Игры на уроках физики как один из способов развития познавательного интереса

Разделы: Физика


Наибольшее влияние на эффективность учебного процесса в школе оказывают совершенство или несовершенство методов обучения, сила или слабость организации учебно-познавательной деятельности учащихся, что “программирует” характер и уровень работы школьников. Слабость этих влияний приводит к тому, что ученики не уясняют требования и задачи, которые ставятся перед ними, ищут готовые ответы, заглядывая в тетрадь соседа или, списывая с доски, не могут самостоятельно разобраться в материале.

Познавательный интерес, как отмечала Г.И.Щукина - важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру - в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании существенные стороны, причинно - следственные связи, закономерности, противоречивость.

Познавательный интерес, по мнению Г.И. Щукиной - важнейшее интегральное образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения1.

И тем не менее эффективность процесса обучения зависит не только от внешних условий и причин, имеющих для школьников значение объективных факторов. Не менее значительно влияние их внутренних ресурсов: рассеянность внимания, недостаток волевых качеств, нарушение логики действий. А для того чтобы заставить себя углубиться в причины неясного, непонятного, даже вспомнить забытое, нужно достаточно высокое волевое напряжение. Нетренированная воля подводит, время решения задачи растягивается, ученик расслабляется, опускает руки. Внутренние ресурсы обучаемости как субъективный фактор подчас действуют сильнее, чем множество объективно ценных влияний.

Рассматривая обучение как взаимообусловленный процесс деятельности учителя и учеников, можно с уверенностью сказать, что педагогически разумная организация деятельности школьника в учебном процессе, ее четкая структурная основа и ясность выражения играют главную роль в совершенствовании учебного процесса. Понимание цели учебной деятельности, выявление ее ценных мотивов, мобильность обобщенных и специальных умений, свободное оперирование содержанием материала, высокая организация учебных действий - все это ясные показатели того, что ученик становится субъектом деятельности, в которой снимаются бесплодные пробы, ошибки, состояние нерешительности, утраты веры в свои силы, ощущение непосильности учебной работы.

В этом процессе организации учебной деятельности велика роль познавательного интереса, который является носителем внешних и внутренних ресурсов, объективных и субъективных факторов, эффективной совместной деятельности ученика и учителя. Сила познавательного интереса в учебном процессе состоит в том, что, будучи глубоко личностным образованием (и для учителя и для учащихся), он в то же время с особой яркостью и эмоциональностью обнажает объективные ценности знаний, приобретаемых умений и в целом процесса обучения и образования.

Познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.

В познавательном интересе, как в своеобразной клетке развития, находит свое выражение ряд значительных для обучения и развития моментов.

Под его влиянием активней протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интересней работает воображение. Именно интерес движет поиском, догадкой.

Под влиянием познавательного интереса деятельность учащихся становится продуктивней. Ее энергетические ресурсы, питаемые познавательным интересом, содействуют более длительному и интенсивному протеканию, а успешная познавательная деятельность в свою очередь укрепляет познавательный интерес.

Таким образом, внутренняя сторона учебного процесса, представленная познавательным интересом, становится неиссякаемым источником, который способствует и более благоприятному, и более длительному, и более продуктивному протеканию познавательной деятельности школьника.

В одной области знания интерес может существовать как эпизодический, в другой, возникнув как устойчивый, угаснуть, стать эпизодом или перейти в личностный интерес. Устойчивый интерес всегда является промежуточным, но важным для периода учения школьника. Приведем некоторые положительный аспекты познавательного интереса:

Познавательной деятельности интерес сообщает силу, интенсивность, легкость и быстроту (В.Н.Мясищев).

Под влиянием интереса познавание принимает для человека “личностный смысл” (А.Н.Леонтьев).

Благодаря познавательному интересу вся деятельность ученика становится плодотворной (А.А.Гордон).

Интерес к деятельности снимает утомление, и, несмотря на трудности, на сложность и длительность работы ученик доводит ее до конца. Все это подтверждается не только опытом обучения, но и специальными исследованиями.

Эксперименты Л.С.Славиной показали, что младший школьник, безуспешно решающий задачу в условиях учебного процесса, легко и свободно справляется с нею в ситуации, интересной для него, в игре2.

Бурное развитие в последнее время игрового метода привело к многообразию его дидактического воплощения. В литературе появляется описание деловых игр, педагогических игр, игр-упражнений, ролевых игр, дидактических и т.д.

Игра при правильной ее организации способствует развитию познавательного интереса у учащихся.

Предлагаю вашему вниманию один из примеров игры, которую можно использовать на уроке.

“СВОЯ ИГРА”

На доске предложена таблица всех тем со степенью сложности от самой легкой (100 очков) до самой сложной (600 очков). Класс делится на три команды и выбирает себе капитана, который и выбирает тему и сложность вопроса, а также, человека из своей команды который может дать правильный ответ на вопрос. Если команда отвечает неправильно, то ее счета вычитаются эти очки и право отвечать на вопрос переходит следующей команде. В финале, команда, набравшая большее количество очков выбирает одну из тем финальной игры. В конце урока подводятся итоги игры и награждение и финалистов и учащихся других команд, принимавших активное участие в игре.

Физика и лирика

Приборы и материалы

Эврика

Великие ученые

Кругом вода

100

100

100

100

100

200

200

200

200

200

300

300

300

300

300

400

400

400

400

400

500

500

500

500

500

600

600

600

600

600

 1ТУР

1.Физика и лирика

100. Волшебник Изумрудного города А.М. Волков. “Скоро путешественники оказались среди необозримого макового поля. Запах мака усыпляет, но Элли этого не знала и продолжала идти, беспечно вдыхая сладковатый и усыпляющий аромат… Веки ее отяжелели, и ей ужасно захотелось спать. оро путешественники оказались среди необозримого макового поля. Какое явление было ответственно за быстрое распространение запаха, которое усыпляло Элли? (конвекция)

200. Корейская пословица гласит: На мешке с солью и веревка соленая? Почему веревка становится соленой? (из-за диффузии)

300. Обоснуйте справедливость русской пословицы: “Коси коса, пока роса – роса долой, коса домой”? Почему при росе косить легче? (роса увеличивает массу стебля, его инертность, при ударе косой он меньше изгибается в направлении движения косы, и коса сразу срезает его)

400. “Что совой о пень, что пнем о сову, а все больно”? О каком физическом законе говорится в этой русской пословице? (о третьем законе Ньютона)

500. Г.Х. Андерсен. Снежная королева. “Герда начала читать “Отче наш”; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой…”? Во что превращалось дыхание Греды?(туман)

600. И.Ильф и Е.Петров Двенадцать стульев “Голос у Клавдии Ивановны был такой силы и густоты, что ему позавидовал бы Ричард Львиное Сердце, от крика которого, как известно, приседали кони”? Амплитуда каких звуковых колебаний больше: голоса Клавдии Петровны или крика Ричарда Львиное Сердце? (голос Клавдии Ивановны отличается от голоса Ричарда Львиное Сердце большей амплитудой колебаний и более низкой частотой.)

2.Приборы и материалы

100. Прибор, для регулирования силы тока в цепи (реостат)

200. Прибор для измерения атмосферного давления (ртутный барометр)

300. Машина, действие которой основано на законах движения и равновесия жидкостей (гидравлический пресс)

400. Прибор, состоящий из двух сосудов, разделенных воздушным промежутком. Дно внутреннего сосуда отделено от внешнего деревянной подставкой. Такое устройство позволяет уменьшать теплообмен содержимого внутреннего сосуда с внешней средой (калориметр)

500. Прибор для определения влажности воздуха ((гигрометр или психрометр)

600. Прибор, в процессе работы которого происходит превращение механической, внутренней энергии в электрическую (источник тока - гальванический элемент, аккумулятор).

3.Эврика

100. Как звали царя, который поручил Архимеду проверить честность своего мастера, изготовившего корону? (Гиерон)

200. От каких величин зависит архимедова сила? ()

300. Два тела равной массы, но разной плотности уравновешены в воздухе. Изменится ли равновесие весов, если их опустить в воду и как? (изменится, больше будет весить тело с меньшим объемом)

400. Прибор, принцип действия которого основан на законе Архимеда, используется для измерения плотности жидкости. (Ареометр)

500. Выберите из перечня инженерных открытий, то которое не принадлежит Архимеду: прибор для измерения видимого диаметра Солнца; небесный глобус, на котором можно видеть движение планет, солнечное и лунное затмение; телескоп; рычаг. (Телескоп-Галилей)

600. Сформулируйте закон Архимеда. (Сила, выталкивающая целиком погруженное в жидкость тело, равна весу жидкости в объеме этого тела.)

4. Великие ученые

100. Немецкий ученый открыл теоретически и подтвердил на опыте закон, выражающий связь между силой тока в цепи, напряжением и сопротивлением. (Георг Ом)

200. французский физик и математик создал первую теорию, которая выражала связь электрических и магнитных явлений. (Андре Мари Ампер)

300. Английский ученый, которому принадлежит фраза: “Превратить магнетизм в электричество” (Майкл Фарадей)

400. Великий русский ученый, энциклопедист, поэт и общественный деятель, основатель Московского университета, носящего его имя.(Михаил Васильевич Ломоносов)

500. Английский ученый, создатель теории электромагнитного поля (Джеймс Клерк Максвелл)

600. Советский ученый, конструктор ракетно-космических систем. Под его руководством созданы многие баллистические и геофизические ракеты-носители и пилотируемые космические корабли “Восток” и “Восход”, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космическое пространство. (Сергей Павлович Королев)

5.Кругом вода

100. Чем отличается туман от водяного пара? (пар - это газ, прозрачный и невидимый)

200. В чем состоит особенность теплового расширения воды (вода - единственное вещество на Земле, которое после охлаждения сначала сжимается, а затем при температуре +4 0С расширяется)

300. Как отличить раствор от взвеси? (раствором наз. Всякую жидкость, содержащую посторонние вещества, которые равномерно в ней распределены, а если в жидкости частицы не растворились, то такой раствор наз. взвесью)

400. Почему чаще всего вода используется в системе отопления, для охлаждения двигателей (из-за высокой удельной теплоемкости)

500. Одинакова ли теплоемкость воды и льда, если нет, то как вы думаете, что имеет большую теплоемкость? (вода 4200 , лед 2100)

600. Что называется точкой росы? (Температура, при которой пар, находящийся в воздухе, становится насыщенным, называется точкой росы.)

2 ТУР

1.Звуковые колебания

100. Как изменится период колебаний маятника, если его перенести из воздуха в воду или в вязкое масло (увеличится)

200. В ведре несут воду. После того как сделано около десятка шагов, вода начинает расплескиваться. Почему? (воде передаются колебания тела при ходьбе)

300. Почему при проверке колес вагонов во время стоянки поезда их обстукивают молотком? (удар молотка по колесу вызывает колебания колеса, при этом появляется звук. Целое колесо и колесо с трещиной дают различные звуки, что и используется при осмотре.)

400. Для чего смычок перед игрой натирают канифолью? (Чтобы увеличить трение смычка о струну и этим улучшить условия возбуждения колебаний струны)

500. Почему при стрельбе пуля вылетает из ружья со свистом, а брошенная рукой летит бесшумно? (Пуля, пущенная из ружья, движется со скоростью, превышающей скорость звука в воздухе. Вследствие этого образуется ударная волна, создающая звук высокого тона.)

600. Может ли возникнуть эхо в степи? (Не может, так как нет предметов, от которых звук мог бы отражаться)

2.Физические постоянные

100. (Удельная теплоемкость воды).

200. (Масса Земли).

300. 9,8 (ускорение свободного падения).

400. (гравитационная постоянная).

500. 1,6·10-19Кл (элементарный заряд).

600. (скорость света).

3. Простой расчет

100. Нагретый камень массой 5кг, охлаждаясь в воде на 1 0С, передает ей 2,1кДж энергии. Чему равна удельная теплоемкость камня? (420).

200. Определите силу тока в электрической лампе, если через нее за 10 мин проходит 300Кл количества электричества. (0,5А).

300. Определите силу тока в электрочайнике, включенном в сеть с напряжением 220В, если сопротивление нити накала при работе чайника равно примерно 39Ом.(5,6А).

400. Определите массу мраморной плиты, размер которой 1x0,8x0,1м. плотность мрамора 2700кг/м3(208кг).

500. Железобетонная плита размером 3,5x1,5x0,2м полностью погружена в воду. Вычислите архимедову силу, действующую на плиту. Плотность воды 1000кг/м3 (10,5кН)

600. На полу стоит ящик массой 20кг. Какую работу надо произвести, чтобы ящик поднять на высоту кузова автомашины, равную 1,5м? (300Дж)

4.Единицы измерения

100. Ускорение (м/с2).

200. Давление (Па).

300. Импульс (кг·м/с).

400. Частота (Гц).

500. Магнитная индукция (Тл).

600. Фокусное расстояние (м).

5. Физика с приколами

100. Почему никому еще не удалось надуть квадратный воздушный шарик, чтобы он летал в виде куба? (Воздух в шарике, как и любой газ, давит на стенки оболочки во все стороны одинаково, поэтому оболочка, как только ее надули, принимает шарообразную форму)

200. Изменится ли давление в шинах вашего велосипеда, если вместо вас в седло сядет бабушка, да еще и прокатит на раме дедушку? (Давление в шинах станет больше, если совместно нажитая масса дедушки и бабушки больше вашей. Но если ваши дедушка и бабушка такие худенькие, что их общая масса меньше вашей,- давление станет меньше)

300. Когда Вовочка выбросил свой дневник в канализацию и та где-то засорилась, в квартире Вовочкиных нижних соседей образовался в туалете мощный фонтан. По какому принципу действует этот фонтан? (По принципу сообщающих сосудов. Все, что выливают верхние соседи в канализацию, выливается из нее в квартиру нижних соседей.).

400. Почему в недосоленном супе ощипанная курица тонет, а в пересоленном спасается вплавь? (Плотность очень сильно пересоленного супа больше, и это дает курице последний шанс на спасение.)

500. Почему тяжелые железные корабли не тонут и уходят в дальние плавания, а худенький, не умеющий плавать Петя чуть не отправился на дно? (Потому, что тела тонут не от того, что они тяжелые, а от того, что плюхнувшись в воду, вытесняют ее недостаточно и Архимедова сила, толкающая тела из воды, меньше силы их собственной тяжести)

600. какой потенциальной энергией относительно родной планеты обладает девятилетний землянин, который, имея массу 25кг, зацепился штанами за сук березы на высоте 5 метров и орет дурным голосом? (Примерно 1250Дж. E=mgh)

ФИНАЛ

3 состояния вещества

В одном из двух одинаковых сосудов при комнатной температуре находится сырая вода, а в другом – такое же количество кипяченой воды. Как определить, в каком из сосудов какая вода? (Последовательно вскипятить на одной и той же горелке и заметить время. Сырая вода закипает быстрее – в ней больше растворенного воздуха.)

Кругом вода

Изменится ли период колебаний маятника при погружении его в воду? Если да, то как? (Да, увеличится, но не за счет трения о воду. Оно повлияет не на период колебаний, а на скорость затухания. Период увеличится из-за выталкивающей силы Архимеда.)

Ловкость рук и никакого мошенничества

Как с помощью линейки определить полную вместимость бутылки, у которой цилиндрическая часть плавно переходит в горлышко? (толщиной стекла пренебречь)? (Измерить диаметр донышка бутылки. Затем залить в нее воду так, чтобы не выйти за пределы цилиндрической части. Измерить высоту уровня воды и подсчитать объем соответствующего цилиндра. Заткнуть бутылку, перевернуть донышком вверх и аналогично вычислить объем образовавшегося над водой порожнего цилиндрического объема. Сумма двух объемов равна полной вместимости бутылки)

1 “Актуальные вопросы формирования интереса в обучении (уч. Пособие под ред. Щукиной Г.И.)”

2 Славина Л.С. “Психологические условия повышения успеваемости у одной из групп отстающих школьников”.- “Известия АПН РСФСР”, 1957