Пояснительная записка
Данный урок разработан для учащихся 6-го “Б” класса, изучающих биологию по программе 2100. Может быть применен в обычном классе. Подобный урок (без содержания знаний за 6 кл.) был проведён в 1-2-м классах (программа 2100). В ходе урока учащиеся закрепляют материал – семейства покрытосеменных растений. Повторяют признаки классов. Необходимо показать важность сохранения биоразнообразия родного края. Углубить знания учащихся о значении растений в современной жизни и жизни коренных народов Камчатки.
Ожидаемый результат: усвоение материала по пройденным темам. Повышения интереса к предмету биологии. Полученные знания учащиеся могут применить в повседневной жизни. Понимание значения растений в жизни человека, и как следствие, забота о сохранении биоразнообразия Камчатской флоры.
На данном уроке, учащиеся получают знания о коренных жителях Камчатки. А так же о том, как они использовали растения в повседневной жизни.
Актуальность этого урока, заключается в:
- использование новых технологий (презентация, мультимедийный проектор);
- получение новых знаний о жизни коренных народов Камчатки;
- воспитание любви к родному краю;
- понимание необходимости сохранения многообразия растений Камчатского края.
Тип урока: познавательно-обобщающий.
Оборудование:
- Ноутбук, мультимедийный проектор.
- Фотографии с изображением представителей Камчатской флоры.
- Таблица: “Классы покрытосеменных растений”.
Межпредметные связи: краеведение.
Личная значимость изучаемого для учащихся:
- Понимание важности сохранения биоразнообразия растений. Разумное использование природных богатств.
- Эстетическая.
1. Цели урока:
Учебно-образовательные
- Закрепление знаний по теме “Семейства покрытосеменных растений”.
Воспитательные
- Забота о сохранении биоразнообразия растений.
- Стремление к знаниям.
- Интерес к предмету биологии.
Развивающие
- Урок связан с развитием памяти и мышлением. В процессе обучения должно происходить развитие интеллектуальных качеств личности – интерес, наблюдательность, умение делать выводы и обобщения.
- Развитие целостного восприятия окружающего мира, на основе научных знаний о многообразии растений Камчатского края.
Характер познавательной деятельности:
- Репродуктивная – слушаю, запоминаю, работа с фотографиями.
- Продуктивная – поисково-исследовательская, вычленить нужные растения из предложенных.
- Творческая – домашняя работа: охарактеризуйте известные вам (по даче, прогулкам в лес) растения
Ход урока
I. Организационные моменты
Здравствуйте! Сегодня на уроке, мы с вами повторим пройденные ранее темы, закрепим их. Так же нам предстоит узнать много нового.
На уроке вам будет предложена презентация “Семейства Покрытосеменных растений”. Все растения этой презентации, являются жителями нашего края. Многие из вас с ними хорошо знакомы. Я расскажу о значении некоторых растений в жизни коренных народов Камчатки. А про некоторые растения вы сможете мне рассказать исходя из жизненного опыта.
II. УрокНачнём с повторения пройденного материала. Слайд № 2. На слайде появляются вопросы, на которые отвечают учащиеся.
Вспомните, какие семейства входят в эти классы. Слайд № 3. Учащиеся перечисляют семейства классов однодольных и двудольных. На слайде постепенно, появляются все изученные семейства. Сравниваем, всё ли было перечислено.
Слайд № 4. Перед нами представитель семейства крестоцветных – Пария голостебельная. Вспомните, какое строение имеет цветок у растений этого семейства. Учащиеся отвечают, ответы постепенно появляются на слайде. Какой плод имеют растения этого семейства? Какое соцветие?
Слайд № 5. Обратите внимание, мы вспомнили строение цветка. Вот фото, на котором хорошо видно строение цветка. На следующей фотографии – сердечник луговой (хорошо видно соцветие).
Слайд № 6. На этом слайде представители семейства – розоцветных (лапчатка кустарниковая и шиповник тупоушковый). Вспоминаем строение цветка и плоды, характерные для этого семейства. Шиповник сушат, варят компоты и варенье. Содержит много витамина С, который необходим для организма, укрепляет иммунитет.
Слайд № 7. Книжника арктическая (хорошо видно плод). Значение. Второе растение – кровохлёбка лекарственная. Получила своё название не зря, это растение известно, как хорошее кровоостанавливающее средство.
Слайд № 8. Знакомы ли вам эти растения? Где вы их видели? Чем они отличаются? Рябина Сибирская (декоративное растение, ягоды не съедобные). Рябина бузинолистная, растёт в лесу, плоды употребляют в пищу.
Слайд № 9. Лабазник Камчатский (шеломайник). Если выбирать, какое растение является символом Камчатки, так это - шеломайник. Коренные жители Камчатки использовали его полезные свойства. Рыба, завернутая в листья очень вкусна, можно запекать на углях и в духовке, так её готовили и раньше. Листья и стебли – от ожогов и укусов. Верхушка корня пахнет прополисом, коренное население, варило в ухе и при зубной боли, этой ухой полоскали зубы. Сабельник. Лечит опорнодвигательную систему.
Слайд № 10. Семейство паслёновые. Вспоминаем вид плода и строение цветка.
Слайд № 11. Семейство бобовые.
Слайд № 12. Остролодочник Камчатский. Повторяем строение цветка, плода. Вспомните представителей этого семейства, которые имеют сельскохозяйственное значение.
Слайд № 13. Семейство сложноцветные. Одуванчик рогоносный и бодяк щетинистый. Повторяем: соцветие, плод, строение цветка.
Слайд № 14. Представители: Арктоцвет арктический. Его можно принять за ромашку, чем вы это можете объяснить? Следующий представитель – Тысячелистник обыкновенный. Это растение является лекарственным, если вы загляните в аптеку, то сможете его там найти.
Слайд № 15. Семейство лилейные. Представители: Лойдия поздняя, Гусиный лук Накаи, Рябчик Камчатский. У Рябчика Камчатского луковицы съедобны. Их сушили (заготавливали), жарили в рыбьем жире, варили в ухе. А гусиный лук Накаи – варили и делали из него кашу.
Слайд № 16. Вспоминаем строение цветка и плод лилейных.
Слайд № 17. Осока вздутоносная. Коренные жители Камчатки расчесывали костью чайки до мягка, и делали стельки, пелёнки, подгузники.
Слайд № 18. Пушица многоколосковая.
Слайд № 19. И последнее семейство это – злаковые. На слайде – овёс. Вспомните строение цветка, соцветие, плод. Каково значение растений этого семейства?
III. Закрепление материала
Учащиеся делятся на группы (по 2 парты). Каждой предлагаются фотографии растений и карточка с названием семейства растений, которые надо выбрать. Группам даётся 3 минуты на то что бы отобрать 2 растения, принадлежащих, к одному семейству. Ответ обосновать.
Домашнее задание
Вспомните растения, растущие у вас на даче. Определите, к какому классу и семейству они принадлежат. Если у вас нет дачи, рассмотрите комнатные растения и определите, к какому классу они относятся. Результаты запишите в тетрадь.