Пояснительная записка
Цикловая комиссия по общеобразовательным дисциплинам Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования “Сызранский механико-технологический техникум” работает над проблемой создания условий для адаптации студентов к новым образовательным условиям.
Данная методическая разработка математической игры “Счастливый случай” составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика” на предметной неделе в процессе осуществления образовательной деятельности изучения дисциплины.
В техникуме регулярно проводятся предметные декады и недели, на которых большое внимание уделяется систематически организованной работе по развитию математических способностей, навыков, мышления.
В методической разработке содержатся задания из разных разделов математики. Задания носят рамочный характер, но в каждом из них есть такой элемент, который делает ее не похожей на известные задачи и потребует для решения сообразительности, смекалки, творческого подхода.
Цель этой разработки – оживить математику введением в нее интересных задач, занимательных упражнений, любопытных практических сведений и тем самым содействовать развитию мыслительных способностей студента. Данная методическая разработка может быть использована преподавателями как одна из форм внеклассной работы.
Тема: Математическая игра “Счастливый случай”
Цели игры:
- Проверить и дополнить знания учащихся по математике;
- продолжить развивать логического мышления, внимания, сообразительности, памяти;
- воспитать чувство ответственности в принятии решения;
- умение работать в коллективе.
Оборудование: слайдовая презентация, медали; грамоты; бочонки в мешочке шахматная доска, приложение.
План мероприятия.
1. Организационный момент.
2. Ход игры:
а) приветствие команд;
б) 1 гейм: “ Разминка”;
в) конкурс болельщиков;
г) 2 гейм: “ Гонка за лидером”.
3. Подведение итогов.
В игре принимают участие две команды по 7 человек и группа болельщиков.
За неделю до мероприятия участникам дается задание:
- для команд: придумать название, девиз,
эмблему; выбрать капитана.
- для болельщиков: подобрать пословицы,
поговорки, песни, загадки.
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на внеклассном мероприятии по математике. Сегодня мы проведем математическую игру “Счастливый случай”. Будут играть две команды по 7 человек в каждой, а остальные болельщики могут не только морально поддерживать свою команду, но и приносить им дополнительные очки. Хочу представить жюри.: ___(преставление членов жюри). Теперь можно начинать игру, а девиз нашей игры будет следующий:
“ Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает
Тот вечно хнычет и скучает”
Р.Сеф.
2.Ход игры.
а) приветствие команд.
Первый наш конкурс: “Приветствие команд”. Вам было дано домашнее задание: придумать название, девиз, эмблему команды. Пожалуйста, капитаны представьте свои команды. Жюри оценивает работу команд и болельщиков по 5 балльной системе.
б) 1 гейм: “ Разминка”.
Следующий конкурс: “ Разминка”. Каждая команда по очереди будет отвечать на вопросы в течении 1 минуты. Количество набранных очков зависит от того, насколько быстро и правильно вы сможете ответить на вопросы (правильный ответ 1 балл). А сейчас прошу подойти ко мне капитанов и определить, какая команда будет отвечать первой.
Капитаны подходят и выбирают из рук ведущей бочонки под номером 1 и 2.
Внимание, команда! В вашем распоряжении 1 минута. Команда готова?! Начали!
Вопросы разминки [2,6]
1 команда. 2 команда.
1 Сколько метров в двух километрах? |
2000 метров. | 1. Равенство верное при любых значениях переменных, называется... | Тождеством. |
2. Единица измерения времени. | Минута | 2. Объем одного килограмма воды | Литр. |
3. Часть прямой | Луч | 3. Единица измерения площади. | Квадрат. |
4. Сколько членов имеет пропорция. | Четыре | 4. Часть прямой, соединяющая две точки. | Отрезок. |
5. Сколько измерений имеет квадрат. | Одно | 5. Чему равна площадь 4 тетрадных квадратиков? | 1 см |
6. Как называется сотая часть числа? | Процент | Чем отличаются противоположные числа? | Знаком |
7. Как правильно называется круговая диаграмма? | Секторная. | 7. Угол в 90 называется... | Прямой. |
Жюри сообщает результаты конкурса и всей игры.
в) конкурс болельщиков.
Сейчас наши команды немного отдохнут, следующий конкурс для болельщиков.
1.Ребята, вы наверное все умеете играть в шахматы или шашки? Нет?! Но ведь шахматную доску все видели?! Из шести частей нужно сложить шахматную доску (см. приложение №1а, б, в, г).
2. Счет до 30, пропуская числа, которые делятся на три, а вместо них говорить “хоп” (см. приложение №2.1).
3. Конкурс на большое количество песен, стихотворений, пословиц, загадок о математике и числах.
Жюри подводит итоги конкурса болельщиков.
в) 2 гейм: “ Гонка за лидером”.
Следующий конкурс - “ Гонка за лидером”. Капитаны команд будут подходить ко мне по очереди и вытягивать бочонки из мешочка. Под каждым бочонком находится задача. За правильный ответ команда получает 2 балла. Если по истечении 3 минут команда не дает правильного ответа, то право ответа предоставляется другой команде. Если и другая команда не дает правильного ответа, то вопрос переносится в зал, болельщикам.
1. Запишите число 1000, используя знаки действия и шесть раз цифру 3 (см. приложение №2.2).[4]
2. Сколько треугольников изображено на рисунке (см. приложение №3).[1]
3. По тропинке вдоль кустов шло 11 хвостов
Сосчитать я также смог, что шагают 30 ног,
Это вмести шли куда-то, петухи и поросята,
А теперь вопрос таков: “Сколько было петухов?” (см. приложение №2.3).[5]
4.Не отрывая ручки от бумаги, нужно соединить 4 точки тремя линиями, так чтобы линия вернулась в исходное положение (см. приложение №2.4)[2]
5.Горело 5 свечей. Две из них потушили. Сколько свечей осталось? (см. приложение №2.5)[5]
6.Как двумя ударами топора разрубить подкову на 6 частей, не перемещая частей подковы после удара? (см. приложение №4а, б)[3]?
7.Два отца и два сына разделили между собой три апельсина так, что каждому досталось по одному апельсину. Как это могло случится (см.приложение№2.6)? [3]
8.“Счастливый случай” - команда получает дополнительное очко и возможность отвечать.
Жюри подводит итоги конкурса и всей игры.
3. Подведение итогов.
Награждение команд: команде занявшей 2 место вручаются медали, команде занявшей 1место – грамоты.
Вот и подошла к концу наша игра. И не важно, что среди нас есть победители и есть побежденные. Прежде всего, важно участие. Я думаю, что вы уйдете с сегодняшнего внеклассного мероприятия с дополнительным “ багажом” знаний.Всем спасибо!
Список рекомендуемой литературы.
1. С.А. Генкин, И.В. Итенберг, Д.В. Фомин. Ленинградские математические кружки: пособие для внеклассной работы. Киров, издательство “АСА”,1994г.-272с.
2. В.А. Гусев, А.Г. Мордкович. Математика: Алгебра: Геометрия: Прил.: Справ. материалы: Учеб. Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1986г- 271с.: ил.
3. Е.Г. Козлова. Сказки и подсказки: Задачи для математического кружка.- М.: МИРОС, 1994г.- 128с.:ил.
4. Л.М.Лоповок Тысяча проблемных задач по математике: Кн. Для учащихся.- М.: Просвещение,1995г.- 239с.:ил.
5. Я.И. Перельман. Занимательная арифметика: Загадки и диковинки в мире чисел.- Мн.: Университецкая, 1996.- 175с.
6. Е.Е. Семенов.Изучаем геометрию: Кн. для учащихся 6-8 кл. средн. шк. – М.: Просвящение,1987г.-256 с.: ил.