Цели: образовательная: научить учащихся использовать в
речи прилагательные, усовершенствовать знания учащихся об имени прилагательном как части речи.
2) развивающая: развивать умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
3) воспитательная: воспитать чувство красоты, гармонии к русскому языку, осуществлять связь с родной природой, бережно относиться к родному краю.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма: урок- экскурсия
Технология: здоровьесберегающая, дифференцированная, мультимедиа
Методы: эвристический, словесный, наглядный, поисковый
Вид: интегрированный
Оборудование: учебник, компьютер, карточки, картина-карта, рисунки, магнитофон, кассета , опорные слова, памятки.
Ход урока:
1. Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Всех зовет он на урок
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок
Поздороваемся гостям _______________
На места все тихо сядем
Не нарушим тишину
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
- Зажмурили крепко глазки, взлетаем!
А чтобы приземлиться , ответьте быстро на вопрос
- Что движется быстрее скорости света? (мысль)
- Кто знает ответ, покажите свою готовность командой: Встать, правая рука вверх, сесть и громко сказать “И-И-И” 3 раза
- Мы создали колебания в голове, прочистили каналы (звук “И” создает колебания в голове, очищает мозг, глаза, уши)
2. Психологический настрой. Медитация
- Прикрыли глазки и мысленно сказали:
“Я внимателен, я хорошо думаю,
я сосредоточен, догадлив,
сообразителен и уверен в себе”
- Открыли глаза.
Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок!
3. Пальчиковая гимнастика
- Прежде чем мы запишем число, и классная работа в тетрадь давайте разогреем наши пальчики, выполним пальчиковую гимнастику.
Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук. (Постучите в кулачок)
Он деревья не калечит
Он их просто клювом лечит (Постучите подушками пальцев по столу)
- Какую пользу оказывает дятел лесу?
(Он лечит деревья от вредителей)
- Какие правила поведения люди должны соблюдать, находясь в лесу?
(1. Не разжигать костер. Не разорять птичьи гнезда, не рвать цветы, не уничтожать деревья, не нарушать тишину, громко не разговаривать)
4. Сообщение темы и целей урока
а) Подготовка к восприятию материала
- Какое время года наступило?
- Назовите осенние месяцы?
- Что происходит с деревьями осенью?
- Какие изменения происходят в жизни птиц и животных?
- Какую работу выполняют люди на огороде, в саду, в поле?
- Какие животные живут в лесу?
- Какие приметы осени вы знаете?
1) Воробьи купаются в пыли - к дождю
2) Птицы летают высоко – будет хорошая погода
3) Сова кричит - к холоду
4) Утром иней - к холоду
5) Дым от костра идет вверх - к хорошей погоде
- Если на деревьях листья пожелтели
Если в край далекий птицы улетели
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года ___________________(осенью зовется)
Б) Сообщение целей урока
Итак, сегодня мы отправляемся в осенний лес. (Показ картины, на фоне картины звучит музыка природы П.И. Чайковского), и понаблюдаем за осенними изменениями в природе, а также повторим все о прилагательном.
Я буду вашим экскурсоводом, а вы будете моими экскурсантами (участниками экскурсии).
Мы пойдем по лесу пешком и встретимся с ежом, увидим, как работает дятел, понаблюдаем за медведем, повстречаем хитрую лису.
Достаньте и откройте свои дневники наблюдений - тетради.
За каждый верный ответ вы получите осенний лист, а в конце урока мы подсчитаем количество собранных вами листьев.
Запишем число, классная работа_______________________________
5. Минутка чистописания
- Наш девиз не забываем и все чаще повторяем.
- Тетрадь с наклоном положу.
Ручку правильно держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
- Догадайтесь, какую букву сегодня будем писать
1) Что посреди земли стоит? (буква М)
2) Дайте характеристику звуку, обозначенной буквой М
3) Запишите, продолжив закономерность.
Мм МмМ МмМм МмМмМ МмМмМм ….
Работа со скороговоркой
Прочитайте предложение:
Собирала Маргарита маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита маргаритки на траве.
- Произнесите 2 раза про себя.
- Произнеси скороговорку вслух. (4-5 ученика)
- Какое слово все чаще всего повторяется?
- Объясните ,почему слово Маргарита пишется с большой буквой, а маргаритки- с маленькой?
( Маргарита – это имя человека, и пишется оно с большой буквой, а маргаритки – это название цветка, и поэтому пишется с маленькой буквой).
- Спишите. Разберите предложение по членам предложения и частям речи.
(1 ученик выходит к доске и разбирает у доски).
6. Проверка пройденного материала. Работа в паре
1 остановка у ежа
- Посмотрите на необычное дерево, под которым спрятался еж.
Как вы считаете, что самое главное у дерева? ( корни). Спрятался еж давайте поиграем в игру “Оденем дерево”.
Игра “Оденем дерево”
У вас на столе лежат карточки – листья.
Давайте наденем дерево золотой листвой, ответив на задания, помещенные на обратной стороне.
(Дети выходят к доске, на доске висит картина дерева, и крепят лист на дерево)
- Изменяются ли прилагательные по числам, падежам, по родам.
- Пальто, метро, алло - это…
- Дядя, Ваня, брат - эти слова относятся к … склонению. Почему?
- Какой частью речи выражено имя прилагательное
- Зависит ли прилагательное от существительного
- Имя прилагательное является главным членом предложения
- Как определяется падеж имени существительного?
- Изменяются ли иноязычные женские имена?
- Определи род, число, склонение существительного ОСЕНЬ.
А как это будет на каз.языке?
Составь предложение устно.(К?з келді. К?з-?андай тамаша мезгіл.)
- Что обозначает прилагательное?
- Как обозначается в предложении?
- Какие окончания имеют прилагательные ж.р.?
- От какой части речи зависит прилагательное?
- Какое слово образовалось на доске?
П Р И Л А Г А Т Е Л Ь Н О Е
Стратегия “ Снежный ком”
(Выбираются эксперты, 2 ученика (сильные дети). Они следят за правильностью ответов остальных учеников и делают вывод).
- Поиграем в “снежный ком”. Расскажите, что вы знаете об имени прилагательном?
(Часть речи, которая обозначает признаки предметов, и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?. Изменяется по родам, числам, падежам.
Зависит от существительного, в предложении является определением)
Остановка у лисы
7. Словарная работа
П Р И Л А Г А Т Е Л Ь Н О Е
- Составьте при помощи данных букв 5 существительных ед или мн.ч, и подберите к ним прилагательные.( работа у доски.3 ученика от каждого ряда выходят к доске, а остальные работают в тетради)
Ель - колючая ( ж.р., ед.ч,) | нота- высокая ( ж.р. , ед.ч) |
Тело - стройное ( ср. р, ед.ч,) | тени- светлые ( ж.р, мн.ч) |
- Поставьте ударение над прилагательным.
- Выделите окончания.
-В скобках запишите род, число им. Прилагательного.
- Есть ли в этом ряду многозначные слова - омонимы (тени - 1) место, защищенное от попадания прямых солнечных лучей солнца; неотчетливое очертание предмета; подозрение в чем-нибудь; затемненное место на рисунке предмета; косметическая краска для лица и глаз).
8. Физминутка - релаксация “ Дождь в лесу” (5 мин.)
(Включается запись)
(Дети становятся в круг, друг за другом - они “ превращаются” в деревья в лесу. Учитель читает текст, дети выполняют действия).
В лесу светило солнышко. Все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко- высоко тянутся, чтобы каждый согрелся (дети поднимаются на носки).
Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья. Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя.
(Дети качаются, легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища)
Дождик стучит все сильнее и сильнее.
(Дети усиливают движения пальцев рук)
Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями.
(Проводят ладони по спине).
Но вот снова появилось солнышко. Деревья обрадовались, отряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу.
Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость, радость жизни.
Остановка у медведя
9. Работа с опорной таблицей и картиной. Развитие речи
(Учитель читает стих Ф.Тютчева)
Бродит в роще листопад
По кустам и кленам
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
Соберем из листьев веер,
Яркий и красивый
Пробежит по листьям ветер,
Легкий и игривый,
И послушно ветру вслед,
Листья улетают
Значит, лета больше нет
Осень наступает!
Прилагательное в переводе с греческого языка
означает “эпитет”
- Что же такое эпитет? (Образное сравнение, описание).
- Опишите осенний лес устно, используя эпитеты.
(Красивый лес, золотая пора, мрачные деревья, хмурое небо)
Остановка у дятла
10. Самостоятельная работа в 4-х группах
Составьте предложение и запишите в тетрадь, используя прилагательные
1 гр) КРАСИВЫЙ,
2 гр) ЗОЛОТАЯ,
3 гр) СПЕЛЫЙ,
4 гр) осеннее.
(Дети записывают 1 предложение в тетрадь)
1) Наступил золотой листопад.
2) Пришла в лес золотая осень.
3) Садоводы собрали спелый урожай.
4) За горизонтом показалось осеннее солнце.
(Чтение предложения уч-ся по тетради)
Алгоритм
(самостоятельно в тетради 2 мин.)
1 группа
- Найдите словосочетание прил.+сущ.
- Поставь вопрос от существительного к прилагательному?
(Листопад (какой?) красивый)
- Зависит ли прилагательное от существительного? (да)
2 группа
2) Найдите многозначное слово? (золотая)
- Какое значение имеет это слово? (цвет золота, блестяще-желтый, осенняя пора, когда особенно ярки желтеющие листья.)
- Сколько это слово имеет значений? (2 -прямое и переносное. Например:золотые руки - мастер на все дела и золотое кольцо - сделанное из золота)
- Дайте характеристику к слову золотая. (ж. р, ед.ч, И.п..).
- Найдите и подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
3 группа
3) – Выполните синтаксический разбор 3 предложения
Садоводы собрали спелый урожай.
4 группа
4) – Выполните морфологический разбор прилагательного (осеннее) по памятке на столе.
11. Работа с опорной таблицей
- Какой вывод можно сделать из вышесказанного? (работа с опорной таблицей)
(Ученики от каждой группы сами делают вывод)
1) прилагательное зависит от существительного.
2) изменяются по родам, числам, падежам.
3) выполняют роль определения в предложении.
4) обозначает признак предмета.
12. Работа по учебнику
- Откройте учебник на с 46.
(Чтение правила на с. 46-47)
Вывод ____________
- Выполним упр. 154 письменно.
1 предложение записывает 1 группа,
2 предложение -2 группа,
3-3 группа, а 4 группа - ответит устно на вопросы.
13. Закрепление материала. Работа на компьютере
а) Инструктаж по работе на компьютере
- Назовите правила поведения за работой на компьютере
б) выполнение разноуровневых заданий
- Сядьте правильно за компьютерные столы. Подвиньте стул к себе.
- Откройте папку “ЗАДАНИЕ”.( задания идут от простого к сложному )
- Выполните задания
1 задание
Подбери и напиши к словам подходящие слова-признаки.
Мяч - …………………………звонкий
Листья - ………………………золотистые
Медведь - …………………….косолапый
2 задание
Образуй от существительных прилагательные:
Солнце - …………………………………………..солнечный
Ночь -…………………………………………… ..ночной
Холод -…………………………………………….холодная
3 задание
Спойте песню “ Оранжевое небо”
Оранжевое небо,
Оранжевое море,
Оранжевая зелень,
Оранжевый верблюд.
Оранжевые мамы,
Оранжевым ребятам,
Оранжевые песни,
Оранжево поют.
- Что изменилось?
-Что происходит с прилагательным оранжевый? (Изменяется окончание)
- С чем это связано? (существительные зависят от прилагательных)
14. Рефлексия. Итог урока
Что я знал? |
Что нового узнал? |
- Определите главную мысль урока?
По сравнению с существительными прилагательные обладают большой способностью. Они могут изменять род, число, падеж существительных.
- Выполнили ли мы свою задачу на уроке? ДА
15. Оценивание
Оценим ваши знания по количеству листьев………………………..
16. Домашнее задание
С.46-47 правило учить, с.47 упр.156 пис., в упражнении:
1 гр) разобрать по составу все прилагательные., 2 гр) выполнить морфологический разбор прилагательных по памятке, 3 гр) выполнить синтаксический разбор 3 предложения.