) А(2,3); б) В(I,J)=5; в) В (G,N) при G=5, N=4.
  • Что такое матрица?
  • Какая матрица называется квадратной? Прямоугольной?
  • Каким признаком обладают элементы матрицы, принадлежащие главной диагонали?
  • Каким признаком обладают элементы матрицы, принадлежащие вспомогательной диагонали?

ОТВЕТЫ:

1. В одномерном массиве каждый элемент имеет один индекс, соответствующий его порядковому номеру в массиве. В двумерном массиве каждый элемент имеет два индекса: первый указывает номер строки, второй – номер столбца, на пересечении которых стоит данный элемент.

2. а) А(2,3) – элемент двумерного массива А, который стоит на пересечении 2 строки и 3 столбца; б) В(I,J)=5 – некоторому элементу двумерного массива В, стоящему на пересечении I-ой строки и J-го столбца присвоено значение 5; в) В (G,N) при G=5, N=4 – дан двумерный массив В, содержащий 5 строк и 4 столбца.

3. Матрица – это таблица, элементами которой могут быть числовые или алгебраические выражения.

4. Матрица называется квадратной, если в ней одинаковое число строк и столбцов. Прямоугольной – если количество строк и столбцов разное.

5. Для элементов главной диагонали выполняется условие I=J, где I – номер строки, J – номер столбца.

6. Для элементов вспомогательной диагонали выполняется условие I+J=N+1, где I – номер строки, J – номер столбца, N – размерность матрицы.

3.Закрепление темы. Решение задач.

Задача № 1. Дана матрица А= , введите ее с помощью операторов READ и DATA и выведите на экран сначала в столбик, а затем в форме таблицы. Постройте блок-схему для этой задачи и запишите программу на языке программирования.

Решение:

DIM A(3,3)
DATA 2,4,6,8,3,5,7,9,1
FOR I=1 TO 3
FOR J=1 TO 3
READ A(I,J)
PRINT A(I,J)
NEXT J
NEXT I
PRINT “Таблица”
FOR I=1 TO 3
FOR J=1 TO 3
PRINT A(I,J)
NEXT J
PRINT
NEXT I
END

Задача № 2. Сформировать массив А(I,J). Увеличьте значение каждого элемента в 5 раз, а затем найдите сумму значений элементов первой строки. Массив вывести на экран в форме таблицы. Напишите программу на языке программирования и постройте блок-схему.

Решение:

CLS
INPUT "Введите размерность массива M,N"; m, n
PRINT
PRINT "Формирование исходного массива"
PRINT
DIM a(m, n)
FOR i = 1 TO m
FOR y = 1 TO n
a(i, y) = INT(RND(1) * 100)
PRINT a(i, y);
NEXT y
PRINT
NEXT i
PRINT
PRINT "Увеличение значений каждого элемента в 5 раз"
PRINT
s = 0
FOR i = 1 TO m
FOR y = 1 TO n
a(i, y) = a(i, y) * 5
PRINT a(i, y);
NEXT y
PRINT
NEXT i
FOR y = 1 TO n
s = s + a(1, y)
NEXT y
PRINT
PRINT "Сумма элементов 1-й строки равна"; s
END

4.Индивидуальная работа с учетом дифференцированного подхода к учащимся.

4.1. Введите матрицу А= с помощью операторов READ и DATA и найдите сумму значений ее элементов. Матрицу выведите на экран в виде таблицы.

4.2. Введите матрицу М=с помощью операторов READ и DATA и поменяйте знаки элементов на противоположные. Выведите элементы матрицы на экран в виде таблицы.

4.3. Сформируйте массив В(3,5) с помощью датчика случайных чисел и выведите на экран в виде таблицы.

4.4. Сформируйте массив М(I,J),с помощью датчика случайных чисел, увеличьте каждый элемент массива на 8. Выведите массив на экран в виде таблицы.

4.5. Сформируйте массив L(I,J), с помощью датчика случайных чисел. Увеличьте каждый элемент массива в 3 раза и поменяйте знак на противоположный. Массив выведите на экран в виде таблицы.

4.6. Сформируйте два массива М(I,J) и А(I,J). Образуйте третий массив К(I,J), каждый элемент которого равен сумме соответствующих элементов массивов М и А. Выведите массив К(I,J) на экран в виде таблицы.

4.7. Сформируйте массив А(N,N). Увеличьте элементы главной диагонали на Y. Выведите массив на экран в виде таблицы.

4.8. Сформируйте массив В(I,J).Обнулите отрицательные элементы массива. Выведите оба массива(исходный и полученный) на экран в виде таблиц.

4.9. Сформируйте массив N(I,J). Элементы нечетных строк увеличить в2 раза. Вывести массив на экран в виде таблицы.

4.10. Сформируйте массив M(G,G).Измените элементы побочной диагонали на -9. Вывести массив на экран в виде таблицы.

5.Обобщение и подведение итогов урока.