Актуальность проблемы: Современный человек прекрасно понимает мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций.
Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет и толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения. Помочь ребенку открыть себя наиболее полно могут родители и педагоги. А также создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях.
Когда мы говорим о бумаге, то каждый знает, что это самый распространенный в работе с детьми материал. Но не всегда взрослые используют его возможности. Работая с бумагой и картоном, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Т.о. учитывая интерес детей к данной проблеме, я разработала проект “Интересная бумага”.Считаю, что работа по данной проблеме будет доступна и интересна детям старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: применение эффективных методов по теме проекта повышает интерес детей к окружающей действительности.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Проблема: интересная бумага – необычная такая.
Цели проекта:
- Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
- Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.
Задачи проекта:
- Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях и постараться открыть ее новые возможности.
- Развивать эмоционально – личностную сферу ребенка.
- Развивать свободную творческую личность.
- Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.
- Формировать потребности в создании собственной поделки, картины.
- Учить пользоваться специальной терминологией.
- Воспитывать интерес к истории создания бумаги, искусству оригами.
Активизация словаря: оригами, аппликация, бумагопластика, наскальная живопись, глиняные дощечки, папирус, тростник, пергамент, шелк, береста, картон, гофрировка, наждачная бумага, “петля”, “конус”, “кулечек”.
Распределение работы по этапам проекта:
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап - Подготовительный | Определяет цели и задачи, Осуществляет сбор и уточнение информации, Выбирает оптимальные варианты, Составляет план деятельности. |
Принимают цели и задачи, предложенные
воспитателем, Дополняют собственными. |
2 этап – Практическая деятельность по решению проблемы | Организует работу через занятия с
применением эффективных методов и приемов, Оказывает практическую помощь детям. |
Формируют знания, умения, навыки, Изготовление поделок. |
3 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов | Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами. | |
4 этап - Презентация проекта “Выставка поделок за год” | Организует презентацию проекта через выставку поделок. | Участвуют в организации выставки. |
Схема осуществления проекта “Интересная бумага”:
Разделы программы | Виды детской деятельности |
Игровая деятельность | Сюжетно – ролевые игры: “Поезд”,
“Зоопарк”, “Дом”, “Магазин”, “Ветеринарная
клиника”, “В деревне”. Д/и: “Узнай по описанию”, “Что лишнее?”, “Где чей дом?”, “С какого дерева ветка?”, “Зоопарк”. Пальчиковые игры: “Собачка”, “Кошечка”. |
Учебно – познавательная деятельность | “Путешествие в бумажную страну” –
ознакомительное тематическое занятие. “В мире аппликации” – тематическое занятие. “Оригами – чудеса” - тематическое занятие. |
Художественно – речевая деятельность | Загадки о природных явлениях, животных
и т.д. Чтение “Щенок”, И. Токмакова, “Береза” С. Есенина. Заучивание “Елочка”, “Осень”, “Зима”, “Ласточка”, “Снежный ком”, “Весна идет”. Рассматривание иллюстраций по темам занятий. Составление рассказов о своей поделке. |
Ознакомление с природой | Наблюдение за явлениями природы, за
ветками березы, ели, сосны. Дид/игры: “Парные картинки”, “С какого дерева листок”, “Экологические кубики”, “Зоологическое лото”, “Кто где живет?”, “Когда это бывает?”. Наблюдения за животным миром “Аквариум”, “Попугай”. |
Физическое развитие | Подвижные игры: “Петушок и горошина”, “Медведь и пчелы”, “Караси и щука”, “Хитрая лиса”, “Филин и пташки”. |
Взаимодействие с родителями | Выполнение домашних заданий совместно
с детьми. Выставки детских работ. Консультации “Животные дома”, “Нужное – ненужное”. Наблюдение за домашними животными (собака, кошка). |
Музыкально–театрализованная деятельность | Пение “Елочка”, “Зимние подарки”,
“Солнечный зайчик”, “Бравые солдаты”, “Самая
любимая”, “бабушка”. Танцевальные движения “Танец снежинок”, хоровод “Веснянка”. “Весенний оркестр” – слушание весенних звуков. |
ПЛАН–ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Задачи проекта | Мероприятия | Сроки | Ответственные | Связи: Участники и союзники |
Ресурсы: Имеющиеся и требующиеся |
Ожидаемые результаты |
Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях и постараться открыть ее новые возможности | Беседы, Рассматривание образцов бумаги, изделий из разных видов бумаги. |
Сентябрь - октябрь | Воспитатель | Родители и дети | Образцы бумаги, Изделия из разных видов бумаги |
Расширение представлений о видах бумаги и открытие новых возможностей |
Воспитывать интерес к истории создания бумаги, искусству оригами | Беседы, Рассматривание иллюстраций |
Октябрь - ноябрь | Воспитатель | Дети | Книги | Интерес к истории |
Формировать потребность в создании собственной поделки, картины | Изготовление различных поделок, картин; Конструктивная деятельность |
В течение учебного года | Воспитатель | Дети, родители | Обеспечение материалами для создания поделок | Удовлетворить потребность в создании собственной поделки |
Развивать эмоционально–личностную сферу ребенка | Занятия, Составление рассказов |
В течение учебного года | Воспитатель | Дети | Обеспечение наглядного материала | Развитие эмоционально–личностной сферы |
Развивать поисковую деятельности, интеллектуальную инициативу | Работа с бумагой, Занятия |
В течение учебного года | Воспитатель | Дети | Материал для деятельности (разные виды бумаги) | Умение подбирать материал для деятельности, манипулирование с ним |
Развивать творческую свободную личность | Занятия | В течение учебного года | Воспитатель, муз. рук. | Дети | Материал для занятий | Развитие творчества |
Учить пользоваться специальной терминологией | Занятия | В течение учебного года | Воспитатель | Дети | Наглядный материал | Обогащение словарного запаса, активизация использования терминологии на занятиях и в повседневной жизни. |
Перечень используемой литературы.
- Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: “Академия развития”, 1997
- Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: “Академия развития”, 1997
- Бондарь Е.Ю., Герук Л.Н. 100 поделок из яиц. Ярославль: “Академия развития”, “Академия Ко”, 1999
- Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Ярославль: “Академия развития”, “Академия Ко”, 1999
- Перевод Кутафьевой Н. Оригами. Бумажный конструктор для детей. Перевод с японского. Выпуск 1. Новосибирск “Студия Дизайн Инфолио”, 1994
- Гусакова М.А. Аппликация. Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности 2002. Москва, “Просвещение”, 1977
- Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: “Детство-Пресс”, 2000
- Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. Санкт-Петербург: “Детство-Пресс”, 2002
- Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация. Санкт-Петербург: ООО “Издательство “Кристалл”, 1998