Тема: В.В.Вересаев “Легенда”, “Звезда” (первый урок по теме)
Цели урока:
1. Познакомить с содержанием легенды и начать работу над сказкой “Звезда”;
- познакомить детей с творчеством В.В.Вересаева;
- учить вдумчивому чтению, сопереживать и соразмышлять с автором.
2. Развивать речь, мышление, воображение, творческие способности учащихся умение делать выводы;
3. Воспитывать нравственные качества учащихся
Оборудование:
1. Портрет писателя.
2. Цитата из легенды.
3. 3 маркера и 3 листа белой бумаги
4. Лист с опорными словами (ночь, мрак, свет, звезда, юноша, народ)
5. Слова, сложные для понимания, из текста
6. Половинки листов белой бумаги
7. Таблица “Мои чувства”
8 Стикеры
План-конспект урока
I. Организация класса.
II. Вводная беседа:
- В последнее время вы много внимания уделили чтению стихотворений.
Со стихотворениями каких авторов вы знакомились?
(Константин Дмитриевич Бальмонт, Александр Александрович Блок)
- Какие чувства выражали в своих стихотворениях поэты? (Ответы детей)
III. Объявление темы:
- Сегодня мы познакомимся с автором, который выразил свои переживания, свое отношение к жизни, но использовал для этого другие жанры. Откройте учебники на стр. 50- 51. Кто объявит тему урока?
IV. Актуализация опорных знаний
- Какое произведение называют легендой?
- Какое же произведение мы называем сказкой?
- Есть ли разница между легендой и сказкой и в чем она выражается?
- Какие легенды вы читали раньше на уроках?
(Легенда о граде Китеже. Легенда о покорении Сибири Ермаком)
- Знаете ли вы легенды нашего края? ( Ученик рассказывает легенду о происхождении янтаря)
- Сейчас мы прочитаем легенду о далеком чужом крае.
V
. Работа над произведением. В.В. Вересаев “Легенда”1.Чтение легенды учеником.
2.Беседа по первому впечатлению:
- Какое впечатление произвела на вас легенда? Какие слова непонятны?
- Как повели себя моряки в лесу?
- Почему моряки больше не улыбались?
- С чем сравнивает писатель жизнь и почему он так утверждает?
3.Самостоятельное чтение текста с заданием
- Сейчас вы будете читать эту легенду с простым карандашом в руках и подчеркнете самую главную мысль, которую хотел донести до нас писатель.
(После чтения можно сравниться с товарищем по парте)
Учитель открывает запись на доске. Сравнение.
- Какую мечту выразил В.В. Вересаев в этой легенде?
4.Знакомство с писателем.
- Каким человеком предстал перед вами писатель? Мы можем уже сложить о нем свое мнение?
( Знакомство с портретом)
- Подумайте, можете ли вы назвать профессию Викентия Викентьевича Вересаева?
- В.В.Вересаев был очень талантливым человеком. Он учился на историческом факультете, стал кандидатом исторических наук, затем 6 лет учился на врача, работал лечащем врачом в больнице, а когда в1904 году началась война с Японией, был призван на военную службу. И все это время он не оставлял свое творчество.
- Через много лет доходит до нас обращение писателя. Сегодня у нас есть возможность пообщаться с автором от имени ныне живущих детей.
Мы расскажем писателю, какое у нас отношение к жизни, на сколько мы готовы войти в эту жизнь и с какими помыслами.
5.Осмысление произведения. Групповая работа (по рядам)
- Внимание, сейчас вы будете работать по группам.
1группа – напишет правила: “Как мы должны относиться к людям”
2 группа – напишет правила: “Как мы должны относиться к природе”
3 группа – напишет “Требования, которые мы должны предъявлять к себе”.
- Напоминаю правила работы в группе: каждый должен принимать участие в работе, работаем четко и слаженно. Время работы – 3 минуты.
6.Презентация работ. Один представитель от группы озвучивает ответы детей. Можно дополнить ответами детей из других групп.
7.Вывод. - Каким же человеком нужно входить в жизнь?
- Кто уже может сказать о себе, что он готов к этому, или стремиться быть настоящим человеком? (Подумайте, руку можно не поднимать)
VI. Работа над сказкой В.В.Вересаева “Звезда”
- Пришло время сказки.
1.Стадия вызова
- А сейчас закройте учебник. Если бы у вас были вот такие опорные слова: ночь, мрак, свет, звезды, юноша, народ, какую сказку вы могли бы сочинить на месте автора? Если кто-то прочитал сказку “Звезда”, прошу не озвучивать вариант автора. Мне интересен полет вашей фантазии, ваши предположения.
2.Словарная работа БЕЛЬМО( пятно на глазу)- БЕЛЬМАМИ.
3.Стадия осмысления нового текста. Чтение с остановками.
- Приготовьте листики. Они помогут нам следить за чтением. Мы будем читать текст с остановками. Во время остановки листик остается на месте. Мы поговорим о прочитанном отрывке, а затем снова продолжим следить с помощью листика.
ПОСАДКА ПРИ ЧТЕНИИ (упражнение для мышц спины)
1 отрывок – читает учитель, задает темп, выразительность.
- В какой обстановке жили люди? Опишите?
- О чем мечтали жители?
- Что произойдет дальше?
2 отрывок – читает ученик
- Как звучит призыв Адеила?
- Что об этом сказал мудрец?
- Что произойдет дальше?
3 отрывок – читает ученик
- Как народ откликнулся на призыв Адеила?
- Какое событие однажды произошло?
- Что увидят люди?
4 отрывок – читает ученик
- Каким мир предстал перед глазами людей?
- Легко ли свет достался людям?
- Какая жизнь ожидает людей теперь, когда у них есть свет?
- На этом отрывке мы сегодня закончим чтение. Завтра на уроке вы узнаете, какой конец сочинил для своей сказки В.Вересаев.
ОТДЫХ ДЛЯ ГЛАЗ (посмотреть на небо)
4.Анализ прочитанного текста
– Какие впечатления у вас возникли после прочитанного?
- Найдите и прочитайте отрывок, который описывает землю без света?
- Найдите и прочитайте отрывок, который описывает землю, озаренную светом?
- Каким словом можно назвать поступок Адеила?
- Объясните поступок Адеила? Почему он решился на такой поступок?
- Как бы вы поступили, если оказались среди героев сказки?
- Подходит ли иллюстрация к прочитанному нами отрывку? Обратите внимание на лица людей?
5.Характеристика главного героя
- Найдите в тексте слова, которые выражают мнение жителей об Адеиле?
- Ваше мнение совпадает с мнением героев сказки?
- Подберите черты, которыми обладает главный герой (в парах)
- Сравните свои утверждения с товарищами (в четверках) и докажите, что вам позволило так думать. Время 1 минута.
Проверка: каждая группа называет черту характера главного героя.
VII. Итог урока. Рефлексия
- Подходит ли главный герой Адеил под наше описание настоящего человека, входящего в жизнь? (обращаемся к групповым работам детей)
- Каких героев из других произведений вы можете поставить в один ряд с Адеилом?
VIII. Домашнее задание.
С 50-54. В раб тетради стр. 23-24.Придумать свое окончание (по желанию)
IX. Оценивание.
Похвалить детей за работу.
X. Обратная связь.
Дети анализируют свои чувства от урока и наклеивают стикеры на плакате “Мои чувства”.