Я учитель информатики гуманитарной гимназии №13 города Екатеринбурга. Основное направление гимназии – изучение иностранных языков. Информатика ведется только в объёме базового курса.
В программу базового курса информатики входит тема “Создание Web-сайта”. Создавать ученический сайт можно несколькими способами: записывать в тестовом редакторе коды HTML или использовать один из многочисленных конструкторов, который не будет требовать от детей умения программировать.
Известно, что тема программирования трудна особенно для учеников гуманитарных классов. Часто дети, как “вязнут” в конструкциях языка программирования, что уже не обращают внимания на структурирование и вид представляемой информации. Считаю, что работа с информацией должна быть основополагающей и в данной теме. Какому бы средству (или языку) мы не научили детей сегодня, он устареет раньше, чем дети завершат своё образование. Новое программное средство ученик должен уметь освоить самостоятельно.
Я предлагаю ученикам средствами Microsoft FrontPage создать простую страницу. При создании этой страницы школьники вспоминают, как оформить текст, вставить фон иллюстрации, установить гиперссылки. Затем создаётся многостраничный сайт с кнопками перехода в заголовочной части страницы. Все остальные страницы подгружаются в рамку ниже заголовка. Одна из загружаемых страниц имеет сложную структуру – состоит из рамки меню (расположенной слева) и трёх подгружаемых страниц. Глубина вложенности вызываемых страниц равна трём. В процессе создания узла ученики создают свои веб- страницы и подключают уже готовую страничку. Всю работу школьники выполняют самостоятельно по специально подготовленным инструкциям. Учитель на этих уроках выступает в роли квалифицированного консультанта. Перед началом работы над веб-узлом необходимо обсудить с учениками структуру создаваемого сайта, чтобы они хорошо понимали, какого результата должны достичь. Технология WYSIWIG – What You See Is What You Get позволяет ученику просматривать вид документа в окончательной версии продукта, изменять текст, рисунки и другие элементы непосредственно в этом представлении.
К началу работы над этой темой гимназисты уже владеют приёмами работы в текстовом редакторе Microsoft Word, поэтому освоение интерфейса Microsoft FrontPage не должно вызвать особых затруднений.
Изучение данной темы можно разбить на два этапа:
- Освоение программного средства создания сайта.
- Создание сайта с помощью освоенного средства.
На первом этапе для того, чтобы внимание детей было сконцентрировано на освоении средства и процессе практического создания сайта предлагаются готовые исходные материалы для страниц – тексты и рисунки.
В процессе работы над веб-страницами выбранные темы, позволят детям повторить пройденный материал. Первая веб-страница посвящена поколениям вычислительной техники. В инструкции не прописано подробно, в какую часть текста нужно вставить тот или иной рисунок. Ученик должен вспомнить (прочитать в тексте) к какому периоду развития ЭВМ относится каждое изображение. Для создания веб-сайта подготовлены тексты об использовании сети Интернет в образовании.
Выполняют работу ребята практически самостоятельно, по инструкции. Такая самостоятельная работа чрезвычайно полезна.
На втором этапе школьники проходят весь путь создания сайта: выбор темы, подбор и структурирование материала, разработка структуры, создание и публикация сайта в Интернет. Обычно эту работу выполняет группа учеников, объединённых общими интересами в выбранной ими области знаний.
Я предлагаю полную разработку уроков первого этапа, которая содержит следующую информацию:
- Приложение1 – инструкция для создания веб-страницы.
- Приложение2 – готовая веб-страница (образец).
- Приложение3-папки с текстовой и графической информацией для создания первой веб-страницы.
- Приложение4 – структура создаваемого веб-узла.
- Приложение5 – инструкция для создания веб-узла.
- Проложение6 – готовый веб-узел (образец).
- Приложение7 – исходная информация (тексты, иллюстрации, веб-страница) для создания веб- узла заданной структуры.