Цель использования компьютерных технологий – научиться применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач, связывать информационные технологии с другими школьными предметами. Развивать умения работать с дополнительными материалами, правильно выбирать источники дополнительной информации.
Повышение эффективности обучения технологии во многом зависит от использования на уроках компьютерных технологий.
Хочу поделиться опытом применения компьютерных технологий на занятиях технологии.
В своей работе я использую методику проектного обучения. Работу по внедрению проектного метода обучения я начала 7 лет назад. Изучила много литературы по проектному методу и на основе всех изученных материалов выбрала свой, наиболее приемлемый, именно для условий нашей школы, метод проектного обучения. Наша сельская школа находится можно сказать “ в глубинке”. Наличие дополнительной литературы, необходимой в проектной работе очень ограничено. Поэтому приходится рассчитывать только на свою педагогическую копилку, которая есть у каждого учителя
Чтобы быстрее помочь ученикам в поиске нужных источников информации и выборе темы творческого проекта, - самый интересный материал оформляю в виде инструкционных карт, на которых дана фотография или рисунок работы и краткое описание этой работы. Приложение 1
По основным разделам технологии вместе с учащимися собираем необходимый материал, где даны познавательные сведения и оформляем это в виде тематических рефератов. Результаты индивидуальной учебно-исследовательской деятельности одних учеников, в дальнейшем при изучении конкретной темы, другие ученики могут использовать для изучения нового материала и также для подготовки сообщений по теме занятия Приложение 2
Для расширения кругозора, используя поисковую и исследовательскую работу, мои ученицы создают газеты. Созданию таких газет предшествует большая подготовительная работа. Как и всякая проектная работа, она начинается с составления плана работы, и на протяжении всего периода выполнения работы предварительное планирование корректируется с добавлением изменений и дополнений, что естественно. Далее идёт сбор и обработка необходимой информации. В работу вовлекаются новые знания, информация и приобретённый опыт. Таким образом, учащимся предоставляется в полной мере проявить самостоятельно познавательную активность и создать свой новый объект труда при консультативной помощи учителя. Приложение 3
Но, наверное, самое популярное и любимое занятие – это создание тематических презентаций. Презентации, как наглядные пособия, помогают учителю излагать учебный материал, а ученикам изучать этот материал и обеспечивать прочное усвоение учащимися знаний, повышать интерес к предмету.
Так, например, при составлении пояснительной записки к творческому проекту мои ученицы руководствуются презентацией “ Рекомендации по составлению пояснительной записки”. Демонстрируемые слайды служат образцами для правильного выполнения пояснительной записки и наглядно показывают ученицам все этапы проектной деятельности, а также методическое обоснование каждого из этапов. Показ слайд - фильма сопровождается пояснениями только ученицам 5 класса. Ученицы 6 класса (приобщённые к проектному методу) и старше уже сами могут давать пояснения демонстрируемого материала. В презентации используются гиперссылки, которые на любом этапе, позволяет учителю вернуться к любому слайду презентации. Презентация содержит теоретический материал по составлению пояснительной записки и вопросы по закреплению знаний. Распечатка данной презентации есть и в кабинете технологии Приложение 4
Для полного представления составления пояснительной записки ученикам предлагается образец выполнения пояснительной записки в виде презентации “Проект по кулинарии – торт Торжество” А для привлечения большего интереса к проекту в презентации показ слайдов идёт с музыкальным сопровождением. Именно в этой презентации, убедительно показана, межпредметная связь различных школьных дисциплин, используемая на разных этапах выполнения проекта. Приложение 5
Итогом совместной, проектной, исследовательской, экспериментальной деятельности учителя и учеников стала презентация “Подарки к празднику”, где ученицы развивали умения работать с дополнительными материалами, учились правильно выбирать источники дополнительной информации. Тема презентации выбрана актуально, так как забываются народные традиции, праздники, а это наши народные и духовные ценности. И в настоящее время остро ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности.
Создавая творческий проект, с использованием мультимедиа учащиеся осваивали новые задачи, ввода и компоновки звука, сканирования иллюстраций, создания анимации и гиперссылок. Это групповая работа, которая дала возможность объединиться по интересам, позволила проявить коммуникативные способности каждой ученице. Таким образом, выполняя творческую работу, ученицы продолжали пополнять свои знания и формировали умения, необходимые для выполнения работы. При выполнении работы над проектом учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся. А так как уровень их подготовленности различен, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход. Изюминкой данной работы является то, что частично вставлен звук в презентацию на отдельные слайды и сделаны эффектные музыкальные паузы по окончании каждого раздела презентации. Работа эта большая, сложная, интересная, и учитель, в данной учебной ситуации, как инициатор и партнер должен идти на шаг вперёд, координируя действия, пополняя свои знания по тематике проектов и разумно направляя учениц в совместной работе. Приложение 6
Таким образом, в учебном процессе, создаются и используются новые проекты и дидактические средства обучения с помощью компьютерных технологий.