Второй год в нашем образовательном учреждении провожу свой пропедевтический составительский интегрированный курс (образовательная область- естествознание), который вызывает большой интерес учащихся, так как имеет большую практическую направленность и помогает в дальнейшем развивать у школьников познавательный интерес к предметам естественно-научного цикла, обогатив знания новой интересной информацией.
Пояснительная записка
Предлагаемая программа предполагает обучение учащихся в 6 классах общеобразовательных учреждений и для индивидуального обучения учащихся с ограниченными физическими возможностями на дому, занимающихся по программам 2 ступени образования. Она рассчитана на 34 учебных часа (по 1 часу в неделю).
Целесообразность создания подобной программы вытекает из таких целей образования в основной школе, как: формирование способностей к осуществлению выбора собственной образовательной траектории, к переходу от формирования ЗУН к развитию компетентности [ 3 ].
Рассматривая Стратегию модернизации содержания общего образования, я увидела следующую проблему: существующие цели образования для современной школы, а в частности в области естествознания - достижение определённого уровня компетентности в сфере быта, досуговой, социальной деятельности и т.д. пока недостижимы при наличии реально существующих противоречий, таких, как:
- между заявленным уровнем естественнонаучного образования и недостаточностью времени для достижения этого уровня в условиях разобщённости, а часто узкой специализации учебных программ;
- между необходимостью овладения бытовой компетентностью каждым человеком и недостаточным уровнем фокусирования на выход в бытовую сферу в базовых курсах средней школы.
Что же касается проблем обучения детей с ограниченными физическими возможностями, то, как известно, существующие специальные программы предназначены в основном для обучения в специализированных учреждениях, а если по ряду причин ребёнок остаётся на домашнем обучении, то по моему мнению, никакая обычная базовая программа не поможет развивать как минимум даже бытовую компетентность, а тем более помочь в осуществлении социальной адаптации таких детей.
Исходя из проблем и противоречий основная цель работы применительно к возрастной категории учащихся: способствовать развитию бытовой и социальной компетентности школьников при изучении комплексного объекта - дом как среда обитания.
Планируемый результат - достижение следующих уровней развития бытовой и социальной компетентности в рамках сферы дома как объекта изучения:
- уровня представлений;
- уровня выполнения учебных действий в сотрудничестве с учителем и родителями;
- уровня перехода от неадекватного переноса учебных действий в адекватный [ 2 ]
Достижение результата планируется через следующие задачи:
- Обеспечить развитие бытовой и социальной компетентности через изучение материала в историческом, научном, технологическом, эколого-валеологическом и социальном аспектах.
- Раскрывать основополагающие понятия и опорные знания, необходимые при дальнейшем изучении предметов естественнонаучного цикла.
- Мотивировать на осознанное изучение предметов области естествознания.
В программе предусмотрено применение следующих технологий: во-первых, технологии модульного обучения . Это работа учащихся по развёрнутым схемам-модулям, индивидуальным инструкционным картам; во-вторых, информационные технологии, что подразумевает в данном случае использование учебно-познавательных компьютерных программ. Такие формы работ переводят обучение с классно-урочной схемы на индивидуально-консультативное, что особенно актуально для больных детей, чья сфера познания ограничена в основном стенами собственного дома. Актуальность программы и в том, что объекты изучения не смоделированы, не используются “идеальные” модели, но вполне реальны и всегда “под рукой”.
Стержнем программы будет организация 5 блок - модулей, раскрывающих материал в нескольких аспектах :
1. “ Дом, в котором мы живём ” (исторический аспект). 2. Жизнепригодные качества дома (научный аспект). 3. “ Мастер на все руки ” (технологический аспект). 4. Экологические факторы жизнедеятельности (эколого-валеологические аспекты).
5. Социокультурная среда дома (социальный аспект).
Требования к достижению результата:
Образовательные линии | Составляющие качества образованности | ||
Предметно-информационная | Деятельностно-коммуникативная | Ценностно-ориентационная | |
Художественная культура |
Понятия: история строительства
человеческого жилья. Виды жилища. Среда обитания. |
Уметь называть виды человеческого жилья; устанавливать причинно-следственные связи между понятиями “ среда обитания” и конкретным изучаемым объектом; приводить примеры традиций, обычаев, пословиц и поговорок, связанных с жильём. | Универсальность знаний о доме как исторически сложившейся среде обитания и как части мировой культуры человечества; понимание уникальности сохранения и передачи традиций дома; воспитание культуры бытовых отношений. |
Социально-экономическая и правовая культура |
Понятия: социокультурная среда дома. Техника безопасности . Экономика семейного бюджета. | Собирать информацию о своей семье в социальном аспекте; проводить простейшие экономические расчёты. | Универсальность знаний о доме как части общества, принятие норм цивилизованного поведения и осознание необходимости соблюдения правил безопасности и знания основ экономики для ведения семейного бюджета. |
Информационная культура |
Понятия: географическое положение, координаты, тела и вещества, простые и сложные, органические и неорганические вещества, сила и работа, энергия, электричество, электризация, электрический ток, физические, химические свойства веществ, свет, звук, освещённость, шум, Царства природы, технология, технологическая карта, проект, конструирование. | Уметь называть: виды человеческого
жилья, определять географические координаты
дома, составлять простейший план, называть
свойства веществ и классификацию веществ по
разным признакам, приводить примеры тел и
веществ домашней обстановки, называть примеры
действия природных сил в доме , перечислять виды
используемой энергии, применение разных явлений
в доме (физических, химических, биологических). Развитие умений: вести наблюдения, описывать и излагать результаты, интерпретировать и обсуждать данные; проводить простейшие опыты, выполнять задания в соответствии с письменными инструкциями, схематическими описаниями, самостоятельно составлять схемы и таблицы, собирать информацию, оформлять разными способами, уметь защищать свои проекты, общаться в группах, выступать. |
Осознание необходимости повышения своего информационного уровня для всестороннего изучения дома как конкретного объекта |
Экологическая культура | Понятия: экология, экосистема, экологические факторы, экологические опасности, симбионты, хищники, паразиты | Уметь называть экологические опасности в рамках домашней обстановки, делать попытки их устранения (в том числе умозаключительные) | Осознание необходимости принятия экологически грамотного поведения по обустройству дома |
Культура здоровья и охраны жизнедеятельности |
Понятие: здоровый образ жизни, техника безопасности при работе в доме | Уметь называть признаки здорового образа жизни, вести работы в доме с учетом требований безопасности | Выстраивание системы ценностей, направленных на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих. |
Учебно-тематический план
№ | наименование | Всего часов |
теории | практики |
1 | Блок № 1. Дом, в котором мы живём. | 1 | 1 | |
2 | Блок № 2. Жизнепригодные качества дома. Модуль 1. тела и вещества. Модуль 2. Путешествия глазами наук. |
5 13 |
2 7 |
3 6 |
3 | Блок № 3. “ Хозяин в доме” | 7 | 7 |
|
4 | Блок № 4. Экологические факторы жизнедеятельности | 3 | 2 | 1 |
5 | Блок № 5. Социокультурная среда дома. | 5 | 3 | 2 |
34 | 15 | 19 |
Контроль уровня обученности
В ходе выполнения программы курса дети выполняют индивидуальные проекты, накапливая так называемый “ Портфель ученика”. Контроль за результатом выполнения работ возможен на любом этапе обучения, а общая диагностика выясняется в ходе защиты ребятами выполненных заданий под общим названием “ Мои путешествия по…” или “ Мои достижения”. Предусматривается также использование карт диагностики учебно-познавательной деятельности учащихся (тесты, анкеты, уровни сформированности учебных, коммуникативных действий и учебно-познавательного интереса).
После изучения курса ребята, успешно прошедшие обучение, получают сертификаты, заверенные печатью образовательного учреждения.
Содержание учебно-тематического плана.
Блок № 1. Дом, в котором мы живём. Вводное занятие: История строительства человеческого жилья. Виды жилища. (рассказ учителя, беседа с учащимися, домашняя работа “ Как появились дома”, подбор рисунков и картинок по видам жилища)
Блок № 2. Жизнепригодные качества дома. Комбинированные уроки:
Модуль 1. Тела и вещества.
У.1. Из чего всё? Описание веществ, образующих предметы обстановки дома. Вещества простые и сложные, чистые вещества и смеси. У.2. “ Такие знакомые незнакомцы” Предметы дома, характеристика свойств (рассказ учителя, беседы с учащимися, работа по инструкционным картам и по тексту учебника, работа на компьютере, игра “ найди лишнее”).
У.3-5. Практикум: Свойства твёрдых, жидких и газообразных веществ. Занимательные опыты на уроке и дома (“ опыты в ванной”, “опыты с пылесосом”, “ опыты на кухне”) Тестирование по теме: Тела и вещества.
Модуль 2. Путешествия глазами наук.
У.1. Дом глазами математика и географа или о чём нужно знать будущему строителю.
Географическое положение, элементы архитектуры. (рассказ учителя, работа с картой)
У.2.-У.3. “ Сильные игры” Силы природы в доме, их краткая характеристика. (рассказ учителя, работа в группах , игра “ Триатлон” (виды сил), выполнение заданий в “Портфеле ученика” по инструкционным картам)
У.4-5. Энергия и работа. Виды энергии, наблюдения потенциальной и кинетической энергии.
Примеры совершения работы за счёт разных видов энергии. (рассказ учителя, беседа с учащимися, чтение учебника, работа на компьютере*, составление таблицы).
Игра-контроль по теме: силы в природе “ крестики-нолики”.
У.5.-У.7. “ Что нам светит, что нам греет”. Понятие об электричестве, электрическом токе, его источниках. Электрические приборы в доме. Источники света, освещённость. Общее представление о магнитном поле на примере телефона, телевизора. (рассказ учителя, беседа, дневник наблюдений “ электричество вокруг нас” , опрос родителей по теме: “значение электричества, проблемы экономии электроэнергии”, конкурс рисунков по теме).
У.8-9. “Сделай потише” (звук вокруг). Свойства звука, значение, шум*, гигиена зрения* (можно на уроке “ опасности, которые подстерегают нас дома”). (проблемный урок, работа в группах, опережающий домашний практикум к следующему уроку по инструкционным картам).
Практикум. У.10-11. “ Такая всемогущая химия”. Химические явления, химические реакции. Предметы и товары бытовой химии.(опыты, иллюстрирующие признаки химических реакций, классификация товаров бытовой химии, занимательные опыты).
У.12-13. “ Все соседи по планете в одном месте”. Систематика органического мира. Представители Царств живой природы в доме. Друзья и враги человека. (работа по инструкционным картам, игра “Друзья или враги?”, сбор рассказов, стихотворений о домашних животных и комнатных цветах, мини-сочинения)
Блок № 3. “ Хозяин в доме”. Практикум в учебной мастерской и дома.
У.1. Рабочие инструменты для мелкого ремонта в доме. Виды работ. (инструктаж по технике безопасности, классификация инструментов и работ).
У.2. –У.3. Работы с изделиями из древесных материалов, металла и пластмасс. (склеивание , разметка, пиление, шлифовка, знакомство с крепёжными изделиями).
У.4. Работы с простейшими электрическими приборами. (Способы соединения электропровода, разборка и сборка электрической вилки и розетки, демонстрация видов поломок электроприборов).
У.5-6. Решение экономических задач. Расчёт потерь тепла за сутки через окно, расчёт затрат электроэнергии за один день, составление меню на день, расчет потребительской корзины семьи на месяц- задачи по выбору учителя. (работа по инструкционным картам, решение задач с родителями, рефлексирование- анкета или беседа: “Зачем нужны эти задачи?”, “Где это может пригодиться?”).
У 7. Полезные советы (мелкий ремонт, хранение вещей и продуктов)
Блок № 4. Экологические факторы жизнедеятельности.
У.1.- У.2. Опасности, которые подстерегают нас дома. Химические, биологические, физические источники экологических опасностей. Источники излучения. Экологически опасные места дома. (рассказ учителя, круглый стол по обсуждению проблем: “ Компьютер-благо цивилизации?”, “ Телевизор-мой друг?”, “ Сотовый телефон-каждому?”).
Практикум. У.3. “ Убираем, готовим, стираем, лечимся” (правила обращения с товарами бытовой химии, чтение этикеток и инструкций по применению).
Блок № 5. Социокультурная среда дома.
У.1.-У.3. Домашнее хозяйство в культуре разных народов. Традиции, обычаи разных народов (культура фен-шуй, русская культура). Этикет и гостеприимство. Традиции своего дома. Отношения членов семьи, жизнь с соседями. “ Изюминки дома”. (рассказ учителя, беседы с учащимися, опрос родителей по теме, подготовка к итоговому уроку).
У.4-5. Зачётно-обобщающее занятие. (урок- представление или урок-конференция по защите материалов в “ Портфеле ученика”, рефлексирование: “ Чему я научился?”, “ Где это пригодится?”).
Учебно-тематическое обеспечение.
- Рабочая программа к элективному курсу.
- Инструкционные карты для учащихся.
- Технологические карты занятий, методические разработки уроков.
- Комплект учебно-познавательных программ для работы на компьютере (см. список литературы для учащихся).
- Карты диагностики учебно-познавательной деятельности учащихся.
- Приложение к инструкционным картам для учащихся (список рекомендуемого оборудования для выполнения практических работ на дому).
- Список литературы для учащихся
- Список литературы для преподавателя.