Знаки препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. формировать навык правильной постановки знаков препинания в сложных предложениях и простых предложениях с однородными членами;
  2. развивать интеллектуальные способности детей, наблюдательность, совершенствовать мыслительные операции;
  3. воспитывать любовь к животному миру, аккуратность, поддержку.

Оргмомент.

Запись в тетрадях. Число. Классная работа.

Минутка чистописания.

Учитель. Посмотрите на данную запись:

Забег, запах, заяц, занос

Определите тему чистописания, найдите слово исключение, а в нем букву исключение.

Варианты ответов. Заяц - одушевленный предмет, нет приставки, название животного, словарное слово. Буква я - йотированная гласная.

Учитель. Запишите каллиграфически правильно соединение буквы “я” с последующими согласными, для детей 1 и 2 группы заменяя по желанию порядок следования, усложняя запись.

Варианты ответов.

  • 3 язц
  • 2 язц цяз зця
  • 1 яяззц яяязц яяццз яяяцз

Итог. Оценка каллиграфической работы.

Словарно-орфографическая работа.

1 Работа в группах

Задание 1 группе.

Учитель Используя это слово постарайтесь заполнить таблицу

Узкое понятие Понятие Широкое понятие
… … … … … … … … …
… … … … … … … … …

Варианты ответов

заяц животное дикое животное
корова животное домашнее животное

Задание 2 группе.

Учитель.

Определить свою тему и продолжить запись.

Варианты ответов. Словарные слова, состоящие из 2-х слогов, словарные слова с безударной гласной я, одушевленные предметы.

Задание 3 группе.

Учитель. Выписать из словаря 10 слов, выделить орфограмму.

2. Проверка самостоятельной работы.

3. Итог работы.

Учитель. Как узнать правописание незнакомых слов?

Дети. Обратиться к словарю.

Учитель. Какие словари вы знаете?

Варианты ответов

Толковый – объясняет значение слова; словарь синонимов; словарь антонимов для точной и выразительной речи; словарь иностранных слов. В них можно получить нужную информацию о слове.

Зарядка для правильного дыхания, для глаз

 4. Формирование темы урока.

Создание проблемной ситуации.

Учитель. Внимательно слушайте сообщение. Постарайтесь определить, о каком животном идет речь? (Приложение №2)

Дети. Текст о кошке, домашнем животном.

Учитель. Вам понравился текст? Почему?

Варианты ответов. Интересный материал, узнали новое о кошках, составлен грамотно.

Учитель. Постарайтесь определить тему урока.

Варианты ответов

В тексте много сложных предложений и предложений с однородными членами, следовательно продолжим работу с этим правилом, вероятно будем составлять схемы таких предложений, ставить нужные знаки препинания, доказывать их правописание. Учитель. Постарайтесь примерно назвать 1 сложное предложение из текста. Докажите постановку знаков препинания.

Учитель. Для успешной деятельности на уроке потребуется знание и многих других, ранее изученных орфограмм.

Упражнения в закреплении изученного материала по теме.

Работа над понятием “цитата”

Учитель. Определите, что написано. Докажите.

“Человек культурен настолько, насколько он способен понять кошку”. (Бернард Шоу).

Дети. Это цитата.

Учитель. Докажите схематически. Запишите в виде предложения с прямой речью.

Дети. “Человек культурен настолько, насколько он способен понять кошку”, - шутил Бернард Шоу. “П” , -а.

Создание проблемной ситуации.

Учитель. У кого есть это домашнее животное? Следующее задание покажет есть ли у вас тесные отношения, истинное взаимопонимание с домашним любимцем, как вы воспринимаете его желания?

Коллективная работа.

Поиск и запись символов (Приложение №3)

Учитель. Какой темой можно объединить эти понятия?

Варианты ответов

Кошачий словарь. Словарь кошачьих символов.

4. Языковая разминка

Учитель Опираясь на схемы запишите по порядку предложения

(_______ ========= и О, и О, и О, и О )

“П !”-а.

“Любовь к животном у - это любовь особенная”,-писал Эмиль Золя.

Кошки бывают и пятнистые, и тигровые, и одноцветные, и полосатые.

Учитель. Что заметили?

Дети. Предложение для записи только с однородными членами.

Учитель. Как вы понимаете фразу французского писателя. Какие знаки препинания употребили?

5. Работа в группах.

Учитель. Детям второй группы подчеркнуть основу, выписать словосочетания.

Первой группе объяснить, как вы понимаете выражение “Купить кота в мешке”? Остальным списать, правильно расставляя знаки препинания.

Варианты ответов. Приобрести что-либо за глаза, ничего не зная о предмете, о его достоинствах и недостатках.

Итог.

Учитель. В немецкой речи есть еще одно выражение: “выпустить кота из мешка” , то есть сделать что-либо тайное явным , неизвестное- известным.

6. Дифференцированное задание по степени сложности.

Учитель. Считаете ли вы себя людьми наблюдательными, внимательными к братьям меньшим? Докажите это.

Задание первой группе. Сочинение-миниатюра “Охота”.

Учитель. Как будут развиваться события?

Дети. По нарастающей линии, кульминация, по ниспадающей линии.

Учитель. Какие части речи помогут отразить этот процесс правильно?

Дети. Глаголы.

Задание 2 группе. Составить 2 предложения с прямой речью. Записать схемы этих предложений.

Задание 3 группе. Разобрать по составу подготовка, нападение , чистосердечие.

ФИЗМИНУТКА

После предложения с однородными членами сделать наклоны вперед. Услышите предложения без однородных членов – присесть.

Варианты ответов. Сочинение-миниатюра “Охота” (Приложение №4)

“Мама, почему Барсик подергивает хвостом?” - спросил Вася. “П”- а.

Мама ответила: “Он гневается за что-то на тебя”. А: “П”

Итог. Оценка деятельности в группах.

Учитель. Какие правила повторили?

7. Домашнее задание по выбору.

Учитель. Помимо перечисленных выше символов, каждая кошка использует и свои индивидуальные, поэтому вы с успехом можете дополнить личными наблюдениями словарь кошачьих символов, написать сочинение о своем любимце, упражнение 2 с 54.

8. Итог урока. Какие знания помогут успешно справиться с домашним заданием? Зачем употребляем в речи предложения с однородными членами, сложные предложения?

Как знаки препинания в письменном тексте помогают понять его смысл, выбрать верную интонацию при чтении вслух?


 Приложение №1

Узкое понятие Понятие Широкое понятие
     

Приложение № 2

Сообщение

В давние времена этим животным нередко пугали людей этим “бесовским отродием”. Зрение его как минимум в 6 раз острее, чем наше, но в полной темноте оно все же не видит. Эти животные отлично ориентируются, находят безошибочно свой дом, будучи на многие километры от него. Они способны уловить малейшие колебания земной коры, еле заметный запах гари или шум двигателя самолета летящего высоко в небе. У них прекрасно срабатывают биологические часы, зачастую они будят своих хозяев своевременно, ласкаясь и топчась рядом. История животного начинается с Древнего Египта, где оно считалось священным животным за свое независимое, горделивое, самолюбивое существование.

Приложение № 3

  • Потирание головой о человека - …(любовь, преданность, чистосердечие)
  • Уши поставлены вертикально -…(любопытство)
  • Уши наклонены назад -…(предостережение)
  • Уши прижаты к голове -…(подготовка к нападению)
  • Широко раскрыты зрачки -…(страх)

Приложение № 4

Сочинение-миниатюра “Охота”

На скамейке лежал Рыжик, греясь на солнышке. Вдруг он резко открыл глаза, навострил уши, присел, затаил дыхание. Его хвост был вытянут назад и удерживался в воздухе неподвижно. Он прыгнул и промахнулся. Воробей оказался проворнее. Тогда Рыжик осмотрелся вокруг, как бы проверяя, нет ли вокруг свидетелей его провала. Потом стал тщательно вылизывать свою шерсть, притворяясь спокойным и безразличным.

Приложение № 5

Физминутка

После предложения с однородными членами сделать наклоны вперед. Услышите предложения без однородных членов – присесть.

Приложение № 6

Домашняя работа.

Сочинение “Люди и кошки”

Я очень люблю цирк. Особенно я восхищаюсь номерами дрессировщика Юрия Куклачева, в которых его питомцы – кошки исполняют роли в мини-спектаклях. Поражает то, как все они такие разные слушаются дрессировщика, понимают его слова, жесты, желания, исполняют сложные трюки. И хочется задать вопрос: “Как удается Юрию Куклачеву достигнуть истинного взаимопонимания между ним и животными?” Конечно, он знает характер каждой кошки, их повадки, настроение. Но самый главный секрет во взаимопониманиях кошки и человека, как мне кажется - это огромная любовь человека к этим удивительным животным. Ты к ним с добротой и лаской, и они рано или поздно обязательно тебе ответят тем же.