Программное содержание.
- Учить чувствовать и понимать настроение музыки, передавать его в движениях, подбирать инструмент, соответствующий характеру музыки.
- Учить различать жанр танца в музыке.
- Развивать творческую фантазию, воображение.
- Совершенствовать умение чувствовать своё тело и владеть им.
- Обогащать музыкальные впечатления детей.
- Развивать чувство ритма.
- Закреплять навыки выполнения музыкально - ритмических движений, знакомить с новыми элементами русских плясок.
- Активизировать детей, развивать речь, слуховое внимание, музыкальную память.
- Совершенствовать умение объективно оценивать действия других детей.
Оборудование
Магнитофон, куклы, портреты композиторов, различные музыкальные инструменты, музыкально-дидактическая игра “Поможем Дюймовочке”, игрушка Волшебная скрипочка, запись “Вальса – шутки” Шостаковича, любой русской народной музыки.
Ход занятия
Дети входят в зал. По залу размещены различные куклы: в русском костюме, деревянные, тряпичные, соломенные, Барби и другие, в том числе и театральные.
Музыкальный руководитель (далее М.р.): Здравствуйте, ребята. Посмотрите, как много у нас сегодня гостей, какие красивые у нас есть куклы. Вам нравится сегодня наш зал? Тогда давайте начнём занятие и поздороваемся со всеми, кто сегодня здесь присутствует.
Музыкальное приветствие
М.р. Сегодня на занятии мы с вами будем танцевать, слушать музыку, играть. А помогать нам будут куклы. Я надеюсь, что все вы будете стараться. Договорились? Тогда давайте рассмотрим кукол, которые пришли к нам в гости.
Рассматривают кукол. Музыкальный руководитель ведет рассказ.
М.р. Чтобы порадовать детей, взрослые всегда делали забавные игрушки, в том числе и кукол. Из тряпочек, глины, фарфора, дерева, соломы, бумаги. Но это лишь малая часть огромного кукольного мира. Куклы известны с давних времен. С одними играли дома, с другими устраивали представления на улице. Это театральные куклы. У каждого народа есть свои куклы. У итальянского народа есть деревянная кукла Пиноккио. Какую ещё деревянную куклу вы знаете?
Дети. Буратино.
М.р. Вам, конечно, знакома сказка о золотом ключике. Вспомните, какие куклы были в театре у Карабаса Барабаса (Мальвина, Пьеро, Артемон, Арлекин). Сейчас наши мальчики превратятся в Буратино: ноги, голова, руки станут деревянными. А девочки будут членами жюри. Есть у меня сегодня помощница (показывает игрушку-скрипочку). На какой инструмент похоже? Это и есть моя маленькая помощница – волшебная скрипочка. Тот, у кого в руках оказывается волшебная скрипочка, будет нам рассказывать о том, чьи действия понравились или не понравились и почему. Понятно? Кому скрипочка в руки попадет, тот и оценку дает.
Тогда я, кукольных дел мастер, превращаю мальчиков в Буратино.
Я веселый Буратино,
Я люблю дразнить Мальвину.
Мальчики под музыку выполняют творческое задание. Кто-то из девочек, после выполнения, получает скрипочку и рассказывает, что понравилось (не понравилось) и почему. После выполнения попросить всех сесть на стульчики.
М.р. Сегодня мы познакомимся с новыми произведениями (показывает портрет Д. Д. Шостаковича). Перед вами портрет Дмитрия Дмитриевича Шостаковича – великого русского композитора (произносят имя вместе). Он писал много серьезной музыки для взрослых. Но и о детях тоже не забывал. Для детей Шостакович написал сборники “Танцы кукол”, “Детская тетрадь”, произведения для детского хора, музыку к кинофильмам.
Мы послушаем одно из произведений Шостаковича для детей. Когда будете слушать попробуйте определить, какой из китов живет в музыке, какой у неё характер, настроение. Волшебную скрипочку я дам Тамаре Петровне (воспитатель группы).
Слушают “Вальс – шутку” Шостаковича (в записи)
Беседа о жанре, характере произведения.
М.р. А сейчас обратите внимание на инструменты, расположенные на кубиках. Подойдите и возьмите в руки любой инструмент. Внимательно посмотрите на свой инструмент, постарайтесь вспомнить его название, голос инструмента.
Подумайте, звучание какого инструмента может украсить “Вальс - шутку” Шостаковича. Почему? (дети рассказывают). Те, чьи инструменты помогут нам украсить музыку, оставьте их в руках. Остальные инструменты положите. Какие остались? Почему?
Сейчас мы ещё раз послушаем отрывок из “Вальса - шутки” Шостаковича. У кого в руках инструменты, те играют, украшают музыку. У кого руки свободны, те дирижируют (играют, затем меняются).
А теперь послушаем волшебную скрипочку.
Дается оценка действий детей.
М.р. У меня для вас есть сюрприз. Я хочу вас кое с кем познакомить (вносит большую живую “куклу” - ребенок другой группы). Это кукла Иришка. Поздоровайся, Иришка. Она умеет танцевать. Хотите посмотреть?
Танец куклы (заранее подготовлен с ребёнком из другой группы)
М.р. Вы узнали музыку? А танец куклы Иры вам понравился? Хотите попробовать станцевать?
Я снова буду кукольных дел мастером. Дотронусь до девочек и оживлю. А мальчикам дам волшебную скрипочку. Они будут внимательно смотреть, как танцуют наши девочки - куклы.
Раз, два, три – повернись!
Скорее в куклу превратись!
Девочки танцуют. Мальчики оценивают.
М.р. Скажем “Спасибо” кукле Ире. Я унесу её обратно, пусть отдыхает (уносит куклу)
А мы рассмотрим другую куклу. Посмотрите, среди наших кукол есть вот такая. В костюм какого народа одета эта кукла? (русский костюм). Почему? (сарафан, кокошник, длинная коса). Как вы думаете, какая музыка сейчас зазвучит? (русская).
Я предлагаю вам встать врассыпную по залу и выполнить некоторые движения русских плясок. Волшебную скрипочку возьму я.
Звучит русская народная мелодия (любая), дети выполняют знакомые движения, о которых говорит музыкальный руководитель
М.р. Каблучками я стучу,
“Ковырялочку” учу! (“Ковырялочка”)
“Качалочка” качается,
А дети улыбаются. (“Качалочка”)
Бей в ладоши, не зевай,
Как в тарелки ударяй! (Хлопки “тарелочки”)
Теперь каждый самостоятельно выполнит любое плясовое движение.
Дети выполняют движения, музыкальный руководитель дает оценку.
М.р. На занятие вы принесли много разных кукол. Познакомьте меня, пожалуйста, с ними. Только не просто назовите, а прохлопайте имя своей любимицы.
Дети называют кукол, прохлопывают их имена вместе и поодиночке. Мальчикам можно дать задание, придумать имя для куклы.
М.р. Замечательно! С вашими куклами мы познакомились. А вот это моя кукла. Сами понимаете, этой кукле уже много лет. Посмотрите на неё. Как вы думаете, кто это? Я вам сейчас её представлю (говорит и прохлопывает имя своей куклы).
Её зовут Красная Шапочка. Что вы о ней знаете? Помните песенку Красной Шапочки из кинофильма. О чём в ней поётся? Я приглашаю вас потанцевать. Встаньте, пожалуйста, по кругу, выпрямите спинки, улыбнитесь. Прошу вас красиво исполнить танец, слушать музыку и быть внимательными при поворотах. А волшебную скрипочку я дам кому-нибудь из наших гостей.
Танец Красной Шапочки (закрепление движений знакомого танца)
Оценка.
М.р. А сейчас я приглашаю вас поиграть. Мы с вами забыли, что бывают ещё и бумажные куклы. Есть у меня такая кукла. Это – Дюймовочка (рассматривают, разговаривают).
Музыкально-дидактическая игра “Поможем Дюймовочке”
(З.Я. Роот Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. Пособие для музыкальных руководителей. – М.: Айрис-пресс, 2004.)
Задания
- Спой песню об осени.
- Спой песню Кота Леопольда.
- Покажи танцевальное движение.
- Найди портрет композитора Шостаковича.
- Назови музыкальный инструмент.
Самооценку дают желающие.
М.р. Чтобы весело закончить занятие, я предлагаю спеть весёлую песню.
Подойдите ко мне и угадайте, какую песню я предлагаю вам спеть.
Звучит мелодия песни “Урок”. Музыка Т.Попатенко, слова М.Ивсен (Прощанье с детским садом. Сценарии выпускных утренников и развлечений для дошкольников. Автор – составитель О.П.Власенко. – Волгоград: Учитель, 2007.)
Дети угадывают песню, произносят название, рассказывают, о чём поётся в песне.
М.р. Оказывается куклы, тоже знают буквы.
Исполняют песню.
Итог занятия
Дети рассказывают о том, что делали на занятии, что понравилось, что запомнилось, что узнали нового.
М.р. Вы, друзья, любимых кукол никогда не обижайте!
С куклой можно говорить,
Все секреты ей открыть,
Спеть ей песенку простую,
Сказку тихо рассказать.
С куклой можно поиграть.
А сейчас нам пора проститься. До встречи.