Тип урока: урок практического применения знаний.
Обучающая цель по физике:
- закрепление знаний по теме “Цепь переменного тока”;
- формирование навыков практического применения теоретических знаний при работе с цепями переменного тока различной конфигурации.
Обучающая цель по информатике:
- обучение навыкам построения графиков физических процессов в программе Visual Basic и исследование их при разных значениях;
- обучение навыкам составления отчета по лабораторной работе в программе MS Word;
- закрепление навыков передачи данных по сети и печати документов.
Воспитательная цель: развитие коммуникативных навыков общения при работе в группе.
Развивающая цель:
развитие умений анализировать полученные в ходе практической работы данные, делать обобщения.
Оборудование: ПК Celeron 950, принтер Laser Shot LBP-1120, медиапроектор Panasonic.
Программное обеспечение:MS Windows XP, MS Excel 2003, MS Word 2003.
Ход урока
- Орг. момент: Сообщение темы урока, цели.
- Повторение изученного материала по физике и первичный инструктаж по выполнению работы;
Учитель физики: для достижения заявленной цели урока нам необходимо вспомнить:
I. Активное сопротивление в цепи переменного тока.
Учитель физики, вопрос к классу: прокомментируйте схему и графики зависимости u(t) и i(t);
Электрические устройства, преобразующие электрическую энергию во внутреннюю, называются активными сопротивлениями.
Рисунок 1
~ R = l?/s; [R] = 1Ом
1. Мгновенное значение напряжения меняется по гармоническому закону
2. Мгновенное значение силы тока меняется по гармоническому закону
В проводнике с активным сопротивлением колебания силы тока совпадают по фазе с колебаниями напряжения.
График зависимости напряжения U(t) и силы тока I(t) от времени
Рисунок 3
II. Емкость в цепи переменного тока.
Учитель физики, вопрос к классу: прокомментируйте схему и графики зависимости u(t) и i(t);
Рисунок 4
1. Мгновенное значение напряжения меняется по гармоническому закону
Рисунок 5
2. Мгновенное значение силы тока меняется по гармоническому закону
Рисунок 6
3. Емкостное сопротивление (Рисунок 7)
График зависимости напряжения U(t) и силы тока I(t) от времени
Колебания силы тока на конденсаторе опережают колебания напряжения на /2. Рисунок 8
III. Индуктивность в цепи переменного тока
Учитель физики, вопрос к классу: прокомментируйте схему и графики зависимости u(t) и i(t); Рисунок 9
~
1. Мгновенное значение напряжения меняется по гармоническому закону (Рисунок 5)
2. Мгновенное значение силы тока меняется по гармоническому закону (Рисунок 10)
3. Индуктивное сопротивление (Рисунок16) s
График зависимости напряжения U(t) и силы тока I(t) от времени.
Колебания силы тока на катушке отстают от колебаний напряжения на /2.
Рисунок11
IV. Мощность в цепи переменного тока.
Учитель физики, вопрос к классу: прокомментируйте схему и график зависимости p(t);
Рисунок12
Мгновенное значение мощности:
Рисунок13
Среднее значение мощности за период
Рисунок14
График зависимости средней мощности от времени
3. Инструктаж по выполнению практической работы учителя информатики.
Учитель информатики: формирование групп по два человека.
1. Роль первого ученика в группе – аналитическая - заключается в формировании отчета группы:
- в программе MS Word открыть шаблон отчета;
- записать темы, нарисовать схемы при помощи векторной панели рисования, сгруппировать их;
- при помощи меню Вставка\Объект\MS Equation 3.0 записать формулы;
- вставить рисунки графиков Вставка\Рисунок\Из Файла, построенные 2 –ым учеником в группе;
- проанализировать графики и вписать выводы;
- записать фамилии участников группы на титульном листе;
- передать отчет по локальной сети и сохранить в Admin31\Открытый урок\1 ГР\Группа N\Отчет.doc.
2. Роль второго ученика в группе – практическая – заключается в расчетах по формулам и построении графиков в программе Visual Basic:
- формализация задачи, написание программы и построение графика, т.е. моделирование в Visual Basic задач:
- "Активное сопротивление в цепи переменного тока”;
- "Емкость в цепи переменного тока";
- "Индуктивность в цепи переменного тока";
- "Мощность в цепи переменного тока".
со следующими параметрами:
Um =5 В; Im =3 А; =50 Гц; t = 0,01 с
Um =3 В; Im =1 А; =50 Гц; t = 0,001 с
Um =2 В; Im =0,5 А; =50 Гц; t = 0,0001 с
- на рисунке15 представлена форма в процессе выполнения программы для расчета активного сопротивления - интерфейс программы;
Рисунок15
- представлена программа на Visual Basic для расчета активного сопротивления в цепи переменного тока (Приложение 3.doc и Приложение 33.exe).
- на рисунке17представлена форма в процессе выполнения программы для расчета емкости в цепи переменного тока - интерфейс программы;
Рисунок17
- представлена программа на Visual Basic для расчета емкости в цепи переменного тока (Приложение 4.doc и Приложение 44.exe).
- на рисунке18 представлена форма в процессе выполнения программы для расчета индуктивности в цепи переменного тока - интерфейс программы;
Рисунок 18
- представлена программа на Visual Basic для расчета индуктивности в цепи переменного тока (Приложение 5.doc Приложение 55.exe).
- на рисунке19 представлена форма в процессе выполнения программы для расчета мощности в цепи переменного тока - интерфейс программы;
Рисунок19
- представлена программа на Visual Basic для расчета мощности в цепи переменного тока (Приложение6.doc и Приложение66.exe).
4. Практическая работа
Моделирование колебательных процессов в цепях переменного электрического тока
Ученики: выполняют практическую работу (раздаточный материал в Приложении 1)
Учитель физики и информатики: консультируют по вопросам индивидуальных затруднений.
Итогом работы группы являются полученные отчеты, которые сдают учителю физики (Приложение 2).
Контроль со стороны учителей:
физики: правильность построения
электрической цепи;
знание формул;
построение графиков;
анализ и обобщение.
информатики: грамотность оформление отчетов
в программе MS Word;
составление программы в Visual Basic;
правильность работы в локальной сети.
Выставляются оценки по физике и информатике.
Домашнее задание по физике:
Д/З. §§ 2.6; 2.7; 2.8; 2.10.
Домашнее задание по информатике:
1. Выписать в тетрадь и отработать на компьютере стандартные функции Visual Bаsic.