Тема: решение уравнений на нахождение неизвестного множителя.
Задачи:
- познакомить детей с новым видом уравнений:
- закрепить навык табличного умножения и деления;
- развивать интерес к математике, активность и внимание;
- воспитывать чувство меры в свои силы, взаимопомощи.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход урока.
I. Организация урока.
У. - Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости!
- Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость от общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь!
- Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
II. Целевая установка.
У. - А чтобы урок получился у нас действительно интересным, я предлагаю вам отправиться в поход вместе с двумя очаровательными гномами. Они вам хорошо знакомы. Но на уроках математики мы с ними ещё не встречались. ( Слайд № 1).
Жили-были Ох и Ах.
Ох был грустный, недовольный,
Ах веселый и проворный.
Ох учиться не хотел,
Ах читать, считать умел.
За что ни взялся бы наш Ах,
Работа спорится в руках.
За что ни взялся бы наш Ох,
Услышишь только “ох” и вздох.
- Однажды Ах пришёл в гости к Оху и застал его в грустном настроении. Он сидел с математикой в руках. ( Слайд №2).
(Беседа Оха и Аха)
Ох. - Ох, ох! Я никогда не смогу выучить эту математику.
Ах . - А ты верь в себя, у тебя всё получиться. Давай отправимся в путешествие. На свежем воздухе работа пойдёт успешнее.
У. – Путешествуя вместе с Охом и Ахом, мы не только повторим пройденный материал, но и получим новые знания.
III. Актуализация знаний.
1) У. – Для того чтобы отправиться в поход, героям необходимо выйти из калитки.
( Слайд № 3). Но она не простая а математическая. Калитка откроется только тогда, когда вы правильно найдёте значения выражений и поможете Оху открыть калитку.
- Найдите и соедините стрелочками обратные выражения.
36 + 18 | 20: 4 |
42 : 6 | 79-12 |
67 + 12 | 18 : 3 |
4 х 5 | 7 х 6 |
- Почему они обратные? ( Ответы детей). Молодцы! Мы помогли Оху открыть математическую калитку!
2) (Слайд №4).
У. Гуляя, наши герои дошли до реки. Но перебраться на другой Бере они не могут. Мост закрыт какими-то равенствами ( Слайд №5). Ох сразу начал стонать. А Ах предложил справиться с этой трудностью. Давайте и мы попробуем последовать совету Аха.
- Что перегородило мост?
Д. Уравнения.
У. - Почему вы решили, что это уравнения?
Д. - Равенства, в котором есть неизвестное – переменная.
Какую работу можно выполнить с уравнениями ? ( Найти корень – решить, распределить на группы).
Группировка уравнений (Слайд № 6).
Д. - Уравнения с неизвестным слагаемым 23 + Х = 54, Х + 29 = 50.
У. - Как найти неизвестное слагаемое?
Д. – Уравнения с неизвестным уменьшаемым Х – 33 = 65, Х – 12 = 63.
У. – Как найти уменьшаемое?
Д. – Уравнения с неизвестным множителем.
У. - Какие уравнения умеем решать, какие нет?
- Какую работу будем выполнять на уроке?
Д. -Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя..
У. - 1 вариант решает уравнения 1 строки, 2 – второй строки первой и второй группы.
( На нахождение слагаемого и уменьшаемого)
Проверка. Назовите корни уравнений.
3) У. – Как можно решить уравнения третьей группы?
- Какой компонент неизвестен?
-Как получить множитель который не знаем?
Д. – При делении значения произведения на один множитель получаем другой множитель.
Первичная рефлексия.
Реши с объяснением у доски Х – 8 = 32, 6 х Х = 30.
Решить самостоятельно в тетради 3 х Х = 21, Х х 5 = 50.
Проверка самостоятельной работы.
Микроитог.
У. Как найти неизвестный множитель?
IV. Динамическая пауза.
У. (Слайд № 7). Наши друзья благополучно перебрались на другой берег и пошли дальше. Пройдя довольно длительное расстояние, Ах предложил остановиться на привал. Они разбили палатку, развели костёр и сели отдыхать. Отдохнём и мы.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнём
И домой пешком пойдём.
У. Но Ах не может сидеть без дела. Он предложил Оху решить задачу.
V. Закрепление новых знаний.
(Слайд № 7). Решение задач.
У. - Прочитайте задачу.
К празднику мама испекла три торта. На каждый торт она положила по 3 вишенки. Сколько всего вишенок на тортах?
У. – Какие мысли по решению задачи у вас появились?
- Как можно решить эту задачу?
Д. – Надо к 6+6+6.
- А можно и другим способом, потому что 6 повторяется 3 раза.
У. – Запишите решение задачи.
У. – Какую работу можно ещё выполнить с задачей?
Д. – Составить и решить обратные.
Составляются и проговариваются условия обратных задач.
(Слайд № 8). Мама разложила 18 вишенок на 3 торта, по 6 на каждый. Сколько вишенок на каждом торте?
(Слайд № 9). Мама разложила 18 вишенок на торты по 6 штук на каждый. Сколько тортов она испекла?
Дети решают задачи самостоятельно.
У. – Как применили новое математическое правило при решении задач?
Д. – Мы получали значения, которые были множителями в первой задаче.
VI. Итог. (Слайд № 10).
У. - Нагулявшись, наши герои вернулись домой. Посмотрите, что произошло с Охом? Он развеселился. Наверное, прогулка пошла ему на пользу.
- Какими новыми знаниями Ох может поделиться со своими друзьями?
- А что помогло Оху и нам преодолеть трудности в пути и достигнуть успеха?
- Чьей работой на уроке вы могли бы восхититься?
Оценки.
VII. Домашнее задание.
У. – Вера в свои силы, хорошее настроение, взаимопомощь всегда помогают в трудных ситуациях. Будьте всегда весёлыми и дружными. А чтобы не забыть уроки Аха выполните задания, которые Ах предложил Оху: составьте 5 уравнений на нахождение неизвестного множителя и решите их.