Тема. Сложение чисел с нулём.
Цели: 1. Научить выполнять сложение чисел с нулём, используя шкалу линейки.
2. Развитие умения составлять задачу по рисунку.
3.Развитие пространственного восприятия.
4. Формирование культуры речи.
Оборудование: линейки, карточки с примерами, с числами, ромашки с примерами
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Объявление темы урока.
У. Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовём,
А может бубликом, почти что кругленьким,
Но как его не назовём, он называется … (нулём)
Правильно, ребята. Мы сегодня будем выполнять сложение с нулём.
3. Работа с новым материалом.
На доске открываются примеры
У. Какие действия надо выполнить?
Д. К 0 прибавить 3, к 3 прибавить 0.
У. Как прибавить к числу 0 число 3?
Д. Найдем на шкале линейки число 0 и сделаем от него вправо 3 шага. Получится 3.
Значит, 0 + 3 = 3.
У. А как прибавить к числу 3 число 0?
Д. Найдём на шкале линейки число 3 и сделаем от него вправо 0 шагов.
У. А что значит сделать 0 шагов, как вы это понимаете?
Д. Сделать 0 шагов – это значит остаться на месте и прочитать результат.
У. Какое число получится?
Д. Получится 3. 3 + 0 = 3.
У. А теперь, ребята, поиграем в игру “Ромашка”. Каждый из вас объясняет, как выполнить пример, который ему выпадает.
У. Рассмотрим первое задание. Найдём на шкале линейки число 0 и сделаем от него вправо 5 шагов по единице. Пришли к числу 5. Значит 0 + 5 = 5. (запись выполняется на доске и в тетрадях).
Аналогичные объяснения даются при выполнении остальных заданий. Дети по очереди рассказывают, какие учебные действия и в каком порядке надо выполнить, найти сумму числа о и каждого из данных чисел.
У. Что мы замечаем при выполнении этих примеров?
Д. Всегда получается то число, которое прибавляли к 0.
Аналогичная работа проводится при выполнении примеров на сложение числа с нулём:
(Опрашиваются средне – и слабоуспевающие дети, для развития у них речи.)
4. Работа по составлению и решению задач.
У. Посмотрите на рисунок и составьте задачу.
Д. В одной коробке 8 карандашей, а в другой – 0. Сколько карандашей в двух коробках?
У. Что нам известно в задаче?
Д. В одной коробке – 8 карандашей, а в другой – 0.
У. А что нужно узнать, какой вопрос в задаче?
Д. Нужно узнать, сколько карандашей в двух коробках?
У. Какое действие мы выберем для решения задачи и почему?
Д. Сложить 8 карандашей и 0 карандашей, потому что надо узнать, сколько всего
карандашей. Решение: 8 + 0 = 8. Ответ: 8.
У. Смотрим на второй рисунок, какую задачу можно придумать.
Д. Из яиц вылупились 7 жёлтых цыплят, а чёрных – 0. Сколько всего цыплят вылупились из яиц?
(Работа ведётся аналогично предыдущей).
Решение: 7 + 0 = 7. Ответ: 7.
5. Упражнение для развития пространственного представления.
У. Сравните фигуры и назовите ту, в которой больше кубиков.
(Для ответа на вопрос попарно сравниваются фигуры: первая со второй, вторая с
третьей, первая с третьей)
Д. Во второй и третьей фигурах по 8 кубиков
6. Физминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
7. Работа в тетрадях.
У. Рассмотрите, пожалуйста, рисунок и расскажите, что вы на нём видите.
Д. Нарисованы два аквариума, в одном есть рыбки, в другом – нет.
У. Сколько рыб в правом аквариуме?
Д. 3 рыбки.
У. Сколько рыб в левом аквариуме?
Д. 0 рыбок.
У. Какой задать вопрос, кто скажет?
Д. Сколько рыбок в двух аквариумах?
У. Правильно. Как надо записать решение задачи?
Д. 0 + 3 = 3.
Аналогичная работа выполняется по рисунку с книгами.
У. Теперь, ребята, посмотрите на рисунок и скажите, сколько букв в синем кольце?
Д. В синем кольце 8 букв.
У. Сколько букв в зелёном кольце?
Д. В зелёном кольце 0 букв.
У. А сколько букв в красном кольце, как сказать, называя числа?
Д. 8 и 0, всего 8.
У. А теперь запишите в каждый флажок нужное число.
У. Какие грибы у каждого мальчика?
Д. У одного белые, у другого мухоморы.
У. Сколько белых грибов у первого мальчика?
Д. Белых грибов 20.
У. Сколько белых грибов у второго мальчика?
Д. У второго нет белых грибов.
У. Каким числом можно заменить слово “нет”?
Д. Числом – 0.
У. А теперь составьте задачу.
Д. Один мальчик нашёл 20 белых грибов, а другой – 0 белых грибов. Сколько белых
грибов нашли мальчики?
У. Запишите решение задачи самостоятельно.
8. Закрепление пройденного.
У. Давайте поиграем в игру “Молчанка”.
( Показываю пример, ребята молча поднимают карточки с нужным числом.)
9. Итог урока.
У. Молодцы, ребята, сегодня вы очень хорошо поработали. Спасибо.