Интегрированный элективный курс "Мой дом"

Разделы: Физика, Химия, Биология


Второй год в нашем образовательном учреждении провожу свой пропедевтический составительский интегрированный курс (образовательная область- естествознание), который вызывает большой интерес учащихся, так как имеет большую практическую направленность и помогает в дальнейшем развивать у школьников познавательный интерес к предметам естественно-научного цикла, обогатив знания новой интересной информацией.

Пояснительная записка

Предлагаемая программа предполагает обучение учащихся в 6 классах общеобразовательных учреждений и для индивидуального обучения учащихся с ограниченными физическими возможностями на дому, занимающихся по программам 2 ступени образования. Она рассчитана на 34 учебных часа (по 1 часу в неделю).

Целесообразность создания подобной программы вытекает из таких целей образования в основной школе, как: формирование способностей к осуществлению выбора собственной образовательной траектории, к переходу от формирования ЗУН к развитию компетентности [ 3 ].

Рассматривая Стратегию модернизации содержания общего образования, я увидела следующую проблему: существующие цели образования для современной школы, а в частности в области естествознания - достижение определённого уровня компетентности в сфере быта, досуговой, социальной деятельности и т.д. пока недостижимы при наличии реально существующих противоречий, таких, как:

  • между заявленным уровнем естественнонаучного образования и недостаточностью времени для достижения этого уровня в условиях разобщённости, а часто узкой специализации учебных программ;
  • между необходимостью овладения бытовой компетентностью каждым человеком и недостаточным уровнем фокусирования на выход в бытовую сферу в базовых курсах средней школы.

Что же касается проблем обучения детей с ограниченными физическими возможностями, то, как известно, существующие специальные программы предназначены в основном для обучения в специализированных учреждениях, а если по ряду причин ребёнок остаётся на домашнем обучении, то по моему мнению, никакая обычная базовая программа не поможет развивать как минимум даже бытовую компетентность, а тем более помочь в осуществлении социальной адаптации таких детей.

Исходя из проблем и противоречий основная цель работы применительно к возрастной категории учащихся: способствовать развитию бытовой и социальной компетентности школьников при изучении комплексного объекта - дом как среда обитания.

Планируемый результат - достижение следующих уровней развития бытовой и социальной компетентности в рамках сферы дома как объекта изучения:

  • уровня представлений;
  • уровня выполнения учебных действий в сотрудничестве с учителем и родителями;
  • уровня перехода от неадекватного переноса учебных действий в адекватный [ 2 ]

Достижение результата планируется через следующие задачи:

  1. Обеспечить развитие бытовой и социальной компетентности через изучение материала в историческом, научном, технологическом, эколого-валеологическом и социальном аспектах.
  2. Раскрывать основополагающие понятия и опорные знания, необходимые при дальнейшем изучении предметов естественнонаучного цикла.
  3. Мотивировать на осознанное изучение предметов области естествознания.

В программе предусмотрено применение следующих технологий: во-первых, технологии модульного обучения . Это работа учащихся по развёрнутым схемам-модулям, индивидуальным инструкционным картам; во-вторых, информационные технологии, что подразумевает в данном случае использование учебно-познавательных компьютерных программ. Такие формы работ переводят обучение с классно-урочной схемы на индивидуально-консультативное, что особенно актуально для больных детей, чья сфера познания ограничена в основном стенами собственного дома. Актуальность программы и в том, что объекты изучения не смоделированы, не используются “идеальные” модели, но вполне реальны и всегда “под рукой”.

Стержнем программы будет организация 5 блок - модулей, раскрывающих материал в нескольких аспектах :

1. “ Дом, в котором мы живём ” (исторический аспект). 2. Жизнепригодные качества дома (научный аспект). 3. “ Мастер на все руки ” (технологический аспект). 4. Экологические факторы жизнедеятельности (эколого-валеологические аспекты).

5. Социокультурная среда дома (социальный аспект).

Требования к достижению результата:

Образовательные линии Составляющие качества образованности
Предметно-информационная Деятельностно-коммуникативная Ценностно-ориентационная

Художественная культура

Понятия: история строительства человеческого жилья. Виды жилища.

Среда обитания.

Уметь называть виды человеческого жилья; устанавливать причинно-следственные связи между понятиями “ среда обитания” и конкретным изучаемым объектом; приводить примеры традиций, обычаев, пословиц и поговорок, связанных с жильём. Универсальность знаний о доме как исторически сложившейся среде обитания и как части мировой культуры человечества; понимание уникальности сохранения и передачи традиций дома; воспитание культуры бытовых отношений.

Социально-экономическая и правовая культура

Понятия: социокультурная среда дома. Техника безопасности . Экономика семейного бюджета. Собирать информацию о своей семье в социальном аспекте; проводить простейшие экономические расчёты. Универсальность знаний о доме как части общества, принятие норм цивилизованного поведения и осознание необходимости соблюдения правил безопасности и знания основ экономики для ведения семейного бюджета.

Информационная культура

Понятия: географическое положение, координаты, тела и вещества, простые и сложные, органические и неорганические вещества, сила и работа, энергия, электричество, электризация, электрический ток, физические, химические свойства веществ, свет, звук, освещённость, шум, Царства природы, технология, технологическая карта, проект, конструирование. Уметь называть: виды человеческого жилья, определять географические координаты дома, составлять простейший план, называть свойства веществ и классификацию веществ по разным признакам, приводить примеры тел и веществ домашней обстановки, называть примеры действия природных сил в доме , перечислять виды используемой энергии, применение разных явлений в доме (физических, химических, биологических).

Развитие умений: вести наблюдения, описывать и излагать результаты, интерпретировать и обсуждать данные; проводить простейшие опыты, выполнять задания в соответствии с письменными инструкциями, схематическими описаниями, самостоятельно составлять схемы и таблицы, собирать информацию, оформлять разными способами, уметь защищать свои проекты, общаться в группах, выступать.

Осознание необходимости повышения своего информационного уровня для всестороннего изучения дома как конкретного объекта
Экологическая культура Понятия: экология, экосистема, экологические факторы, экологические опасности, симбионты, хищники, паразиты Уметь называть экологические опасности в рамках домашней обстановки, делать попытки их устранения (в том числе умозаключительные) Осознание необходимости принятия экологически грамотного поведения по обустройству дома

Культура здоровья и охраны жизнедеятельности

Понятие: здоровый образ жизни, техника безопасности при работе в доме Уметь называть признаки здорового образа жизни, вести работы в доме с учетом требований безопасности Выстраивание системы ценностей, направленных на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.

Учебно-тематический план

наименование Всего

часов

теории практики
1 Блок № 1. Дом, в котором мы живём. 1 1  
2 Блок № 2. Жизнепригодные качества дома.

Модуль 1. тела и вещества.

Модуль 2. Путешествия глазами наук.

 

5

13

 

2

7

 

3

6

3 Блок № 3. “ Хозяин в доме” 7    

7

4 Блок № 4. Экологические факторы жизнедеятельности 3 2 1
5 Блок № 5. Социокультурная среда дома. 5 3 2
34 15 19

Контроль уровня обученности

В ходе выполнения программы курса дети выполняют индивидуальные проекты, накапливая так называемый “ Портфель ученика”. Контроль за результатом выполнения работ возможен на любом этапе обучения, а общая диагностика выясняется в ходе защиты ребятами выполненных заданий под общим названием “ Мои путешествия по…” или “ Мои достижения”. Предусматривается также использование карт диагностики учебно-познавательной деятельности учащихся (тесты, анкеты, уровни сформированности учебных, коммуникативных действий и учебно-познавательного интереса).

После изучения курса ребята, успешно прошедшие обучение, получают сертификаты, заверенные печатью образовательного учреждения.

Содержание учебно-тематического плана.

Блок № 1. Дом, в котором мы живём. Вводное занятие: История строительства человеческого жилья. Виды жилища. (рассказ учителя, беседа с учащимися, домашняя работа “ Как появились дома”, подбор рисунков и картинок по видам жилища)

Блок № 2. Жизнепригодные качества дома. Комбинированные уроки:

Модуль 1. Тела и вещества.

У.1. Из чего всё? Описание веществ, образующих предметы обстановки дома. Вещества простые и сложные, чистые вещества и смеси. У.2. “ Такие знакомые незнакомцы” Предметы дома, характеристика свойств (рассказ учителя, беседы с учащимися, работа по инструкционным картам и по тексту учебника, работа на компьютере, игра “ найди лишнее”).

У.3-5. Практикум: Свойства твёрдых, жидких и газообразных веществ. Занимательные опыты на уроке и дома (“ опыты в ванной”, “опыты с пылесосом”, “ опыты на кухне”) Тестирование по теме: Тела и вещества.

Модуль 2. Путешествия глазами наук.

У.1. Дом глазами математика и географа или о чём нужно знать будущему строителю.

Географическое положение, элементы архитектуры. (рассказ учителя, работа с картой)

У.2.-У.3. “ Сильные игры” Силы природы в доме, их краткая характеристика. (рассказ учителя, работа в группах , игра “ Триатлон” (виды сил), выполнение заданий в “Портфеле ученика” по инструкционным картам)

У.4-5. Энергия и работа. Виды энергии, наблюдения потенциальной и кинетической энергии.

Примеры совершения работы за счёт разных видов энергии. (рассказ учителя, беседа с учащимися, чтение учебника, работа на компьютере*, составление таблицы).

Игра-контроль по теме: силы в природе “ крестики-нолики”.

У.5.-У.7. “ Что нам светит, что нам греет”. Понятие об электричестве, электрическом токе, его источниках. Электрические приборы в доме. Источники света, освещённость. Общее представление о магнитном поле на примере телефона, телевизора. (рассказ учителя, беседа, дневник наблюдений “ электричество вокруг нас” , опрос родителей по теме: “значение электричества, проблемы экономии электроэнергии”, конкурс рисунков по теме).

У.8-9. “Сделай потише” (звук вокруг). Свойства звука, значение, шум*, гигиена зрения* (можно на уроке “ опасности, которые подстерегают нас дома”). (проблемный урок, работа в группах, опережающий домашний практикум к следующему уроку по инструкционным картам).

Практикум. У.10-11. “ Такая всемогущая химия”. Химические явления, химические реакции. Предметы и товары бытовой химии.(опыты, иллюстрирующие признаки химических реакций, классификация товаров бытовой химии, занимательные опыты).

У.12-13. “ Все соседи по планете в одном месте”. Систематика органического мира. Представители Царств живой природы в доме. Друзья и враги человека. (работа по инструкционным картам, игра “Друзья или враги?”, сбор рассказов, стихотворений о домашних животных и комнатных цветах, мини-сочинения)

Блок № 3. “ Хозяин в доме”. Практикум в учебной мастерской и дома.

У.1. Рабочие инструменты для мелкого ремонта в доме. Виды работ. (инструктаж по технике безопасности, классификация инструментов и работ).

У.2. –У.3. Работы с изделиями из древесных материалов, металла и пластмасс. (склеивание , разметка, пиление, шлифовка, знакомство с крепёжными изделиями).

У.4. Работы с простейшими электрическими приборами. (Способы соединения электропровода, разборка и сборка электрической вилки и розетки, демонстрация видов поломок электроприборов).

У.5-6. Решение экономических задач. Расчёт потерь тепла за сутки через окно, расчёт затрат электроэнергии за один день, составление меню на день, расчет потребительской корзины семьи на месяц- задачи по выбору учителя. (работа по инструкционным картам, решение задач с родителями, рефлексирование- анкета или беседа: “Зачем нужны эти задачи?”, “Где это может пригодиться?”).

У 7. Полезные советы (мелкий ремонт, хранение вещей и продуктов)

Блок № 4. Экологические факторы жизнедеятельности.

У.1.- У.2. Опасности, которые подстерегают нас дома. Химические, биологические, физические источники экологических опасностей. Источники излучения. Экологически опасные места дома. (рассказ учителя, круглый стол по обсуждению проблем: “ Компьютер-благо цивилизации?”, “ Телевизор-мой друг?”, “ Сотовый телефон-каждому?”).

Практикум. У.3. “ Убираем, готовим, стираем, лечимся” (правила обращения с товарами бытовой химии, чтение этикеток и инструкций по применению).

Блок № 5. Социокультурная среда дома.

У.1.-У.3. Домашнее хозяйство в культуре разных народов. Традиции, обычаи разных народов (культура фен-шуй, русская культура). Этикет и гостеприимство. Традиции своего дома. Отношения членов семьи, жизнь с соседями. “ Изюминки дома”. (рассказ учителя, беседы с учащимися, опрос родителей по теме, подготовка к итоговому уроку).

У.4-5. Зачётно-обобщающее занятие. (урок- представление или урок-конференция по защите материалов в “ Портфеле ученика”, рефлексирование: “ Чему я научился?”, “ Где это пригодится?”).

Учебно-тематическое обеспечение.

  1. Рабочая программа к элективному курсу.
  2. Инструкционные карты для учащихся.
  3. Технологические карты занятий, методические разработки уроков.
  4. Комплект учебно-познавательных программ для работы на компьютере (см. список литературы для учащихся).
  5. Карты диагностики учебно-познавательной деятельности учащихся.
  6. Приложение к инструкционным картам для учащихся (список рекомендуемого оборудования для выполнения практических работ на дому).
  7. Список литературы для учащихся
  8. Список литературы для преподавателя.

Приложение: список литературы