Урок математики в 3-м классе по теме "Деление многозначного числа на однозначное". Дидактические система деятельностного метода "Школа-2000"

Разделы: Математика, Начальная школа


Основные цели урока:

  • Сформировать способность к делению многозначного числа на однозначное; вывести алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное.
  • Актуализировать знание нумерации многозначных чисел, приемы умножения на однозначное число, алгоритм деления с остатком и правило деления суммы на число.
  • Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь.
  • Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез, обобщение.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: аналогия, анализ, синтез, обобщение.

Демонстрационный материал: компьютерная презентация.

Ход урока:

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Цели:

  • Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания, отражающего значимость математики.
  • Определить содержательные рамки урока: умножение и деление многозначных чисел на однозначное число.

Организация учебного процесса на этапе 1:

“Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит”.

Михаил Васильевич Ломоносов, русский ученый - энциклопедист, поэт.

- Как вы понимаете эти слова? (Математика учит наблюдать, думать, делать выводы, приводить “ум в порядок”).

- Попытаемся привести в порядок то, что уже имеем. Назовите тему, которую мы изучаем. (Многозначные числа).

- С чего все начиналось? (Чтение, сравнение, запись, сумма разрядных слагаемых, сложение, вычитание, умножение на однозначное число)

- Очень многое узнали. Как думаете все ли “полочки” заполнили знаниями?

- Да, есть еще кое-что. Хотите узнать, что?

- Чтобы узнать что-то новое, сначала что надо сделать? (Повторить старое).

2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.

Цели:

  • актуализировать знания о взаимосвязи между умножением и делением (а : в = с, с * в = а);
  • алгоритм деления с остатком;
  • правило деления суммы на число;
  • тренировать вычислительные навыки.

Организация учебного процесса на этапе 2:

- Похоже, что здесь тоже порядок нужен: нужно вычленить цифры. (Ребус)

- Вот 3 цифры, а вот “геометрическое лото”: составьте из этих цифр такое число, чтобы оно соответствовало этой графической модели.

740 704 407 470 …

- Сколько всего десятков в числе 740? Сотен?

- Вы “уловили” закономерность? Продолжить ряд чисел.

- Запишите, используя эти цифры, наибольшее и наименьшее пятизначные числа (74000, 40007)

- Назовите цифры, стоящие в разряде единиц тысяч, сколько всего тысяч в каждом числе? Сколько всего десятков?

- На сколько одно число больше другого? Умеем мы этот делать? (Ребята в столбик записывают в тетради: 74000 – 40007 =33993)

- Сколько в этом числе тысяч? Сотен?

- Правильно ли вычли? Как можно узнать? (Сложение и вычитание взаимно-обратные операции).

- А какие знания о многозначных числах мы получили на прошлом уроке? (Умножение на однозначное число в столбик, умножение круглых чисел).

- Умножали круглые числа, разве может быть это умножением на однозначное? (Нет, но при умножении, не глядя на нули, все равно сводится к этому, т. е. умножаешь как будто на однозначное).

- Покажите, как это. (На слух ребята записывают пример в столбик).

720400*500

360200000

(Ребята работают в тетрадках, один ученик комментирует у доски)

- Молодцы, хорошо. Я думаю, если числа могли бы нас слышать, они бы были нами довольны.

- Посмотрите на эти выражения. Что их объединяет? (Деление)

- А компоненты при делении?

- Можно ли здесь “навести порядок”? Как? Систематизируйте выражения, разместите в разные столбики по какому-нибудь признаку, устно.

56 : 4

40 : 7

73 : 8

1600 : 40

108 : 6

5700 :300

- Какие приемы деления применим?

(1 – раскладывание на удобные слагаемые; 2 - алгоритм деления с остатком; деление круглых чисел)

56 : 4 = 14

108 : 6 = 18

Делимое заменим удобными слагаемыми, каждое слагаемое поделим на это число, а результаты сложим

40 : 7 = 5 ( ост. 5)

73 : 8 = 9 (ост. 1)

Найдем ближайшее число, которое делится без остатка - на удобные слагаемые

1600 : 40 = 40

5700 : 300 = 19

Сокращаем одинаковое количество нулей, а дальше

(Фронтальная работа с использованием файлов для обратной информации;

Достаточно решить последние примеры).

- Уверены ли вы, что мы все правильно сделали? Как проверить? (Умножение – обратное действие деления).

- Молодцы, умело вы справились с заданием. Ловко! И деление хорошо усвоили. Да, “чтобы что-то узнать, нужно уже что-то знать” (Станислав Лем, польский писатель. философ)

- Тогда вам такая вот задачка:

Мы знаем, что с 1 декабря по нашей школе объявлена … декада инвалидов. К нашему подарку с канц. товарами детям – инвалидам мы с родителями решили добавить еще и сладкие призы. Приготовили 5 коробок, 3 пачки и еще 6 шоколадок, причем в 1 пачке 10 шоколадок, а в 1 коробке – 10 таких пачек. Как разделить их поровну между 4 классами той школы?

(Если в 1 пачке 10 шоколадок, а их всего 3 пачки, значит 30; в 1 коробке – 10 пачек по 10 шоколадок, это 100, таких коробок 5, значит 500; получается всего 536 шоколадок).

- На что похожи коробки, пачки и шоколадки? (На сотни, десятки и единицы).

536 : 4 =

При решении этого примера возникает затруднение.

- Почему разные ответы? (Файлы с разными ответами фиксируются на доске)

3. Постановка проблемы

Цели:

  • Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость определения нового способа деления.
  • Согласовать тему и цель урока.

Организация учебного процесса на этапе 3.

- Какое задание мы выполняли? (Делили многозначное число на однозначное число).

- Что же вызвало у вас затруднение? Разве трудно разделить, ведь мы повторили много способов деления?

(Не получается разделить известными способами).

- Какую же задачу мы ставим перед собой на этом уроке? (Научиться делению многозначного числа на однозначное число, найти способ).

- Сформулируйте тему урока. (Деление на однозначное число)

4. Проектирование и фиксация нового знания.

Цели:

  • Организовать коммуникативное взаимодействие для выявления нового способа деления.
  • Зафиксировать новый способ деления в знаковой форме.

Организация учебного процесса на этапе 4.

- Давайте будем думать. Может удобно разделить письменно? Пробуем заменить делимое удобными слагаемыми: 536 : 4 = (400 + 120 +16) : 4 (На экране демонстрируется дробление разрядов)

- Посмотрите еще раз на рисунок: с каких единиц мы начинали деление – с мелких или крупных?

- Но когда одна большая коробка осталась, что мы с ней делали? (Достали из нее пачки и делили пачки).

- Правильно, нам пришлось дробить сотни в десятки. А когда десятки закончились? (Делили единицы).

1) 5с. : 4 = 1с. (ост.1 с)

2) 13д. : 4 = 3д. (ост. 1)

3) 16ед. : 4 = 4

- Вот первый и второй способы деления (1 – с помощью графической модели, 2 – применяли случай … деления с остатком). Пользуйтесь, если удобно.

- Так сколько же шоколадок достанется каждому классу? (134)

- Порадуются ребята. Вот оно – добро. “Чтобы поверить в добро, надо начать делать его” (Лев Толстой)

- Хорошо, значит, вы уже научились делить многозначные числа на однозначное число? Тогда 11768 : 4…

Графическую модель чертить, чтобы найти удобные слагаемые – это долго, начать делить крупные единицы счета – запись не очень короткая…

Вот запись умножения была компактней…

- Может, мы сами придумаем новую форму записи? Как бы записать по-другому 536 : 4 (Рассматриваются предложения учеников).

- Да, есть такая форма записи и для деления; мы еще сложение, вычитание, умножение записывали так. Да, столбиком. В делении это еще называется “деление уголком”, потому что знак деления заменяется углом. Слева стоит делимое, над чертой стоит делитель, а под чертой – частное.

- Давайте попробуем составить алгоритм действий; четко по алгоритму попробуем поделить “уголком” предложенные примеры. Сначала рассмотрим: 536 : 4.

- Что нужно сделать в 1 очередь? и т. д.

1. Найти первое неполное делимое

2. Определить число цифр в частном

3. Найти цифры в каждом разряде частного

- Это был 3 способ деления.

- Какой же способ самый рациональный?

5. Первичное закрепление.

Цель:

  • Зафиксировать способ действия при делении многозначного числа на однозначное.
  • Тренировать способность к выполнению деления “уголком”

Организация учебного процесса на этапе 5.

Комментирование в громкой речи.

- Ребята, теперь попробуем разделить “уголком” 11768 : 4, алгоритм деления я буду подсказывать.

- Откройте учебник на стр. 11. Найдите алгоритм письменного деления, соотнесите его с нашим алгоритмом. О чем просит помнить нас Том, посмотрите, как он выглядит, похоже, он от этого “пострадал”.

Стр. 12 № 6 (1), №5 (1 столбик)

792 : 6 = 132

672 : 2 = 336

672 : 8 = 84

- Выполняя деление 2 последних примеров, что вы заметили? (Первое неполное делимое – 6 и 67; почему?)

Работа в паре

Стр. 12, № 6 (2)

- Поработайте в паре, помогите друг другу, если одному еще трудно, то вдвоем легче.

- Уверены ли вы, что правильно сделали деление. Как узнать? Сделайте проверку.

6. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цели:

  • Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
  • Проверить способность к делению многозначного числа на однозначное

Организация учебного процесса на этапе 6.

- Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.

Самостоятельная работа. Проверка по эталону.

Стр. 12 №5 (2 столбик по 1 примеру по вариантам)

Эталон для самопроверки

354 : 3 = 118

354 : 6 = 54

7. Включение в систему знаний и повторение.

Цели:

  • Закрепить умение решать текстовые задачи;
  • Тренировать способность к безошибочному решению примеров на деление;
  • Развивать творческие способности учащихся.

Организация учебной деятельности на этапе 7.

- Как вы думаете, зачем нам нужно уметь делить многозначные числа на однозначные?

- Составьте задачу по данному выражению и решите ее (или, если будет недостаточно времени, выполнить только то действие, которое касается нашей сегодняшней темы).

378 + 378 : 9 = 378 + 42 = 420

Домашнее задание: выполнить деление в столбик с проверкой - № 6, стр. 12 всем ребятам без исключения; задание 2, 3 уровня по желанию - № 4, узнайте, что же случилось с Томом?

Цели:

  • Оценить результаты собственной деятельности
  • Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: деление многозначных чисел на однозначное число

Организация учебного процесса на этапе 8.

- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогли нам сделать на уроке открытие.

- Вспомните, с каких слов мы начали урок? (“Математику уже затем изучать следует, что она ум в порядок приводит”)

- Привели в порядок свои знания? Что нового вы “доложили на полочки”? Чему научились? (Слайд “Многозначные числа”; учились работать по алгоритму.)

- Довольны ли вы своей работой?

- Я передаю вам памятки с алгоритмом, давайте проведем рефлексию: если на этом этапе все понятно, уверен, то +;

если еще нужно потренироваться, то ?.

  • Научились находить 1 неполное делимое?
  • Научились определять количество цифр в частном?
  • Сумеете найти цифру для каждого разряда, то есть определить цифру в частном?

Анализируя данные рефлексии:

- Вы поняли, что надо потренировать дома? Я уверена, что много вопросов к следующему уроку исчезнут, и я вам помогу. Помните, “что старанье и труд все перетрут”.

- Спасибо за урок.

Литература:

Академия ПК и ППРО РФ Центр системно-деятельностной педагогики “Школа 2000…”, Сценарии уроков к учебнику “Математика” 3-й класс, Москва 2005.