Урок музыки в 4-м классе

Разделы: Музыка


Цели

  • Образовательная: формировать у учащихся конкретное представление об особенностях польской музыки и культуры; познакомить с особенностями польской музыки, с творчеством известного польского композитора Ф. Шопена.
  • Развивающая: развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока (интонация, дикция, динамика), музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления), аналитическое мышление, речь, умение слушать и слышать музыку.
  • Воспитательная: воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус; способствовать формированию исполнительских навыков в области пения, движения, музицирования, формированию музыкально-культурного кругозора личности.

Тип урока: комбинированный.

Музыкальный материал: Ф. Шопен: “Полонез” № 40, “Мазурка” № 7, “Вальс” № 10.

Изобразительный материал: портрет Ф. Шопена,

Методы обучения: метод рассказа, эмоциональная драматургия, метод сравнения.

План урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Постановка учебной проблемы.

IV. Открытие нового знания.

V. Раздел “Пение”.

V. Итог урока.

VI. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

Ход урока:

I.Организационный момент:

Построение перед классом.

Вход детей под музыку Ф. Шопена “Полька” №10.

Приветствие.

II.Актуализация знаний.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с польской музыкой. В польской музыке, как и в музыке народов любой страны, собрано только хорошее, ценное, доброе, что есть в народе. В этом её воспитательное и эстетическое значение: уметь понимать красоту жизни, учить красивым мыслям и поступкам.

Мировое признание польской музыке принесло творчество Фредерика Шопена, пианиста и композитора. Он расширил выразительные возможности фортепианной игры. Шопен очень любил народные песни и танцы и часто обращался к ним в своём творчестве. (Рисунок 1)

Шопен родился в маленьком доме в Желязовой Воле, близ Варшавы. Дом стоял в парке, около реки, и в доме часто проводились музыкальные вечера, тогда фортепиано выносили из дома и ставили под елью, слушатели располагались под открытым небом. Такие вечера проводятся и сейчас, в этом доме располагается музей Шопена.

Очень рано проявились музыкальные способности Фредерика. С 8 лет он уже выступал в концертах. Он окончил Варшавский лицей и поступил в Высшую школу музыки. Шопена не привлекали крупные музыкальные формы: он не сочинял ни опер, ни симфоний, ни концертов.

Шопен оставался верным своему любимому инструменту – фортепиано. В 20 лет Шопен в последний раз играл в Варшаве с огромным успехом. Как оказалось – навсегда.

Осенью 1830 года Шопен покинул Варшаву и уехал в Париж. Через 10 лет пребывания в Париже на Шопена обрушиваются один за другим удары судьбы. Здоровье его резко ухудшилось и 17 октября 1849 года Шопена не стало.

Его родная сестра Людвика выполнила его последнюю волю: отвезла на родину его сердце, которое и поныне покоится в Варшавском Костеле Святого Креста.

(Рисунок 2)

III. Постановка учебной проблемы.

Сегодня мы знакомимся со всемирно известными произведениями Фредерика Шопена.

СЛОВАРЬ:ПОЛОНЕЗ: - танец-шествие, торжественный вход в большой зал.

ВАЛЬС – бальный танец С начала 19 века завоевал популярность во всех слоях европейского общества Жанр и жанровые признаки вальса проникли во многие виды инструментальной и вокальной музыки различных композиторских школ.

МАЗУРКА - польский народный танец. В 19 веке стал бальным. Происходит от народного танца “Мазур” - крестьянский танец.

IV. Открытие нового знания.

(Звучит музыка “Полонез”)

После прослушивания ученики выбирают на доске определение музыки “Полонез”.

В таком же порядке разбираются музыка “Вальс” и знакомство с музыкой “Мазурка”.

V. Раздел “Пение”.

Скороговорка (медленно – быстро – очень быстро).

Распевка (русская народная песня “Как у наших у ворот”).

Распевка (ми- ма- мю – в трёх тональностях).

Разучивание песни “Наша песенка”, музыка Васовского.

- На сегодняшнем уроке мы продолжаем учить мелодию песни. Повторяем слова, мелодию, прохлопываем ритм.

Повторение знакомой песни “Моя Родина”, музыка Локтева.

Споём песню по куплетам и по рядам, припев – все вместе.

V. Итог урока.

Музыку какого композитора и какого народа мы сегодня услышали? (Польскую, Фредерика Шопена).

Какие произведения Шопена сегодня прозвучали? (Полонез, Вальс, Мазурка).

VI. Выставление оценок.

Сегодня был замечательный урок – встреча с талантливым человеком и на память об этой встрече каждый из вас получает маленький портрет Фредерика Шопена.

Домашнее задание.

Вклеить в свою рабочую тетрадь по музыке портрет и подписать фамилию композитора, найти, какие ещё музыкальные произведения были созданы Фредериком Шопеном.

А теперь наш урок окончен, и выйти из музыкального кабинета я вам предлагаю под музыку Шопена (звучит “Мазурка”).