Блок уроков по изобразительному искусству по теме: "Музыка и живопись"

Разделы: МХК и ИЗО


Блок уроков на тему “Музыка и живопись” для детей 8-9 лет проводился в подготовительном классе Детской школы искусств №1 г.Артема Приморского края, однако он с успехом может быть применен и в средней школе с детьми этого возраста.

Решение провести блок уроков возникло у меня не случайно, так как многие дети занимаются не только изобразительным искусством, но и учатся играть на музыкальных инструментах, поют в хоре. Тема музыки им близка и понятна. Поэтому уроки проводятся в контексте взаимодействия различных видов искусства: живописи, музыки, литературы, сценографии. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе активизирует творческий потенциал детей, расширяет диапазон воздействия каждого вида искусства и соответствует возрастным особенностям младших школьников. Картина мира у детей целостна, художественна по своей основе. Синтез искусств совпадает с этой картиной.

Основная цель этого блока – научить детей трансформировать слуховые образы в зрительные и создавать на их основе графическое изображение, что развивает не только изобразительные, но и музыкальные способности детей. В соответствии с этой целью мы решаем следующие педагогические задачи:

  • Научить детей слушать музыку, понимать ее характер, узнавать музыкальные образы. Научить отражать полученные слуховые впечатления в рисунках.
  • Способствовать интеллектуальному развитию (операции анализа, синтеза для понимания произведения), тренировке анализаторов. Развивать творческое мышление, эмоциональную отзывчивость, речь детей (использование эпитетов, сравнений).
  • Воспитывать у детей эстетические чувства (эстетический вкус, чувство гармонии и прекрасного), а также внимательность и усидчивость.

На уроках используются методы развивающего обучения: исследовательский (дети анализируют музыкальные произведения) и эвристический (педагог ставит, а дети решают изобразительную задачу). Также были задействованы традиционные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: слушание музыки, беседа, рассматривание иллюстраций, показ педагогом способа действия, упражнения, выполнение композиции на заданную тему. Постоянный интерес детей к учению поддерживается при помощи методов формирования долга и ответственности в учении, быстрой сменой деятельности, созданием ситуаций занимательности, учебными дискуссиями. Все перечисленные методы и приемы приводят в высокой степени творческой активности и продуктивности в выполнении задания.

Блок состоит из пяти уроков, каждый из которых решает свои образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Так как уроки композиции в подготовительном классе художественного отделения ДШИ стоятся из расчета 3 учебных часа на занятие, это дает возможность выполнения длительных заданий без потери детьми свежести полученных впечатлений.

Урок 1 (бинарный). “Цветная музыка”

Первый урок нашего блока мы проводили в паре с педагогом теории музыки Радьковой Еленой Юрьевной. Ее беседа помогала детям слушать и понимать музыку, усиливала воздействие искусства на эмоции детей, а я учила отражать полученные слуховые впечатления в рисунках.

На уроке мы использовали СD-проигрыватель с записью музыкального произведения Мусоргского “Картинки с выставки”. Рассказы педагогов иллюстрировались подборкой слайдов на персональном компьютере с декорациями Н.Рериха, Л.Бакста, Н. Гончаровой и др., эскизов костюмов Л.Бакста, И.Билибина, театральных афиш, картин К.А.Сомова.

Дети работали гуашью, кистями средней толщины на бумаге 1/16 листа ватмана.

Ход урока:

  • Вступительная беседа (сопровождается демонстрацией слайдов):

Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами первый урок из цикла уроков на тему “Музыка и живопись”. Иллюстрировать музыку на самом деле совсем не трудно, ведь многие виды искусства взаимосвязаны. Танец тесно связан с музыкой, ведь танцевать лучше под музыку. С танцем и театром связано изобразительное искусство: художники разрабатывают сценические костюмы и варианты грима для артистов, занимаются оформлением сцены (это называется сценографией). Например, декорации к спектаклям и эскизы театральных костюмов создавали такие известные художники, как Лев Бакст, Александр Бенуа, Валентин Серов, Наталья Гончарова, Иван Билибин, Николай Рерих и др.

Есть исторические примеры, когда композитор создавал музыкальное произведение под впечатлением от увиденной картины какого-либо художника. Например, композитор Мусоргский написал цикл музыкальных произведений “Картинки с выставки” под впечатлением от выставки своего друга, художника и архитектора Гартмана. А некоторые художники, как например Константин Сомов, писали свои картины по мотивам театральных постановок и музыкальных произведений.

Таким образом, и мы с вами сегодня будем иллюстрировать музыкальные отрывки из произведений русских композиторов. А расскажет вам об этих произведениях Елена Юрьевна.

  • Слушание и анализ музыки

Краткий рассказ педагога о музыкальном языке подготавливает восприятие детей к прослушиванию музыкального фрагмента “Избушка на курьих ножках” из цикла Мусоргского “Картинки с выставки”

Общение педагога и детей о характере музыкального произведения помогает детям понять переданное композитором настроение и музыкальный образ: “Какое настроение вызывает у вас, ребята, эта музыка? Подберите как можно больше определений для этой музыки. Какие средства музыкальной выразительности помогали композитору (темп, высота звуков)? Песенность или танцевальность? А какими цветами вы бы изобразили эту музыку? А какими еще выразительными средствами можно нарисовать эту музыку (пятно, линия, штрих, завиток)?” <Рисунок 1>

Затем дети прослушивают музыкальный фрагмент противоположного характера - “Балет невылупившихся птенцов”. Педагог с детьми анализируют произведение в сравнении с предыдущим фрагментом, обсуждают, какими выразительными средствами можно нарисовать эту музыку. <Рисунок 2>

  • Показ педагогом способов действия

Свои впечатления от музыки можно отразить цветовыми пятнами, линиями, завитками и т.д. Чтобы дать детям представление о порядке выполнения задания, я показываю на отдельном листе пример упражнения на слуховые ассоциации во время звучания любого неиспользовавшегося ранее музыкального фрагмента. С Еленой Юрьевной мы договорились, что это будет случайный выбор, и мне достались “Богатырские ворота”. Прослушав несколько первых тактов, я стала рисовать линии, пятна, штрихи, передающие мое впечатление от музыки. С последним аккордом был закончен и мой рисунок.

- Ребята, я использовала именно эти краски, пятна и линии, потому что характер музыки подтолкнул меня к этому изобразительному решению. Я увидела музыку такой. А какой увидите музыку вы? Послушайте музыкальные отрывки еще раз и попробуйте передать ее характер цветовыми пятнами и линиями.

Я убираю свой рисунок, чтобы избежать срисовывания детьми моего образца.

  • Дети работают над двумя рисунками, выполняя упражнения на слуховые ассоциации во время звучания двух музыкальных отрывков, которые они ранее анализировали. По окончании работы я прошу их поднять свои рисунки, чтобы показать, какие чувства вызвала у них музыка. Рисунки у всех разные, потому что одна и та же музыка может вызывать у разных людей разнообразные чувства и эмоции. Только после выполнения детьми работы я говорю им, что они иллюстрировали музыкальные фрагменты из цикла Мусоргского “Картинки с выставки”.
  • Подведение итогов урока

По окончании урока мы устраиваем текущую выставку, вывешивая детские работы с помощью магнитов на доску. Дети обсуждают, кому из них лучше удалось передать характер музыкальных произведений, рассказывают, что им понравилось в музыке и как они это передали в своих рисунках. Елена Юрьевна рассказывает детям о музыкальном видении Мусоргским работ художника Гартмана.

Урок 2. Беседа “Музыка и живопись”

Проводится как подготовительная работа к занятию на тему “Иллюстрации к произведениям русских композиторов”.

Материалы: Музыкальная литература, передающая содержание оперы Н.А.Римского-Корсакова “Снегурочка”. Небольшие отрывки этого музыкального произведения, передающие характер персонажей. Репродукции декораций и костюмов В.М.Васнецова к опере, созданные для московской Частной оперы С.И.Мамонтова (берендейки, Купава, берендеи, бирючи); картины В.М.Васнецова “Снегурочка” и “Гусляры”; иллюстрации И.Л.Билибина к русским народным сказкам.

Структура беседы:

  • Я рассказываю детям содержание оперы Римского-Корсакова “Снегурочка”, историю ее создания, обращаю внимание детей на ее отличие от одноименной русской народной сказки.
  • Затем предлагаю ребятам послушать внимательно музыкальный отрывок из оперы. Дети слушают арию Снегурочки, после чего мы общаемся о характере музыкального произведения (“О чем хотел сказать нам композитор своим произведением? Какое настроение вызывает у вас, ребята, эта музыка?”)
  • Просмотр живописного произведения и общение о его характере (“Что нарисовал художник? Какие черты характера персонажа передает художник? Как художнику удалось это показать? Какие краски он использовал?”)
  • Затем мы сравниваем сходство музыкального и живописного произведений по выраженному в них эмоциональному настрою, характеру художественного образа (“Как вы думаете, ребята, передает ли это музыкальное произведение характер персонажа? Почему?”)
  • Повторное прослушивание музыкального отрывка с одновременным просмотром картины.
  • Затем мы беседуем по следующей паре музыкальных и живописных произведений и т.д.
  • В заключение мы с детьми обсуждаем изобразительные замыслы. Я выясняю у детей, какого персонажа музыкального произведения они хотели бы изобразить, если были бы художниками. Как его изобразили бы, какими красками?

Урок 3. Тема: “Иллюстрации к произведениям русских композиторов”

Цель этого урока - осуществляя межпредметные связи, научить детей иллюстрировать музыкальные произведения, отображая в рисунках возникшие при прослушивании музыки чувства, а также характер персонажей.

Материалы: бумага ? листа ватмана, акварель, гуашь, пастель.

Для иллюстрирования мы взяли оперу Римского-Корсакова “Снегурочка” как хорошо знакомое и доступное детям по содержанию произведение. Детям дается задание – нарисовать портрет героя, декорации или сцену из оперы (по выбору). Дети обдумывают и обсуждают изобразительные замыслы, работают над небольшими эскизами рисунков. Выполнение эскизов помогает закрепить первое непосредственное впечатление от музыки, выбрать подходящий формат листа, продумать композицию рисунка и цветовое решение. После выполнения эскизов дети работают на большом листе простым карандашом: компоновка, рисование больших форм, проработка мелких деталей.

Урок 4. Продолжение работы над заданием. Работа в цвете, начинающаяся с закладки основных тоновых и цветовых отношений, далее – проработка основных объемов. Я помогаю им индивидуально советом, напоминанием.

Урок 5. Окончание работы в цвете, проработка мелких деталей, усиление акцентов.

В конце занятия – просмотр и обсуждение детских работ. Я напоминаю детям, над какой темой они работали, предлагаю обсудить, чей рисунок лучше отражает содержание музыкального произведения и почему. Похвалы достойны все работы, так как каждая отражает душевный мир ребенка, является плодом его усилий. Из выполненных работ оформляется выставка, как бы давая возможность “артистам” с рисунков “поклониться публике”.

Об огромной пользе подобных интегративных уроков в развитии творческого потенциала детей лучше всего говорят сами рисунки учащихся. Лучшие работы <Рисунок 3-9> были отобраны для участия в Международном конкурсе “Живопись в произведениях русских композиторов”, проходившем в г. Владивостоке в мае 2006 г. В этом конкурсе Мигаль Поля (8 лет) <Рисунок 3> и Новикова Полина (8 лет) <Рисунок 4> разделили между собой I-е место. Десятниченко Марина (9 лет) <Рисунок 5> приняла участие в выставке-конкурсе “Москва встречает друзей” в рамках III Международного фестиваля МБФ Владимира Спивакова, награждена дипломом.

Приложение (рисунки)