Методическая разработка обучения дошкольников плаванию "Веселые дельфины"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: сформировать у детей эмоционально-положительное отношение к занятиям на воде, способствовать укреплению физического и психического здоровья дошкольников, формировать потребность к здоровому образу жизни.

Задачи обучения плаванию дошкольников:

  1. Приобщение детей к воде, формирование первоначальных навыков плавания и умения держаться на воде;

  2. Содействие оздоровлению и закаливанию детей, их гармоничному физическому развитию;

  3. Расширение круга гигиенических знаний, формирование навыков самообслуживания и личной гигиены;

  4. Содействие всестороннему развитию и воспитанию таких положительных черт личности, как самообладание, настойчивость, решительность, взаимопомощь и т. п.

  5. Воспитание устойчивого эмоционально-положительного интереса к систематичным занятиям плаванием и потребности в регулярном пользовании водой в оздоровительных целях.

При обучении плаванию можно выделить несколько этапов, каждый из которых условно можно отнести к определенному возрасту детей.

1. Ранний и младший дошкольный возраст: начинать с ознакомления ребенка с водой, ее свойствами и продолжать до того момента, когда ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно передвигаться по дну, совершатьпростейшие действия, играть.

2. Младший и средний дошкольный возраст: этап связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно. На занятиях дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы короткое время, выполнять вдох-выдох в воду. После этого дошкольников обучают плаванию определенным способом.

3. Старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети должны проплыть 10-15 м на мелкой воде, сохраняя в основе согласованность движения рук, ног и дыхания, характерную для разучиваемого способа плавания.

4. Старший дошкольный и младший школьный возраст: этап качественного обучения плаванию. Продолжается усвоение и совершенствование техники способов плавания, простых поворотов, элементарных прыжков в воду.

Задачи и содержание обучения детей плаванию в 1 мл. группе.

Задачи:

1. Ознакомление с условиями и правилами поведения в бассейне.

2. Вызвать интерес и желание купаться, воспитывать эмоционально-положительное отношение к действиям в воде.

3. Приучать не бояться воды, погружаться в воду до уровня груди, шеи, подбородка, носа, глаз с помощью и самостоятельно; ходить, бегать, прыгать, играть с надувными игрушками. Учить работать ногами как при плавании кролем сидя на мелком месте в воде.

Содержание: ознакомить с помещением бассейна, рассказать о правилах поведения во время купания, показать как научились плавать старшие дети. Рассказать о свойствах воды, рассматривая различные предметы, лежащие на дне.

Упражнения для освоения с водой и ознакомления со свойствами воды: спускаться в воду с помощью взрослого; ходить и бегать держась за руки; самостоятельно, помогать себе руками. Приседать в воду и подпрыгивать держась за руки взрослого; затем самостоятельно ходить по дну на руках вперед, ноги прямые. (Упражнение “Крокодилы ”: погружение в воду по грудь, шею, до уровня носа, глаз, держась за руки взрослого, затем самостоятельно). Брызгать друг на друга не вытирая лицо руками не отворачиваясь (Игра “ Дождь”). Опускать все лицо в воду, выполнять выдох на воду. Сидя на дне работать ногами, напоминающие движения ног при плавании кролем (упражнение “Фонтан”.) Для реализации этих задач используются следующие игры и упражнения: “Лошади”, “Цапли”, “Маленькая и большая капли”, “Лодочки плыву”, “Пузырь”, “Хоровод”, “Крокодилы”, “Фонтан”, “Догони мяч”, “Солнышко и дождик”, “Дожди ”, “Моем носики”, “Волны на море” и др.

Задачи и содержание обучения детей плаванию во 2 мл. группе.

Задачи: рассказать о свойствах воды, о пользе плавания, о правилах поведения на воде. Приучать самостоятельно входить в воду, окунаться. Воспитывать стремление к самостоятельности и активности при передвижениях и играх в воде. Учить уверенно погружать лицо в воду; погружаться в воду с головой.

Приступать к освоению открывания глаз в воде. Разучивать правильный вдох и выдох на суше и в воде, опуская лицо в воду полностью. Учить упражнениям с задержкой дыхания на вдохе. Формировать навыки всплываия и лежания на воде:

а) с помощью взрослого

б) из положения “Крокодилы” сделать упражнение “Звездочка”

в) самостоятельно (на груди, затем на спине).

Приступить к разучиванию скольжения на груди и на спине. Учить работать ногами, как при плавании кролем на груди и на спине в упоре лежа на руках.

 Содержание: учить самостоятельно прыгать в воду с бортика. Ходить, бегать, падать, прыгать, окунаться. Ходить по кругу, держась за руки и не держась, бегать врассыпную, с высоким подниманием колена; помогая себе гребковыми движениями рук. Выпрыгивать из воды как можно выше. Прыгать с продвижением вперед, помогая себе руками. Приседать в воду с головой, брызгать друг на друга не вытирая лицо руками; опускать лицо в воду сделав вдох, задерживать дыхание. Учить открывать глаза в воде узнавая игрушки на дне, приседая в паре со взрослым смотреть друг на друга. Учить выдоху в воду, так чтобы появились пузыри, опустив лицо в воду. Учить лежать на воде на груди и на спине, скользить по поверхности воды с помощью взрослого. Двигать ногами, как при способе плавания кроль, - сидя на дне; в упоре лежа на дне; держась за поручень.

Использовать при обучении следующие игры и упражнения:

“Лошадки” “Веселые пузыри”, “Лодочки плывут”, “Переправа”, “Волны на море”, “Солнышко и дождик”, “Карусели”, “Водолазы”, “Фонтаны”, “Звездочка”, “Медуза”, “Дождик”, “На буксире”, “Гудок”, “Лягушка” и др.

Задачи и содержание обучения детей плаванию в средней группе.

Задачи: ознакомление детей с различными видами плавания. Добиваться умения уверенно погружаться в воду с головой; открывать глаза, ориентироваться под водой, доставать со дна различные предметы. Совершенствовать умение выполнять выдох в воду, приучать правильно чередовать глубокий, интенсивный вдох с полным продолжительным выдохом не менее 5-8 раз. Осваивать скольжение с предметом в руках с задержкой дыхания и с выдохом в воду. Продолжать формировать умения и навыки всплывания и лежания на воде, скольжения с доской в руках на груди и на спине. Разучивать согласование движений ног, как при плавании кролем, с дыханием в упоре лежа. Разучивать движения руками, как при плавании кролем, стоя наклонившись вперед на суше и в воде. Плавать удобным для себя способом.

Содержание: беседы о различных способах плавания и их особенностях, а также их показ. Рассказы об оздоровительном и прикладном значении плавания, о свойствах воды. Упражнения для освоения с водой и ознакомления со свойствами воды: самостоятельно прыгать с бортика. Ходить и бегать спиной вперед, наклонившись вперед, кто вперед помогая себе гребковыми движениями рук. Передвигаться по дну бассейна на руках, ноги прямые вперед и назад, влево, вправо. Выпрыгивать из воды как можно выше, падать в воду.

Приседать в воду с головой с открытыми глазами с задержкой дыхания. Учить правильно выполнять вдох - выдох, держась за поручень, стоя на дне, при скольжении на груди. Учить выполнять упражнение “Поплавок” (с задержкой дыхания и с выдохом). Скольжение на груди с доской в руках и самостоятельно. Учить лежать на спине. Учить движениям рук как при способе плавания кроль на суше; в воде стоя на дне, наклонившись вперед. Плавать удобным для себя способом.

Игры и упражнения для детей 4—5 лет: “Насос”, “На буксире”, “Карусели”, “Хоровод”, “Коробочка”, “Поплавок”, “Водолазы”, “Оса”, “Медвежонок Умка и рыбки”, “Сердится рыбка”, “Смелые ребята”, “Поезд в тоннель”, “Катание на кругах”, “Мы веселые ребята” и др.

Задачи и содержание обучения детей плаванию в старшей группе.

Задачи: расширять представления детей об оздоровительном и прикладном значении плавания, рассказать о технике плавания кролем на груди и на спине. Совершенствовать навыки скольжения на груди и на спине без помощи движений ног. Приучать чередовать вдох с выдохом в воду повторяя движения не менее 10-12 раз по 2 раза. Учить выполнять движения ногами при плавании с доской на груди и на спине. Осваивать дыхание с поворотом головы в сторону, в сочетании с движениями ног как при плавании кролем . Совершенствовать движения рук, как при плавании кролем на суше и в воде. Учить плавать кролем на груди с задержкой дыхания.

Содержание: беседы о технике плавания способом кроль на груди и на спине, о прикладном значении плавания. Упражнения для освоения с водой и овладения плаванием способом кроль: продолжать учить прыгать с бортика, используя различные приемы: парами, тройками, спиной вперед, стараясь поймать брошенный мяч, коснувшись подвешенного предмета, в плавающий обруч. Совершенствовать у детей навыки скольжения на груди и на спине (упражнение “Стрелочка”) с выдохом, с задержкой дыхания. Учить выполнять движения рук, как при способе плавания кроль на груди и на спине. Учить чередовать вдохи и выдохи в воду с поворотом головы, согласовывая с движением рук. Учить движениям ног, как при плавании кролем на груди и на спине в скольжении с задержкой дыхания; с выдохом в воду; с доской и без нее. Учить плавать кролем на груди и на спине в полной координации - 10- 15м.

Игры и упражнения в воде для детей 5—6 лет: “Насос”, “На буксире” “Удочка”, “Водолазы”, “Белые медведи”, “Винт”, “Как долго?”, “Невод”, “Торпеды”, “Акробаты”, “Тоннель”, “Пятнашки с поплавком”, “Караси и карпы” и др.

Задачи и содержание обучения детей плаванию в подготовительной группе.

Задачи: закреплять у детей знания о правилах безопасности на воде, углублять представления о технике плавания кроль на груди и на спине. Совершенствовать у детей ранее приобретенные навыки и умения, продолжать учить чередовать вдох и выдох . Совершенствовать дыхание с поворотом головы с сторону для вдоха и выдоха при плавании с помощью ног и с доской в руках. Научить согласовывать ритмичный вдох и выдох с движением рук при плавании кролем на груди, плавать с дыханием и полной координацией движений рук и ног кролем на груди. Научить плавать на спине, сочетая полную координацию движений с дыханием.

 Содержание: беседы о правилах поведения на воде, о различных способах плавания.

Упражнения для освоения с водой и овладения плавания способом кроль: продолжать учить прыгать с бортика различными способами: парами, тройками, спиной вперед, стоя правым боком (левым боком), в плавающий обруч с мячом в руках, коснувшись подвешенного предмета, стараясь поймать подброшенный мяч. Упражнения для закрепления скольжения “Стрелочка” на груди (на спине), выполняя их в форме эстафеты “Кто вперед?”, “Кто дольше?”; “Торпеда”. Упражнения “Винт”, “Кувырок”. Учить согласованию дыхания с движением рук в положении стоя, на суше и в воде. Держась руками за поручень выполнять движения ног, как при способе плавания кроль сочетая с выдохом в воду. Держась ногами за поручень выполнять движения рук, как при способе плавания кроль на груди в сочетании с выдохом и кроль на спине. Учить плавать кролем на груди и на спине 10 - 20 м .

Игры и упражнения для детей 6—7 лет: “Морской бой”, “Пятнашки с поплавком”, “Невод”, “Тоннель” (проплывать между ног стоящего), “Чехарда”, “Искатели жемчуга”, “Охотники и утки”, “Белые медведи”, различные эстафеты.

Критерии оценки освоения программы

“ Веселые дельфины ”

Первая младшая группа: сформировать положительное отношение к воде, опускать лицо в воду, передвигаться в различном направлении самостоятельно.

Вторая младшая группа: самостоятельно опускать лицо в воду, выполнять выдохи в воду; играть.

Средняя группа: приседать в воду с головой; выполнять выдохи в воду; открывать глаза под водой; работать ногами как при плавании способом кроль; играть в различные игры; скользить “стрелочкой” на груди; лежать на спине; пытаться плавать произвольным способом.

Старшая группа: выполнять вдох - выдох в воду; открывать глаза в воде; работать ногами, как при способе плавания “кроль” на груди и на спине; скользить на груди и на спине; пытаться плавать способом кроль на груди и на спине; плавать удобным для ребенка способом, играть в различные игры.

Подготовительная группа: выполнять вдох - выдох в воду до 10 раз (не вытирая лицо руками); работать ногами и руками, как при плавании способом “кроль” на груди и на спине; выполнять различные упражнения в воде; плыть “кролем” на груди на спине; плыть удобным способом 15 - 20 м.

Развитие двигательных навыков и качеств в коррекционных группах.

Средняя группа.

  1. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.
  2. Совершенствовать координацию движений, равновесие, умение следить за положением тела в различных упражнениях.
  3. Формировать правильную осанку.
  4. Развивать быстроту, выносливость, ловкость, точность, умение быть организованными.

Старшая группа.

  1. Формировать первоначальные представления о способах плавания “кроль” на груди и на спине
  2. Развивать быстроту, выносливость, ловкость, выдержку,
  3. Настойчивость, желание самостоятельно выполнять упражнения
  4. Плавать.
  5. Закреплять умение выполнять различные упражнения и задания
  6. В воде и на суше. Формировать правильную осанку, поддерживать интерес к различным видам спорта.

Подготовительная группа.

  1. Формировать потребность в ежедневной активной двигательной деятельности.
  2. Формировать правильную осанку, дыхание, закреплять умение и навыки при плавании способом кроль на груди и на спине
  3. Совершенствовать координацию движений, воспитывать самостоятельность, выдержку, настойчивость в достижении результата.
  4. Поддерживать интерес к различным видам спорта.