Русский язык. 3 класс. Тема: “Сложные слова”
Цели урока:
1. Повторить значимые части слова.
2. Ввести понятие “сложные слова”
3. Развивать творческое мышление, устную и
письменную речь, внимание, память.
4. Воспитывать бережное отношение к природе,
заботу о птицах
Оборудование: оформление урока в виде слайдов, учебник русского языка А.В. Поляковой, блокноты “Фантазия” для обратной связи, 4 конверта с частями слов, 4 конверта с о схемами слов и со словами.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
Учитель:- Ребята, вы готовы сделать новые открытия?
Тогда прочитайте на доске:
Зима. Мелькают в воздухе пушистые снежинки.
Теплым одеялом укрывает снег землю. Метели заметают лесные тропы. А детям радость. Они играют в снежки, строят снежные крепости.
Учитель: - Какие задания можете предложить?
Уч-ся:- Прочитать выразительно.
-Разобрать предложения по частям речи и по членам предложения.
-Найти и выписать родственные слова.
-Списать текст и разобрать по составу родственные слова.
Учитель:- Молодцы!
-Кто помнит, над какой темой мы работали на предыдущем уроке?
Уч-ся:- Однокоренные слова. - Разбор слова по составу
Учитель:- Тогда какое задание точнее подходит к этой теме?
Уч-ся - Выписать однокоренные слова и разобрать их по составу.
(Работа выполняется одновременно в тетрадях и на доске)
(Для обратной связи используются блокноты “Фантазия”)
Снежинки, снег, снежки, снежные.
Учитель:- Докажите, что эти слова однокоренные.
-Как образовались эти слова?
Уч-ся:- С помощью суффиксов
Учитель:- А еще как могут образовываться новые слова?
Уч - ся:- С помощью приставки.
-С помощью приставки и суффикса.
Учитель:- А вы умеете?
Уч-ся:- Да!
Учитель:- Тогда образуйте с корнем снег -, снеж - с помощью приставок и суффиксов новые слова
Работа в группах (конверт- помощник с частями слов)
Проверка:
Назовите слова, образованные при помощи суффикса (снегурка, снегурочка, снеговой, снеговик, снежок, снегирь).
-при помощи приставки и суффикса (подснежник, заснеженный, подснежный, бесснежная).
2. Целеполагание. Изучение нового материала.
Учитель:- Как вы думаете, а есть другие способы образования слов?
-А хотите узнать?
-А зачем вам это надо знать?
-Тогда предлагаю вам выполнить задание в группах.
-Кто напомнит правила работы в группе?
(Дети напоминают правила работы в группе).
На столах лежат листы со схемами слов, в конверте на карточках написаны слова:
1 2 3 4
погрузка дедушка мамочка поездка
моряки птицелов свинопас пчеловод
дорога грибы сосна береза
рыболов наклейка заварка школьники
Учитель:- Догадались, что надо сделать?
-Верно. Надо к схемам подобрать слова. Еще вопросы есть? Тогда приступайте.
Проверка.
Работы групп вывешиваются на доске, ученики доказывают, почему слова подходят к схемам.
Ученики – А у нас одно слово никуда не попало. И у нас тоже.
Учитель:- Как вы думаете, как образовалось слово Рыболов?
Дети (ответы детей)
Показ слайда “ Рыболов”
- Чем занимаются птицелов, свинопас, пчеловод?
Учитель:- Как называются такие слова?
Уч-ся:- Сложные, сложнейшие, двукоренные, составные
Учитель: А как нам проверить, верны ли наши догадки?
Уч-ся:- В книге посмотреть
Учитель:- Откройте учебник на странице 92.
-Как называются такие слова? Как они образовались?
(Сложили 2 основы.)
И все?..... Между ними есть гласная.
-А как ее можно назвать, раз она соединяет 2 основы? (соединительная)
-Кто может сформулировать тему нашего урока?
Показ слайда Тема урока: “Сложные слова”
Вывод:
Слова образуются не только с помощью приставок и суффиксов, но и сложением основ при помощи соединительных гласных
Физминутка (Показ 4 слайда “ Лес”, фонограмма “ Голоса птиц”)
Мы немножко отдохнем
Встанем, глубоко вздохнем
Погуляем,
За природой понаблюдаем.
Есть в лесу 3 полочки (Хлопаем в ладоши)
Ели, елки, елочки. (Руки вверх, в стороны, вниз)
Лежат на елях небеса. (Руки вверх)
На елках птичьи голоса. (Руки в стороны)
А внизу грибы растут. (Руки вниз, присели)
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся. ( Наклоны, приседания)
Первичное закрепление
Учитель:- Из приготовленных вами загадок я составила кроссворд о птицах, который поможет нам лучше понять, как образуются новые слова
Показ слайда “ Кроссворд”
(Учащиеся загадывают загадки и отгадывают их.)
Загадки для кроссворда
1 уч.- Эта птица получила свое название за поведение. Она всегда ловит мух.
(Мухоловка)
2 уч.- Очень изящные, стройные, дружные птички. Вместе строят гнезда, вместе выкармливают птенцов. Оперенье на головке - черное. (Черноголовка)
3 уч. - Эта птичка вся зеленая с серым оттенком на спине и желтым по бокам. У нее очень красивый голос, поэтому ее еще называют лесной канарейкой. (Зеленушка)
4 уч. - Серенькая птичка,
Птичка- невеличка,
Шеей вертишь ты всегда,
Разве в этом есть нужда? (Вертишейка)
5 уч. - Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном. (Дятел)
6 уч. - Эта птичка так названа за свой интересный
хвост
Красного цвета, он все время подрагивает.
Поэтому и кажется, что хвост, вспыхивает
огоньком,
Как будто горит. (Горихвостка)
7 уч. - Эта птица - настоящий акробат:
Только она может бегать по стволу и вверх, и вниз
головой. (Поползень)
8 уч. - На головке этой птички - корона.
Короны, как известно, бывают у королей.
Но птичка очень маленькая.
Ростом меньше стрекозы, поэтому и назвали
ее….(Королек)
9 уч. - Пусть я птичка невеличка,
У меня друзья привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера - сюда. (Снегирь)
Учитель:- Какое ключевое слово у нас получилось в кроссворде?
(Орнитолог)
- Объясните значение этого слова
(Сложное слово, греч., образовалось от орнитос- птица, логос- учение, орнитолог -ученый, специалист, изучающий птиц)
Постановка проблемного вопроса.
Учитель-Эта птица получила свое название за поведение. Она всегда мух ловит. Кто она?
Мухоловка. Запишите слово и найдите основу.
Учитель: - В слове мухоловка две основы. Есть ли еще слова в кроссворде с двумя основами?
(Черноголовка, вертишейка, горихвостка.)
(Показ слайда с этими птицами)
Учитель:- Какое название можно дать таким словам? Как они образовались?
-За что птицы получили свое название?
(За поведение, внешний вид, способ питания)
-Верно, одни птицы получили свои имена за голос, другие за цвет, третьи - за поведение. Всегда ли так?
Слайд “Лес”, “Козодой”
Фонограмма “Рассказ о козодое”
Закрепление. Творческое задание
Образуйте и запишите новые слова:
Белый зубы белый бок
левый берег книга любить
красный щеки человек, любящий труд
Работа в парах
Взаимопроверка
Подведение итогов урока. Рефлексия
Слайд “Итог урока”
1. О каких словах вы сегодня узнали? (Ответы детей)
2. Какие слова называются сложными? (Ответы детей)
3. Нарисуйте схему сложных слов.
(Использовать для обратной связи блокноты “Фантазия”)
Листок самооценки учащегося________________________________________________
Оценка группы | Оценка учителя | |
Подготовил(а) загадки и дополнительный материал к уроку | ||
В группе помогал(а) образовывать новые слова | ||
Внимательно слушал(а) учителя и одноклассников, активно работал(а) на уроке, правильно отвечал(а) на вопросы | ||
Итого |
Учитель: - В чем вы испытали трудность? Что понравилось?
(Ответы детей)
-Как вы думаете, а есть еще другие способы образования слов?
-Как соединяются между собой основы в сложных словах, мы узнаем на следующем уроке.
-Мы сегодня много интересного узнали о птицах. Они нуждаются в нашей помощи.
Домашнее задание.
(По выбору)
* стр. 92-93 упр. 172
* Подбор слов названий птиц
* Сочинить сказку про сложные слова.