Урок русского языка в 3-м классе на тему: "Сложные слова"

Разделы: Начальная школа


Русский язык. 3 класс. Тема: “Сложные слова”

Цели урока:

1. Повторить значимые части слова.
2. Ввести понятие “сложные слова”
3. Развивать творческое мышление, устную и письменную речь, внимание, память.
4. Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о птицах

Оборудование: оформление урока в виде слайдов, учебник русского языка А.В. Поляковой, блокноты “Фантазия” для обратной связи, 4 конверта с частями слов, 4 конверта с о схемами слов и со словами.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Учитель:- Ребята, вы готовы сделать новые открытия?

Тогда прочитайте на доске:

Зима. Мелькают в воздухе пушистые снежинки.

Теплым одеялом укрывает снег землю. Метели заметают лесные тропы. А детям радость. Они играют в снежки, строят снежные крепости.

Учитель: - Какие задания можете предложить?

Уч-ся:- Прочитать выразительно.

-Разобрать предложения по частям речи и по членам предложения.

-Найти и выписать родственные слова.

-Списать текст и разобрать по составу родственные слова.

Учитель:- Молодцы!

-Кто помнит, над какой темой мы работали на предыдущем уроке?

Уч-ся:- Однокоренные слова. - Разбор слова по составу

Учитель:- Тогда какое задание точнее подходит к этой теме?

Уч-ся - Выписать однокоренные слова и разобрать их по составу.

(Работа выполняется одновременно в тетрадях и на доске)

(Для обратной связи используются блокноты “Фантазия”)

Снежинки, снег, снежки, снежные.

Учитель:- Докажите, что эти слова однокоренные.

-Как образовались эти слова?

Уч-ся:- С помощью суффиксов

Учитель:- А еще как могут образовываться новые слова?

Уч - ся:- С помощью приставки.

-С помощью приставки и суффикса.

Учитель:- А вы умеете?

Уч-ся:- Да!

Учитель:- Тогда образуйте с корнем снег -, снеж - с помощью приставок и суффиксов новые слова

Работа в группах (конверт- помощник с частями слов)

Проверка:

Назовите слова, образованные при помощи суффикса (снегурка, снегурочка, снеговой, снеговик, снежок, снегирь).

-при помощи приставки и суффикса (подснежник, заснеженный, подснежный, бесснежная).

2. Целеполагание. Изучение нового материала.

Учитель:- Как вы думаете, а есть другие способы образования слов?

-А хотите узнать?

-А зачем вам это надо знать?

-Тогда предлагаю вам выполнить задание в группах.

-Кто напомнит правила работы в группе?

(Дети напоминают правила работы в группе).

На столах лежат листы со схемами слов, в конверте на карточках написаны слова:

1 2 3 4

погрузка дедушка мамочка поездка
моряки птицелов свинопас пчеловод
дорога грибы сосна береза
рыболов наклейка заварка школьники

Учитель:- Догадались, что надо сделать?

-Верно. Надо к схемам подобрать слова. Еще вопросы есть? Тогда приступайте.

Проверка.

Работы групп вывешиваются на доске, ученики доказывают, почему слова подходят к схемам.

УченикиА у нас одно слово никуда не попало. И у нас тоже.

Учитель:- Как вы думаете, как образовалось слово Рыболов?

Дети (ответы детей)

Показ слайда “ Рыболов”

- Чем занимаются птицелов, свинопас, пчеловод?

Учитель:- Как называются такие слова?

Уч-ся:- Сложные, сложнейшие, двукоренные, составные

Учитель: А как нам проверить, верны ли наши догадки?

Уч-ся:- В книге посмотреть

Учитель:- Откройте учебник на странице 92.

-Как называются такие слова? Как они образовались?

(Сложили 2 основы.)

И все?..... Между ними есть гласная.

-А как ее можно назвать, раз она соединяет 2 основы? (соединительная)

-Кто может сформулировать тему нашего урока?

Показ слайда Тема урока: “Сложные слова

Вывод:

Слова образуются не только с помощью приставок и суффиксов, но и сложением основ при помощи соединительных гласных

Физминутка (Показ 4 слайда “ Лес”, фонограмма “ Голоса птиц”)

Мы немножко отдохнем
Встанем, глубоко вздохнем
Погуляем,
За природой понаблюдаем.
Есть в лесу 3 полочки (Хлопаем в ладоши)
Ели, елки, елочки. (Руки вверх, в стороны, вниз)
Лежат на елях небеса. (Руки вверх)
На елках птичьи голоса. (Руки в стороны)
А внизу грибы растут. (Руки вниз, присели)
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся. ( Наклоны, приседания)

Первичное закрепление

Учитель:- Из приготовленных вами загадок я составила кроссворд о птицах, который поможет нам лучше понять, как образуются новые слова

Показ слайда “ Кроссворд”

(Учащиеся загадывают загадки и отгадывают их.)

Загадки для кроссворда

1 уч.- Эта птица получила свое название за поведение. Она всегда ловит мух.

(Мухоловка)

2 уч.- Очень изящные, стройные, дружные птички. Вместе строят гнезда, вместе выкармливают птенцов. Оперенье на головке - черное. (Черноголовка)

3 уч. - Эта птичка вся зеленая с серым оттенком на спине и желтым по бокам. У нее очень красивый голос, поэтому ее еще называют лесной канарейкой. (Зеленушка)

4 уч. - Серенькая птичка,
Птичка- невеличка,
Шеей вертишь ты всегда,
Разве в этом есть нужда? (Вертишейка)

5 уч. - Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном. (Дятел)

6 уч. - Эта птичка так названа за свой интересный хвост
Красного цвета, он все время подрагивает.
Поэтому и кажется, что хвост, вспыхивает огоньком,
Как будто горит. (Горихвостка)

7 уч. - Эта птица - настоящий акробат:
Только она может бегать по стволу и вверх, и вниз головой. (Поползень)

8 уч. - На головке этой птички - корона.
Короны, как известно, бывают у королей.
Но птичка очень маленькая.
Ростом меньше стрекозы, поэтому и назвали ее….(Королек)

9 уч. - Пусть я птичка невеличка,
У меня друзья привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера - сюда. (Снегирь)

Учитель:- Какое ключевое слово у нас получилось в кроссворде?

(Орнитолог)

- Объясните значение этого слова

(Сложное слово, греч., образовалось от орнитос- птица, логос- учение, орнитолог -ученый, специалист, изучающий птиц)

Постановка проблемного вопроса.

Учитель-Эта птица получила свое название за поведение. Она всегда мух ловит. Кто она?

Мухоловка. Запишите слово и найдите основу.

Учитель: - В слове мухоловка две основы. Есть ли еще слова в кроссворде с двумя основами?

(Черноголовка, вертишейка, горихвостка.)

(Показ слайда с этими птицами)

Учитель:- Какое название можно дать таким словам? Как они образовались?

-За что птицы получили свое название?

(За поведение, внешний вид, способ питания)

-Верно, одни птицы получили свои имена за голос, другие за цвет, третьи - за поведение. Всегда ли так?

Слайд “Лес”, “Козодой”

Фонограмма “Рассказ о козодое”

Закрепление. Творческое задание

Образуйте и запишите новые слова:
Белый зубы белый бок
левый берег книга любить
красный щеки человек, любящий труд

Работа в парах

Взаимопроверка

Подведение итогов урока. Рефлексия

Слайд “Итог урока”

1. О каких словах вы сегодня узнали? (Ответы детей)

2. Какие слова называются сложными? (Ответы детей)

3. Нарисуйте схему сложных слов.

(Использовать для обратной связи блокноты “Фантазия”)

Листок самооценки учащегося________________________________________________

  Оценка группы Оценка учителя
Подготовил(а) загадки и дополнительный материал к уроку    
В группе помогал(а) образовывать новые слова    
Внимательно слушал(а) учителя и одноклассников, активно работал(а) на уроке, правильно отвечал(а) на вопросы    
Итого    

Учитель: - В чем вы испытали трудность? Что понравилось?

(Ответы детей)

-Как вы думаете, а есть еще другие способы образования слов?

-Как соединяются между собой основы в сложных словах, мы узнаем на следующем уроке.

-Мы сегодня много интересного узнали о птицах. Они нуждаются в нашей помощи.

Домашнее задание.

(По выбору)

* стр. 92-93 упр. 172

* Подбор слов названий птиц

* Сочинить сказку про сложные слова.

Презентация

Приложение 1 (пение птиц)

Приложение 2