Цели урока:
- Осуществить проверку знаний, умений и навыков по пройденной теме с учётом индивидуальных особенностей каждого учащегося.
- Стимулировать сильных учеников на расширение их деятельности на уроке с помощью привлечения их в качестве консультантов к наиболее слабым ученикам, и тем самым к повышению собственного рейтинга.
- Повышать мотивацию слабых учащихся на получение хорошей оценки за счёт коллективной работы.
Методы достижения поставленных целей:
- Составление индивидуальных карточек с разноуровневыми заданиями, позволяющие ученику самостоятельно сделать выбор тех из них, которые он считает посильными для себя.
- Организация работы консультантов по оказанию помощи слабым ученикам, позволяющая уменьшить эмоциональную напряжённость урока.
План урока.
- Организационный момент.
- Раздача карточек индивидуальных заданий с комментариями об уровне их сложности.
Карточки содержат 4 типа заданий:
- Знание физических формул по данной теме (по 4).
- Основные физические понятия из данной темы (по 2).
- Проведение аналогии между механическими и электрическими колебаниями.
- Задача среднего уровня сложности.
- Индивидуальная работа учащихся с персональными карточками.
- Организация работы консультантов по оказанию помощи слабым ученикам. (Консультант вписывает свою фамилию на карточке ученика, которому он помогает).
Примерные варианты индивидуальных карточек-заданий.
Далее я привожу пример 4 вариантов индивидуальных карточек-заданий. Впрочем, каждый более или менее опытный учитель способен самостоятельно придумать аналогичные карточки.
Зачёт № 2: Механические и электромагнитные колебания
Фамилия, имя___________________________________________________
1.Формулы
Уравнение свободных механических колебаний | |
Циклическая частота свободных электромагнитных колебаний | |
Энергия механических колебаний | |
Емкостное сопротивление |
2. Основные понятия.
1.Материальная точка, подвешенная на невесомой нерастяжимой нити называется___________________________
2.Величина, определяющая состояние колебательной системы в любой момент времени при заданной амплитуде, называется_____________________________________________
3. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями.
Механические колебания | Электромагнитные колебания |
Изменяются: Координата, скорость, ускорение | Изменяются: |
Порождаются силой упругости и тяжести | Порождаются |
Масса | |
Сила трения | |
Полная энергия колебательной системы: W= kx 2/2+ mv 2/2 |
Полная энергия колебательной системы: |
Wк =mvm 2/2 | |
W= kxm 2/2 |
4.Задача. (Консультант______________________________________________)
На какое расстояние надо отвести груз массой 0,64 кг, закреплённый на пружине жесткостью 400 Н/м, чтобы он проходил положение равновесия со скоростью 1м/с?
Зачёт № 2: Механические и электромагнитные колебания
Фамилия, имя___________________________________________________
1.Формулы
Решение уравнения свободных механических колебаний | |
Формула Томсона | |
Связь циклической частоты с линейной | |
Действующее значение напряжения |
2. Основные понятия.
1.Промежуток времени, через который процесс полностью повторяется называется______________________
2.Резкое возрастание амплитуды вынужденных колебаний при совпадении собственной частоты колебательной системы с частотой вынуждающей силы называется механическим_______________________________________
3. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями.
Механические колебания | Электромагнитные колебания |
Изменяются: Координата, скорость, ускорение | Изменяются: |
Порождаются силой упругости и тяжести | Порождаются |
Масса | |
Сила трения | |
Полная энергия колебательной системы: W= kx 2/2+ mv 2/2 |
Полная энергия колебательной системы: |
Wк =mvm 2/2 | |
W= kxm 2/2 |
4.Задача. (Консультант______________________________________________)
Колебательный контур состоит из конденсатора емкостью 400 пФ и катушки индуктивностью 10 мГн. Найти амплитуду колебаний силы тока , если амплитуда колебаний силы тока равна 500 В.
Зачёт № 2: Механические и электромагнитные колебания
Фамилия, имя___________________________________________________
1.Формулы
Период колебаний пружинного маятника | |
Полная энергия механической колебательной системы | |
Полное сопротивление цепи, содержащей Конденсатор , катушку и активное сопротивление | |
Действующее значение силы тока |
2. Основные понятия.
1.Число колебаний за 2 ? секунд называется_____________________________________________________
2.Колебания происходящие по закону синуса или косинуса называются_________________________________
3. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями.
Механические колебания | Электромагнитные колебания |
Изменяются: Координата, скорость, ускорение | Изменяются: |
Порождаются силой упругости и тяжести | Порождаются |
Масса | |
Сила трения | |
Полная энергия колебательной системы: W= kx 2/2+ mv 2/2 |
Полная энергия колебательной системы: |
Wк =mvm 2/2 | |
W= kxm 2/2 |
4.Задача. (Консультант______________________________________________) В колебательном контуре с индуктивностью 0,2 Гн амплитуда колебаний силы тока равна 40мА. Найти энергию электрического поля конденсатора в то момент, когда мгновенное значение силы тока в 2 раза меньше амплитудного.
Зачёт № 2: Механические и электромагнитные колебания
Фамилия, имя___________________________________________________
1.Формулы
Период колебаний математического маятника | |
Условие наступления резонанса | |
Уравнение свободных электромагнитных колебаний | |
Формула Томсона |
2. Основные понятия.
1.Колебания, происходящие только за счёт внутренних сил системы, возникающие после выведения системы из состояния равновесия называются___________________________________________________
2.Простейшая система, в которой могут возникать свободные электромагнитные колебания, состоящая из катушки и конденсатора называется___________________________________________________________
3. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями.
Механические колебания | Электромагнитные колебания |
Изменяются: Координата, скорость, ускорение | Изменяются: |
Порождаются силой упругости и тяжести | Порождаются |
Масса | |
Сила трения | |
Полная энергия колебательной системы: W= kx 2/2+ mv 2/2 |
Полная энергия колебательной системы: |
Wк =mvm 2/2 | |
W= kxm 2/2 |
4.Задача. (Консультант______________________________________________)
Во сколько раз изменится период колебаний математического маятника при увеличении длины нити в 4 раза?