Уроки математики в 6-м классе с использованием компьютерных презентаций

Разделы: Математика


Тема урока. Отношения и пропорции.

Тип урока. Овладение новыми понятиями и изучение их свойств.

Цели урока.

  1. Обеспечить усвоение новых понятий “отношение” и “пропорция”,
  2. показать практическую значимость нового материала.

  3. Формировать умения выделять существенные признаки предмета, сравнивать и обобщать.
  4. Развивать интерес к математике через изучение её прикладных возможностей.

Оборудование урока. Персональный компьютер, мультимедийный экран, презентация этапов урока, карточки с номерами, репродукции картин Леонардо да Винчи, указка.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Тема сегодняшнего урока “Отношения и пропорции”. Мы должны сегодня изучить эти новые понятия, научиться ими пользоваться, потому что они расширят наши возможности и для решения уже знакомых задач, и совершенно новых. Кроме того, этот материал будет иметь большое практическое применение в физике, химии и других областях.

III. Подготовка к изучению нового материала.

Перед такой важной работой надо хорошо размяться. Нам нужно убедиться, что мы к этому готовы.

Вам, ребята, необходимо, выполнив устно тестовое задание, поднять номер правильного ответа. (см. Приложение № 1)

1. Выполнить деление дробей и .

1). 2). 3). 6 4).

2. Найти частное чисел и 4.

1). 2). 3). 4). 4 .

3. Найти значение выражения : .

1). 2. 3). 1 4).

(Какое действие мы выполняли во всех заданиях?

Сформулировать правило деления дроби на дробь.)

4. Указать пару взаимно обратных чисел.

1). 0,4 и 2). 3 и 3). 1 и 0 4). и 1.

( Какие числа называются взаимно обратными?)

5. Какое равенство неверно?

1). = 2). 44: 100 = 11: 25 3). = 4). 15: 3 = 12: 4.

6. При каком значении буквы верно равенство = ?

1). Х= 5 2). Х = 25 3). Х = 8 4). Ни при каком.

А теперь от чисел перейдём к величинам в задачах.

Задача № 1.На уроке самостоятельная работа длилась 10 минут, а изучение нового материала 15 минут. Во сколько раз дольше длилось изучение нового? ( в 1,5 раза ).

Какое действие выполняли для ответа на вопрос задачи?

Задача № 2. Мастер изготовил 30 деталей за 1 час, а ученик 4. Во сколько раз производительность труда ученика ниже, чем у мастера? (в 7,5 раза).

Задача № 3. Расстояние от села до станции 5 км. Девочка прошла 2 км. Какую часть пути она уже прошла? ( всего пути).

А на какой вопрос будет отвечать действие 5 : 2 ? ( Во сколько раз весь путь больше пройденной части.)

Во всех задачах мы выполняли деление. Как называется результат деления?

IV. Изучение нового материала.

Частное двух чисел ещё называют отношением этих чисел.

5 : 2 = – отношение пяти к двум.

2 : 5 = – отношение двух к пяти.

Записать в тетради :

- частное, отношение.

Пусть а> в, тогда показывает , во сколько раз а больше в.( в меньше а ).

показывает, какую часть в составляет от а.

и - взаимно обратные отношения.

Вопросы для закрепления:

1). Отношение каких величин нужно найти для определения скорости?

2). Чему равно отношение периметра квадрата к его стороне?

3). Как называется отношение стоимости покупки к количеству купленного товара?

Задача № 4.

Первый ученик из 15 предложенных задач решил 10. Второй ученик из 12 задач решил 8. Чей результат лучше?

= .

= .Что показывают эти отношения?

10 : 15 = 8 : 12.

Это равенство двух отношений называется пропорцией.

Она показывает, что 10 от 15 составляет такую же часть, что и 8 от 12.

Прочитать: 10 так относится к 15, как 8 относится к12.

Записать в тетрадь:

=

а : в = c : d . пропорция.

Знакомо ли вам это слово, и если да, то где вы слышали о пропорциях?

Практическое задание по определению “золотой пропорции”.

Нарисовать линию горизонта на листе бумаги для изображения пейзажа.

Показ слайдов. (см. Приложение № 2)

V. Подведение итогов урока.

1.Что называется отношением двух чисел или величин?

2. Что называется пропорцией?

3. Прочитать : 10:4= 7,5:3. Верна ли эта пропорция?

VI. Домашнее задание.

П. 20, 21. № 751, 759(а), 776. (По учебнику Виленкина Н.Я.)

Турнир знатоков