Тематическое музыкальное занятие "Куклы" для детей подготовительной к школе группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание.

- Учить чувствовать и понимать настроение музыки, передавать его в движениях, подбирать инструмент, соответствующий характеру музыки.

- Учить различать жанр танца в музыке.

- Развивать творческую фантазию, воображение.

- Совершенствовать умение чувствовать своё тело и владеть им.

- Обогащать музыкальные впечатления детей.

- Развивать чувство ритма.

- Закреплять навыки выполнения музыкально - ритмических движений, знакомить с новыми элементами русских плясок.

- Активизировать детей, развивать речь, слуховое внимание, музыкальную память.

- Совершенствовать умение объективно оценивать действия других детей.

Оборудование

Магнитофон, куклы, портреты композиторов, различные музыкальные инструменты, музыкально-дидактическая игра “Поможем Дюймовочке”, игрушка Волшебная скрипочка, запись “Вальса – шутки” Шостаковича, любой русской народной музыки.

Ход занятия

Дети входят в зал. По залу размещены различные куклы: в русском костюме, деревянные, тряпичные, соломенные, Барби и другие, в том числе и театральные.

Музыкальный руководитель (далее М.р.): Здравствуйте, ребята. Посмотрите, как много у нас сегодня гостей, какие красивые у нас есть куклы. Вам нравится сегодня наш зал? Тогда давайте начнём занятие и поздороваемся со всеми, кто сегодня здесь присутствует.

Музыкальное приветствие

М.р. Сегодня на занятии мы с вами будем танцевать, слушать музыку, играть. А помогать нам будут куклы. Я надеюсь, что все вы будете стараться. Договорились? Тогда давайте рассмотрим кукол, которые пришли к нам в гости.

Рассматривают кукол. Музыкальный руководитель ведет рассказ.

М.р. Чтобы порадовать детей, взрослые всегда делали забавные игрушки, в том числе и кукол. Из тряпочек, глины, фарфора, дерева, соломы, бумаги. Но это лишь малая часть огромного кукольного мира. Куклы известны с давних времен. С одними играли дома, с другими устраивали представления на улице. Это театральные куклы. У каждого народа есть свои куклы. У итальянского народа есть деревянная кукла Пиноккио. Какую ещё деревянную куклу вы знаете?

Дети. Буратино.

М.р. Вам, конечно, знакома сказка о золотом ключике. Вспомните, какие куклы были в театре у Карабаса Барабаса (Мальвина, Пьеро, Артемон, Арлекин). Сейчас наши мальчики превратятся в Буратино: ноги, голова, руки станут деревянными. А девочки будут членами жюри. Есть у меня сегодня помощница (показывает игрушку-скрипочку). На какой инструмент похоже? Это и есть моя маленькая помощница – волшебная скрипочка. Тот, у кого в руках оказывается волшебная скрипочка, будет нам рассказывать о том, чьи действия понравились или не понравились и почему. Понятно? Кому скрипочка в руки попадет, тот и оценку дает.

Тогда я, кукольных дел мастер, превращаю мальчиков в Буратино.

Я веселый Буратино,
Я люблю дразнить Мальвину.

Мальчики под музыку выполняют творческое задание. Кто-то из девочек, после выполнения, получает скрипочку и рассказывает, что понравилось (не понравилось) и почему. После выполнения попросить всех сесть на стульчики.

М.р. Сегодня мы познакомимся с новыми произведениями (показывает портрет Д. Д. Шостаковича). Перед вами портрет Дмитрия Дмитриевича Шостаковича – великого русского композитора (произносят имя вместе). Он писал много серьезной музыки для взрослых. Но и о детях тоже не забывал. Для детей Шостакович написал сборники “Танцы кукол”, “Детская тетрадь”, произведения для детского хора, музыку к кинофильмам.

Мы послушаем одно из произведений Шостаковича для детей. Когда будете слушать попробуйте определить, какой из китов живет в музыке, какой у неё характер, настроение. Волшебную скрипочку я дам Тамаре Петровне (воспитатель группы).

Слушают “Вальс – шутку” Шостаковича (в записи)

Беседа о жанре, характере произведения.

М.р. А сейчас обратите внимание на инструменты, расположенные на кубиках. Подойдите и возьмите в руки любой инструмент. Внимательно посмотрите на свой инструмент, постарайтесь вспомнить его название, голос инструмента.

Подумайте, звучание какого инструмента может украсить “Вальс - шутку” Шостаковича. Почему? (дети рассказывают). Те, чьи инструменты помогут нам украсить музыку, оставьте их в руках. Остальные инструменты положите. Какие остались? Почему?

Сейчас мы ещё раз послушаем отрывок из “Вальса - шутки” Шостаковича. У кого в руках инструменты, те играют, украшают музыку. У кого руки свободны, те дирижируют (играют, затем меняются).

А теперь послушаем волшебную скрипочку.
Дается оценка действий детей.

М.р. У меня для вас есть сюрприз. Я хочу вас кое с кем познакомить (вносит большую живую “куклу” - ребенок другой группы). Это кукла Иришка. Поздоровайся, Иришка. Она умеет танцевать. Хотите посмотреть?

Танец куклы (заранее подготовлен с ребёнком из другой группы)

М.р. Вы узнали музыку? А танец куклы Иры вам понравился? Хотите попробовать станцевать?

Я снова буду кукольных дел мастером. Дотронусь до девочек и оживлю. А мальчикам дам волшебную скрипочку. Они будут внимательно смотреть, как танцуют наши девочки - куклы.

Раз, два, три – повернись!
Скорее в куклу превратись!
Девочки танцуют. Мальчики оценивают.

М.р. Скажем “Спасибо” кукле Ире. Я унесу её обратно, пусть отдыхает (уносит куклу)

А мы рассмотрим другую куклу. Посмотрите, среди наших кукол есть вот такая. В костюм какого народа одета эта кукла? (русский костюм). Почему? (сарафан, кокошник, длинная коса). Как вы думаете, какая музыка сейчас зазвучит? (русская).

Я предлагаю вам встать врассыпную по залу и выполнить некоторые движения русских плясок. Волшебную скрипочку возьму я.

Звучит русская народная мелодия (любая), дети выполняют знакомые движения, о которых говорит музыкальный руководитель

М.р. Каблучками я стучу,
“Ковырялочку” учу! (“Ковырялочка”)
“Качалочка” качается,
А дети улыбаются. (“Качалочка”)
Бей в ладоши, не зевай,
Как в тарелки ударяй! (Хлопки “тарелочки”)

Теперь каждый самостоятельно выполнит любое плясовое движение.

Дети выполняют движения, музыкальный руководитель дает оценку.

М.р. На занятие вы принесли много разных кукол. Познакомьте меня, пожалуйста, с ними. Только не просто назовите, а прохлопайте имя своей любимицы.

Дети называют кукол, прохлопывают их имена вместе и поодиночке. Мальчикам можно дать задание, придумать имя для куклы.

М.р. Замечательно! С вашими куклами мы познакомились. А вот это моя кукла. Сами понимаете, этой кукле уже много лет. Посмотрите на неё. Как вы думаете, кто это? Я вам сейчас её представлю (говорит и прохлопывает имя своей куклы).

Её зовут Красная Шапочка. Что вы о ней знаете? Помните песенку Красной Шапочки из кинофильма. О чём в ней поётся? Я приглашаю вас потанцевать. Встаньте, пожалуйста, по кругу, выпрямите спинки, улыбнитесь. Прошу вас красиво исполнить танец, слушать музыку и быть внимательными при поворотах. А волшебную скрипочку я дам кому-нибудь из наших гостей.

Танец Красной Шапочки (закрепление движений знакомого танца)

Оценка.

М.р. А сейчас я приглашаю вас поиграть. Мы с вами забыли, что бывают ещё и бумажные куклы. Есть у меня такая кукла. Это – Дюймовочка (рассматривают, разговаривают).

Музыкально-дидактическая игра “Поможем Дюймовочке”

(З.Я. Роот Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. Пособие для музыкальных руководителей. – М.: Айрис-пресс, 2004.)

Задания

  1. Спой песню об осени.
  2. Спой песню Кота Леопольда.
  3. Покажи танцевальное движение.
  4. Найди портрет композитора Шостаковича.
  5. Назови музыкальный инструмент.

Самооценку дают желающие.

М.р. Чтобы весело закончить занятие, я предлагаю спеть весёлую песню.

Подойдите ко мне и угадайте, какую песню я предлагаю вам спеть.

Звучит мелодия песни “Урок”. Музыка Т.Попатенко, слова М.Ивсен (Прощанье с детским садом. Сценарии выпускных утренников и развлечений для дошкольников. Автор – составитель О.П.Власенко. – Волгоград: Учитель, 2007.)

Дети угадывают песню, произносят название, рассказывают, о чём поётся в песне.

М.р. Оказывается куклы, тоже знают буквы.

Исполняют песню.

Итог занятия

Дети рассказывают о том, что делали на занятии, что понравилось, что запомнилось, что узнали нового.

М.р. Вы, друзья, любимых кукол никогда не обижайте!

С куклой можно говорить,
Все секреты ей открыть,
Спеть ей песенку простую,
Сказку тихо рассказать.
С куклой можно поиграть.

А сейчас нам пора проститься. До встречи.