Портфолио достижений в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Работаю в школе более тридцати лет. Всегда стараюсь развивать индивидуальность каждого ребенка, найти мотив, побуждающий ученика стать творцом, исследователем, активным участником диспутов, конкурсов, конференций.

Хочется видеть своих ребят не только хорошо успевающими в учебе, но и успешными в творческой деятельности.

Что же необходимо ребенку для успеха?

Прежде всего умение нестандартно мыслить, умение планировать результат своей деятельности, разрабатывать план его достижения, оценивать свои результаты.

Путь к успеху достаточно труден, а порой и непреодолим для одиноко идущего ребенка. На помощь приходят взрослые: учитель и родители.

Необходимо создать педагогическое пространство, где каждый ребенок – это творец, исследователь, мыслитель, где каждый ребенок нацелен на успех.

Одной из образовательных технологий, позволяющей творческой личности самореализоваться, а учителю отследить путь к успеху ученика, является технология работы с портфолио.

Идея работы с портфолио ученика последнее время получает широкое распространение.

Портфолио в начальной школе лучше всего создавать как портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы ученика. Это могут быть учебные достижения по предметам за данный период обучения (1 год или всю начальную школу), коллекция работ, которые демонстрирую увлечения ребенка (рисунки, зарисовки опытов и наблюдений, сочинения о своих путешествиях, экскурсиях, о посещении выставок, спектаклей, фото и др.).

Количество и название разделов согласуется между учителем и учеником, в зависимости от увлечений ребенка: “Портрет”, “Мои успехи в школе”, “Мои увлечения”, “Достижения”.

Отдельное место отводится разделу “Портрет”. Он предназначен для представления информации об ученике – авторе портфолио.

Каждый ребенок может представить себя любым способом. У одного это фото и краткая справка о себе (фамилия, имя, дата и место рождения, школа, класс), у другого – портрет, выполненный художником, творческая зарисовка (стихотворение) о себе, своих увлечениях. В этом разделе может быть краткая история успехов ребенка.

В разделе “Мои успехи в школе” ребята разместили свои лучшие сочинения, диктанты, контрольные работы по математике, успешно выполненные тесты.

Раздел “Мои увлечения” вызвал у ребят наибольший интерес. Аня, которая любит рисовать и принимает участие даже во Всероссийских конкурсах, разместила свои лучшие рисунки, сюжетные иллюстрации к литературным произведениям. Борис, увлекающийся футболом, вложил свои заметки о соревнованиях, фото, вырезки из газет и журналов. Лиля, принимающая активное участие в разработке творческих проектов, включила названия проектов, план работы над ними, перечень наиболее используемых материалов, небольшие комментарии.

В разделе “Достижения” у всех ребят помещены сертификаты об участии в конкурсах, грамоты и дипломы.

В папку ребята поместили лишь те материалы, которые по их мнению отражают лучшие результаты и достижения.

Все элементы портфолио датируются, чтобы можно было отследить динамику работы ученика.

Важным моментом является начало работы с портфолио. В начальной школе дети приступают к этой работе совместно с учителем и родителями, которые помогают отобрать материал и оформить разделы. Можно предложить собрать свои лучшие работы за I четверть. Это и станет самым первым шагом к созданию портфолио.

Каждому ученику должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио.

Ребенок не просто ведет портфолио, а организует самоконтроль за размещением и пополнением разделов, оценивает свои достижения и возможности.

Материал, собранный в портфолио, может быть использован школьниками, учителями 5-х классов, родителями, но только с ведома ученика, которому принадлежит портфолио. Все портфолио храним в классе.

К моменту завершения обучения в начальной школе у каждого ученика свой портфолио, представляющий творческую работу. Портфолио представляются на конкурс жюри учителей и родителей. Ученики не просто представляют портфолио, но и защищают его, аргументирую собранным в нем материалом.

Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения. Он нацеливает ребенка на демонстрацию творческого роста, на успех.