I. Пролог.
1. Приветствие.
Друзья, у нас сегодня на занятиях присутствуют гости – учителя из других школ.
2. Тема занятий.
Создание эскиза “Павлопосадский платок”.
3. Цель занятий.
Закрепление навыков работы с инструментами, изучаемыми на уроках, обучение работы с командой “кисть”.
4. Мотив.
Ознакомление с историей создания павлопосадского платка, создание эскиза платка на компьютере.
Мы с вами поймем, почему так прочно вошли в наш быт и пользуются такой популярностью павлопосадские платки.
5. Объем работы.
В течение двух занятий.
6. Роль каждого ученика.
Каждый из вас научится различать стили и направления в изготовлении павлопосадских платков, а также научится создавать их на компьютере.
II. Этюд.
1. Оформление и технические средства:
а) манекен, одетый в русский сарафан с накинутым на него павлопосадским платком;
б) “Павлопосадские платки” – сушеные цветы;
в) компьютер для работы с графическим редактором;
г) компьютер с проектором;
д) программное обеспечение:
- звучание музыки (природа)
- фотографии павлопосадских платков и работ учеников по этой тематике;
- сайты в Интернете, посвященные описанию павлопосадских платков.
ж) локальная сеть;
з) раздаточный материал ученикам для создания эскиза “Павлопосадский платок”.
2. Изображение на экране девочки в павлопосадском платке.
Картина художника Ф. Сычкова “Таня (У изгороди)”
III. Экспликация.
Вводное слово учителя
Как вы думаете, что хотел художник нам показать?
Какое время года изображено на картине?
Что можно сказать об одежде девочки?
Какие отличить павлопосадские платки от других платков?
На Руси женщины всегда покрывали голову платком, потому что это было обычаем, и это было удобно и красиво. Зимы у нас холодные, платок – необходим. А в небольшом городке Павловский Посад, который находится в Московской области, стали делать платки из ткани, украшенной узорами из цветков, да так красиво, что их носили и носят до сих пор многие женщины не только в России, но и во всем мире.
Демонстрируется карта Московской области, павлопосадские платки.
Вопросы учителя.
Нравятся ли вам павлопосадские платки?
Видели вы на ком-то такие платки?
Носят ли в вашей семье их?
Что вы знаете о создании павлопосадских платков?
А вы знаете, какое количество цветов используется при создании павлопосадских платков (более 20)?
Беседа учителя
В 1795 г. Иван Лабзин открыл фабрику по производству платков (это более 200 лет тому назад), где на ткани набивали рисунок из цветов деревянными резными формами, используя для этого доски двух типов: “манеры” и “цветы”. “Цветок” резали из дерева, и с их помощью наносили краски, причем каждый цвет “требовал” отдельной доски. Контур рисунка набивали “манерами”. ( Демонстрируются фотографии )
Изготовители павлопосадских платков придумывали для каждого платка свои узоры из полевых и садовых цветов. Это создавало для тех, кто носил павлопосадские платки, праздничное настроение, тепло лета.
Вопросы учителя.
Посмотрите внимательно павлопосадские платки. Какие цветы на них изображены?
Беседа учителя.
Если мы внимательно рассмотрим платки, созданные давно, то увидим на них знакомые полевые цветы, которые сохранились до наших дней, потому что экологическая обстановка в то время была намного лучше чем сейчас. И если мы не будем заботиться об улучшении экологии окружающей среды, то могут исчезнуть некоторые виды растений, которые изображены на павлопосадских платках. Сегодня павлопосадские платки создаются уже не с помощью резных досок, а с помощью специальных шелковых или капроновых сетчатых шаблонов. Такая печать позволяет наносить неограниченное число цветов, получать на ткани тонкий изящный контур.
Вопросы учителя.
Как вы думаете, как создать эскиз платка?
Любой платок делится на 4 равных части и заполняется цветами.
IV. Практическая часть урока
1. Через мультимедийный проектор учитель демонстрирует технологию создания платка. Эскиз на большом экране и на листах у учеников. Звучит музыка.
Так как наша работа рассчитана на два занятия, сегодня вы все занимаетесь созданием шаблона, а на следующим занятии проявите свое творчество.
2. Практическая работа за компьютером: учащимся предлагается создать эскиз павловопасадского платка. Учитель проводит гимнастику для глаз после 10 мин. работы на компьютере и следит за правильной посадкой при работе за компьютером.
3.Сохранение работы в файле компьютера.
(Спросить разрешение у ученика на демонстрацию его работы.)
Демонстрация на большом экране работ учащихся.
4. Обсуждение работы по созданию павлопосадского платка.
1 Вам нравится работа ученика ___________?
2 Чем она вам нравится?
3 В чем были затруднения у вас при создании работ по изготовлению на компьютере павлопосадского платка?
V. Рефлексия.
Слово учителя
А вы знаете, что существует музей платков?
Если мы заглянем на странички музея платков в Интернете, где представлены новые образцы павлопосадских платков, то мы увидим, какие платки выпускаются сегодня. Учитель показывает странички сайта из музея платков в Интернете.
Подведение итогов.
Наше первое занятие заканчивается, мне бы хотелось, чтобы каждый из вас высказал свое мнение таким образом:
На этом занятии я узнал ….
На этом занятии я научился …
Ученик читает отрывок из стихотворения:
И известны всем в мире цветные платки,
А похожих отыщешь едва ли.
Лето красное ярко цветет на платках,
Словно зарево, шали красивы.
В этих ярких узорах и пышных цветах
Самобытный характер России.
Не платок — красота, всех красавиц мечта
На головках девичьих играет.
Как набросят платок, так охапка цветов
На груди у девчат расцветает.
Н.Скегина