Цель занятия:
- Учить детей ориентироваться по схеме – карте используя в речи направление движения: направо, прямо, налево.
- Закреплять чтение устной нумерации.
- Закреплять представление о геометрических формах, уметь их классифицировать.
- Упражнять в ориентировке на листе бумаги.
- Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление, смекалку, находчивость, мелкую моторику рук.
- Воспитывать любовь к родному городу.
Методические приемы: художественное слово, игры, игровой приём, иллюстрации, вопросы, рассказ, пояснения.
Предшествующая работа: экскурсия в музей “Нефти и газа”, музей “Природы и человека”, музея народного художника В.А.Игошева, оформление уголка “Я живу в Югре”.
Материал и оборудование:
- Модель автобуса, № автобуса 5-ый.
- Карта – схема города Ханты-Мансийска.
- Иллюстрации: музея геологии, нефти и газа;
музея народного художника В.А.Игошева;
музея Природы и Человека. - Конструкция из столов и стульев - "автобус". Карточки с цифрами - номера мест. Карточки с примерами - "автобусные билеты".
- 10 экспонатов для музея Природы и Человека. Уголок природы: деревья, птицы (сорока, дятел, воробей), животные (лиса, волк, олень), насекомые (муравей, бабочки, жуки).
- Коллекция камней для музея геологии, нефти и газа.
- 3 обруча разного цвета, геометрические фигуры (красные, зелёные, жёлтые; большие и маленькие; круги, квадраты, треугольники, прямоугольники).
- Загадки – шутки, расположены на северных звёздах (леска) 3 задания.
- Фишки - за ответы детей.
- Карточки с изображением фигурок, составленных из счетных палочек. Счетные палочки.
- Фланелеграф.
- Листы бумаги с изображением Д/с и музеев.. Фломастеры.
- Сок, одноразовые стаканчики, цена.
- Набор цифр, карточки.
- Иллюстрации домов.
СОДЕРЖАНИЕ.
Звучит музыка “Сестра моя – Югра” Н. Денисова.
Воспитатель: Ребята к нам в гости пришёл Югорка. Сегодня он на приглашает нас экскурсию по “Музейному кольцу Югры”. Вы готовы отправиться с Югоркой?
Дети: ответы….
Воспитатель. А на каком транспорте мы поедем, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Что за чудо? Синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином.
(Автобус.)
Воспитатель: Правильно! Давайте попробуем узнать его номер. Цифра в номере автобуса обозначает число, стоящее между числами 4 и 6 . (Цифра 5.) Какой номер автобуса? Правильно, номер автобуса 5. (Цифра ставится впереди автобуса).
Дети: Автобус № 5-ый.
Подводит детей к конструкции из столов и стульев.
Воспитатель: Вот наш автобус.
Раздает билеты - карточки, на которых написаны примеры. На каждом стуле сзади; прикреплена карточка с цифрой, обозначающей номер места. Чтобы найти свое место, надо решить пример, полученный ответ подскажет нужный номер. Дети выполняют задание и рассаживаются. Взрослый проверяет, правильно ли они нашли свои места.
Сигнал автобуса.
Воспитатель: Обратите внимание, какие красивые дома стоят на наших улицах.
Гимнастика для глаз: Посмотрите на дом вдали, а теперь на дом расположенный рядом (3 раза) Как располагается нумерация домов?
Дети: Чётные и нечётные…
Воспитатель: У вас находятся на столах набор цифр. Нужно разложить их, на верхней полоске чётные цифры, а на нижней нечётные.
Дети выполняют задания.
Воспитатель: Назови чётные числа, нечётные. А теперь покажите красную карточку у кого на верхней полоске чётные цифры? Кто ошибся, поднимите синюю карточку.
Детям даётся фишка за правильный ответ.
I остановка
Сигнал автобуса
Воспитатель:
Это что стоит за дом –
Экспонатов много в нём.
Про народы ханты, манси
Нам расскажет экскурсовод.
И животных всех покажет
Кто на севере живёт…..
Воспитатель: Кого вы видите на поляне? В этой таблице мы будем отмечать количество всех обитателей этой поляны. Сосчитайте, сколько птиц на деревьях?
Дети……(3 ребёнка). (Фишка).
Воспитатель: Кого больше, зверей или насекомых? На сколько?
Дети…..(3 ребёнка). (Фишка).
Воспитатель: На какие группы можно разделить обитателей поляны? Назовите животных…(фишка). Насекомых….(фишка). Молодцы.
Дети: …….. (фишка).
Сигнал автобуса.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем с пальчиками.
Пальчиковая игра. …
В одном лесу дремучем
Жила семья могучая.
У них был дом огромный
И крыша с трубой тёмной,
Из трубы колечки дым
Плим-плим-плим-плим.
Предлагаю выполнить задание "Сосчитай и построй".
Воспитатель поочередно показывает карточки с изображением фигурок из счетных палочек. Дети рассматривают каждую картинку, считают, сколько потребуется палочек, чтобы составить такую же фигурку. Затем рисунок убирается, дети по памяти с помощью счетных палочек воспроизводят фигурку. Давайте проверим друг у друга. Если всё верно поднимите красную карточку, если есть ошибки – синюю.
II остановка
Воспитатель: На какой улице стоит музей В.А.Игошева?
Воспитатель: Ребята сегодня здесь необычная выставка. Её организовали дети нашего детского сада, она называется “Северная звёздочка”.
Посмотрите, какие красивые звёзды украшают потолок музея, эти звёзды не простые среди них есть звёзды с секретом. С задачами – шутками. (3 задачи).
Дети: дотягиваются до звёздочек и читают задачи… говорят решение. (фишка).
Физминутка “Как живешь?”
На каждый мой вопрос вы будете отвечать дружным хором: “ Вот так!” и жестом показывать нужные действия
- Как живешь?
- А идешь?
- Как бежишь?
- А плывешь?
- Ждешь обед?
- Машешь в след?
- Утром спишь?
- А шалишь?
Сигнал автобуса.
Воспитатель: В нашем автобусе есть соки: персиковый и яблочный. Персиковый сок стоит 8 рублей, а яблочный - 10 рублей. Купить его можно за две монетки. Подумайте как? (фишка).
Дети выполняют задание.
III остановка
Сигнал автобуса.
Воспитатель: Посмотрите на фотографию и скажите где мы с вами находимся?
Дети: Возле музея геологии, нефти и газа.
Воспитатель: Правильно! Посмотрите как много здесь разных камней. Какие камни вы знаете?
Дети: ответы… (фишка).
Воспитатель: Нужно разложить камни по витринам. Игра с обручами “Разложи геометрические фигуры”. Положите на жёлтую витрину жёлтые камни, на красную большие, а на синею только камни круглой формы.
Дети: Выполняют задания…(фишка).
Воспитатель: Почему ты положила свою фигуру на эту витрину? (спросить 3-х детей).
Сигнал автобуса.
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Перед вами лежат карты – схемы нашей экскурсии. Сейчас вы будете отмечать по клеткам наше передвижение.
Работа детей “графический диктант”
Воспитатель: А сейчас сосчитаем, кто, сколько фишек получил. Кто хорошо отвечал, получают сувенир на память.
Наша экскурсия по музейному кольцу закончилось.
Всем спасибо!
Все свои заработанные фишки ставим в математическую копилку.