Этноэкология и современное образование (творческий проект)

Разделы: География, Экология


1. Этноэкология и современное образование.

1.1 Этноэкология в системе современных наук.

Этнология или этническая экология (гр. ethnos – народ, oaks – дом, hobos - слово) наука, которая занимается исследованием жизнеобеспеченности этносов (народов). Основное внимание концентрируется на формах взаимопониманий этнических общностей с окружающей средой, а также – особенностях влияния природной и социальной среды на человека и группы людей.

Этническая экология занимает пограничное место между этнологией, экологией, этногеографией и этнопсихологией, имеет отношение к этносоциологии, этнографии и другим областям науки. Она охватывает широкий круг проблем взаимодействия этносов с природой и социальной средой, вопросы адаптации и жизнеобеспеченности этносов, сохранение этнокультурной среды, стрессовое состояние этнического сознания, этнологические кризисы и вопросы аккультурации и утраты этнических ценностей.

Исследование проблем этнической экологии имеет познавательный и прикладной характер особенно для многонациональной и поликонфессиональной России. Одно из направлений гуманизации современного образования - развитие этнокультурной географии, исследование проблем, связанных с межэтническим взаимодействием, как никогда актуальных в настоящее время.

1.2 Этнокультурное воспитание в системе гуманизации и экологизации российского образования.

В процессе становления гармонически развитой личности возрастает необходимость формирования этнокультурной компетентности и развития этнокультурной терпимости в нашей поликультурной стране. В сложившейся ситуации полиэтнической России, признавая вклад каждого народа в развитие страны и основываясь на том, что защита достоинств и прав каждого этноса является основным принципом политической стабильности страны. “Через национальную культуру – к общечеловеческим ценностям, к содружеству всех народов Российского государства – такова должна быть основная идея образования в России”.

Этнографические знания позволяют глубже понимать истоки национальной культуры и культуры других народов. В школьной программе большая роль отводится географии, которая позволяет познакомиться не только с разнообразием современных этносов, географическими условиями, но и с лучшими образцами общечеловеческой культуры.

В докладе Международной Комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования XXI века было отмечено, что человек, получая образование, должен осознать свои корни и тем самым мог определить свое место в мире и, с другой стороны - образование способствует привитию ему уважения к другим культурам. Ведь каждый народ создал свою особую материальную культуру: дома, пищу, одежду, орудия труда в соответствии с условиями жизни, у каждого свои национальные виды искусства и труда, свой язык и другие средства общения. У каждого народа есть своя система образования, воспитания и передачи национальных ценностей, традиций и ритуалов, выражающих взгляды и верования.

Существует многообразие культурных ценностей и традиций различных народов, которые являются достижением опыта его исторического развития. Только через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, так как при

диалогической встрече двух культур каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, одновременно обогащая другую.

Особое значение имеет изучение этнокультурных особенностей своей малой Родины, что создает благоприятные условия для формирования толерантности, уважения к культурам других народов. На частных и доступных фактах познаются явления общественного порядка и по образному выражению Н.Н. Баранского “можно увидеть мир в капле воды”.

В условиях монокультурного и поликонфессионального российского общества этнокультурное образование и воспитание способствует пониманию представителей других культур и народов, урегулированию конфликтных ситуаций, а также становится основой для межнационального и межэтнического общения граждан Российской Федерации как внутри государства, так и за ее приделами.

1.3. Гуманистические образовательные ценности этноэкологи.

В условиях модернизации экономики, образования и общества в целом формируется единая экогуманитарная парадигма. Главной задачей ее признается становление гармоничной личности, умеющей жить в согласии с самим собой, другими людьми и природой.

Гуманистические ценности признаются основой цели воспитания. Самые совершенные ценности человеческого рода, в том числе и экологические, зарождаются в опыте личности.

Следует признать, что современное образование дает человеку сумму академических знаний. И очень часто бывший школьник, став превосходным ученым, не может показать туристу, как добраться до святого места в своем районе. А что является самым важным для человека? Знать каково расстояние от Земли до Солнца? Где располагаются центры химической промышленности? От таких знаний самих по себе польза невелика, если одновременно не задаваться

своих внутренних принципов, цели человеческой жизни, знание в соответствии со своими потребностями и способностями. При этом отводится важная роль экологическим знаниям, которые оказывают наибольшее влияние на формирование интеллектуальных, нравственных, экологических, эстетических качеств. Они раскрывают материальную и духовную культуру различных народов в единстве с природой и хозяйственной деятельностью. В современной школе этноэкологические знания усиливают идею гуманизации образования.

2. Материал и методика.

Материалом для проекта послужили периодические издания, публикации, исследовательская работа, проведенная в МОУ СОШ №7, основанная на анализе документальных материалов и опросе учащихся школы всех трех ступеней образования. Для выявления этнокультурного образования среди обучающихся в МОУ СОШ № 7 была предложена анкета учащимся 3-11 классов. В анкетировании приняли участие 423 школьника.

Анкета

  1. Назовите народы, проживающие на Северном Кавказе.
  2. Какие чувства вы испытываете по отношению к людям других национальностей?
  3. А. Уважение,
    Б. Ненависть,
    В. Безразличие.

  4. До какой степени вы готовы с ними общаться?
  5. а. Общение во время образовательного процесса,
    б. Дружеские взаимоотношения,
    в. Близкие друзья,
    г. Готов связать свою судьбу,
    д. Не желаю общаться.

  6. Что бы вы хотели перенять или переняли у этих народов?

а. Занятия,
б. Способ проведения досуга,
в. Черты характера,
г. Особенности кухни,
д. Особенности одежды,
е. Взаимоотношение в семье,
ж. Воспитание в семье,
з. Культурные, национальные традиции, обычаи,
и. Музыку, искусство,
к. Ничего.

5. Можно ли ваш класс назвать многонациональной семьей? Почему?

Изучение научной литературы, анализ исследовательской работы позволил сделать соответствующие выводы, поставить ряд задач.

3. Этноэкологические исследования в МОУ СОШ № 7

г. Георгиевска.

3.1. Этнический состав.

Город Георгиевск - один из самых многонациональных городов Ставропольского края. Будучи на перекрёстке важных транспортных путей Георгиевск с первых лет своего существования служил пристанищем для представителей разных национальностей. Город привлекает приезжих близостью к курортам Кавказских Минеральных Вод и благоприятными природными условиями. В последние годы в Георгиевске значительно увеличилась численность кавказских народов: из Азербайджана, Дагестана, Армении, Чеченской Республики и других. В результате этого численность русского населения в городе уменьшается. Это подтверждает пестрый национальный состав нашей школы.

3.1.1. Из 629 учащихся русские составляют основное большинство - 424 человека, что составляет 67 % . 57 человек – армяне, 9- корейцы, 7 – азербайджанцы, 6 – чеченцы, 5 – цыгане, 4 – украинцы, кумыки и табасаранцы – по 1. 112 человек (18 %) – метисы 25 национальностей (рис. 1).

Рис. 1. Этнический состав МОУ СОШ № 7

3.1.2. В школе обучаются представители 5 языковых семей, 11 этнических групп, 25 национальностей:

1. Индоевропейская семья.

Славянская группа: русские, украинцы, белорусы.
Германская группа: немцы.
Греческая группа: греки.
Армянская группа: армяне.
Иранская группа: таджики, осетины.
Представители этой семьи составляют 39 % от всех национальностей.

2. Картвельская семья: грузины, что составляет 4% всех национальностей.

3. Уральско-Юкагирская семья – 4 %.

Финно-угорская группа: венгры.

4. Алтайская семья – 26 %.

Тюркская группа: азербайджанцы, татары, казахи, узбеки, башкиры.

Корейская группа: корейцы.

5. Северокавказская семья – 26 %.

Абхазо-адыгская группа: кабардинцы, адыгейцы.

Нахско-дагестанская группа: чеченцы, даргинцы, лезгины, аварцы (рис.2).

Рис № 2.

3.1.3 18% составляют метисы (112 человек ) . Можно выделить 5 групп:

  • русские – другие национальности – 92 человека, что составляет 82 %;
  • украинцы – другие национальности - 5 человек (4,4%);
  • армяне - другие национальности - 2 человека (1,7 %);
  • татары - другие национальности – 3 человека (2,6 %);
  • азербайджанцы - даргинцы, казахи – табасаранцы (1,7 %)

(рис.3).

Рис. 3. Соотношение групп метисов.

3.1.4. Первая группа является самой многочисленной и насчитывает 92 ученика. Из них 35 человек – это дети, у которых один из родителей русский или украинец, что составляет 31,2 %; 19 человек – русский или армянин, что составляет 16, 9 %; 6 человек – русский или белорус – 5 %; 9 человек – русский или татарин – 8 %; 5 человек – русский или азербайджанец – 4,4 %; 4 человека – русский или немец – 3,5 %. (рис.4).

Рис. 4. Группы метисов.

4.. Социологическое исследование.

В предложенном анкетировании принимали участие 423 учащиеся 3-11 классов.

Результаты исследований

На вопрос: “Назовите народы, поживающие на Северном Кавказе” учащиеся 3-4 классов предложили 17 национальностей. Практически все малыши назвали: русские, армяне. Половина опрошенных к этому списку добавили: цыгане, корейцы,

азербайджанцы, чеченцы, немцы. Единичные случаи – адыгейцы, украинцы, татары, таджики, греки.

Для учащихся среднего звена нарисовалась следующая картина:

  1. Названо 29 национальностей,
  2. Более 90 % назвали – армяне, русские;
  3. Около 50 % - азербайджанцы, украинцы, корейцы, чеченцы, даргинцы
  4. До 30 % - белорусы, татары, кабардинцы, грузины, осетины;
  5. Единичные случаи – ингуши, калмыки, аварцы, лезгины, адыгейцы, балкарцы, нанайцы, узбеки, казахи.

Учащиеся 10-11 классов назвали 33 национальности.

  1. Более 95 % назвали - русские, армяне, корейцы, чеченцы;
  2. Около 50 % - грузины, азербайджанцы, адыгейцы, осетины;
  3. единичные случаи – табасаранцы, ингуши, таджики, белорусы, казахи, татары, ногайцы, узбеки, калмыки.

Было отмечено, что в 9-х классах в числе первых были названы чеченцы, во всех других возрастных группах – русские и армяне. 9 человек принимавших участие в анкетировании вообще не ответили на этот вопрос.

В зависимости от возраста у учащихся расширяется кругозор об этническом составе Северного Кавказа.

На вопрос: “ Какие чувства вы испытываете к людям других национальностей?”:

вариант “А” (уважение) – выбрали 223 ученика,
вариант “Б” (ненависть) – 37 учащихся,
вариант “В” (безразличие) - 163 человек.

Негативное отношение к другим национальностям более всего проявляется у учащихся 5-9 классов. (см. приложение рис.5)

Рис. № 5. Отношение к людям других национальностей, поживающих на Северном Кавказе.

На вопрос: “До какой степени вы готовы общаться с людьми других национальностей?” школьники не ограничивались в количестве выбора вариантов ответа, и были получены следующие результаты:

1. во время учебного процесса – 123 ученика (29 %);

2. дружеские взаимоотношения – 239 (56, 5 %);

3. близкие друзья – 121 (28 %);

4. готов связать свою судьбу – 33 (7,8 %);

5. Не желаю общаться – 27 (6,3 %).

Общение детей разных национальностей не ограничивается учебным процессом. Дружеские отношения становятся превалирующими над всеми другими предложенными формами общения. Среди опрошенных старшеклассников только 3 человека выбрали вариант ответа “Не желаю общаться” (рис.6).

Рис. № 6. Формы общения детей с людьми разных национальностей.

Анализируя вопрос: “Чтобы вы хотели перенять или переняли у народов проживающих на Северном Кавказе?” наиболее значимыми стали варианты:

  1. Особенности кухни – выбрали 151 человек (36 %);
  2. Музыка, искусство – 129 человек (30 %);
  3. Культура, национальные традиции, обычаи – 87 человек (21 %)4
  4. Черты характера – 79 учащихся (18 %);
  5. Особенности воспитания в семье – 68 учеников (26 %).

24 % не желают перенимать особенности быта, культуры у народов Северного Кавказа (рис.7).

Рис. № 7. “Чтобы вы хотели перенять или переняли у народов проживающих на Северном Кавказе?”

На вопрос: “Можно ли ваш класс назвать многонациональной семьей?” - “да ” - ответили 312 ученика, что составляет 74 %, вариант “нет” - 111человек – 26 (%).

Положительные ответы школьников были аргументированы следующими выводами:

  1. Хорошие взаимоотношения не зависимо от национальности;
  2. Много в классе ребят других национальностей и мы очень дружные;
  3. Класс многонациональная семья, так как учатся не только русские;
  4. Мы дружные;
  5. В классе много учеников армянской национальности;
  6. Среди любых национальностей есть и хорошие и плохие люди.

Ответы “нет” обоснованы следующим образом:

  1. Мало в классе учеников других национальностей;
  2. Большой процент русских;
  3. Не общаюсь с учениками других национальностей;
  4. Не желаю общаться, но нравятся танцы.

Более 50 % школьников не смогли объяснить выбор своего утверждения.

Проведенное социологическое исследование позволяет сделать выводы об уровне этноэкологического образования учащихся МОУ СОШ № 7. Основная масса школьников обладает необходимым этнокультурным уровнем развития. На первой ступени школьного образования успешно формируются зачатки этнических норм. В школе стабильная психологическая обстановка, в которой большинство детей умеющих и желающих жить в многонациональной семье, где дружба является главным связующим звеном.

Важной задачей является выявление причин негативного отношения группы детей к представителям других национальностей, урегулирование конфликтных ситуаций, проведение этнокультурной воспитательной работы со стороны старшеклассников и педагогов.

На современном этапе развития российского общества этноэкологическое воспитание призвано сыграть важную роль в формировании нравственности не только подрастающего поколения, но и всех граждан многонациональной России. “Как местность формирует этнос?”, “Какие складываются между ними взаимоотношения?”, “Как влияют на системы жизнеобеспеченности людей взаимоотношения представителей одного и того же этноса?”, “Какое влияние на этнос оказывает экономика не только собственная, но и национальная?”. На эти и другие вопросы отвечает этноэкология. Эта наука встает на пути национального возрождения в нашей стране, в ней реализуются этнокультурные и конфессиональные принципы. Поэтому в современном содержании образования необходимо уделять ей большое значение.

В связи с переходом к общей гуманизации образования, существенный акцент сделан на воспитание широкой географической культуры (см. Приложение). Она включает в себя культуру взаимодействия с природной средой, этнокультуру (национальные, религиозные традиции), культуру межнациональных отношений.

Учитывая вышеизложенное необходимо:

- формирование этноэкологических знаний современной этнической картины мира в сознании учащихся;

- изучение этноэкологических особенностей своей малой Родины;

- в школьном курсе своевременное введение спецкурсов по “культуре, традициям, этикету, религиям на Северном Кавказе”,

- формирование толерантности и уважения к культурам других народов;

- приобщение подрастающего поколения к историческому наследию, традиционным духовно-нравственным ценностям;

- проведение фестивалей народного творчества;

- в вузах вырабатывать у будущих педагогов навыки межкультурной компетентности.

Литература

  1. Северный Кавказ: Геополитика, история, культура, М: - Ставрополь, 2001год. (Редакционная коллегия): В.А. Шаповалов, А.Н. Сахаров, Ю.А. Поляков. Часть 1, 2.
  2. Я.А.Федоров, Историческая этнография Северного Кавказа. Издательство Московского университета, 1983 год.
  3. В.В.Госданкер, У этнической картины Ставрополья. Ставрополь, 2002 год.
  4. А. Елисеев. Георгиевск. Географо-краеведческое описание города. Георгиевск, 2005 год.
  5. М.Д.Бекалдиев. История Кабардино-Балкарии. Нальчик, 2001 год.
  6. география и экология в школе XXI век. 2006 год, № 4, 5, 2006 год, № 6.
  7. География в школе. 2006 год, № 3,5.

Презентация

Приложение