Урок по теме "Земноводные", 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Цели:

  • обобщение и укрепление знаний по теме.
  • воспитание бережного отношения к природе.
  • укрепление знаний по эволюционному развитию животных рыбы-земноводные (далее з-в).

Оборудование:

  • таблицы: “Внешнее и внутреннее строение з-в”.
  • раздаточный материал:
  • мозг з-в (мозаика).
  • перфокарты
  • листочки для перфокарт, графического диктанта.
  • крупная идеограмма “Мозг рыбы”.
  • экологическая шкатулка.
  • магнитофон.
  • презентация к уроку (Приложение 1).

На доске: “Жаба – настоящее благосостояние для места, где она поселилась”. А.Брем.

Таблица №1.

Органы тела Особенности з-в по сравнению с рыбами
  1. голова
  2. позвоночник.
  3. конечности.
  4. покровы тела.
 

Таблица №2.

признаки лягушка головастик
местообитание

передвижение.

части тела.

способ питания.

органы дыхания.

строение сердца.

боковая линия.

кровообращение

хорда.

   

Вступление

Презентация

Сегодня на уроке мы с вами повторим все, что касается земноводных (слайд 1).

Лягушкам не повезло, правда, в далекие времена, некоторые народы считали их причастными к сотворению мира. Но эти времена для лягушек прошли давно, и сейчас отношение к ним более чем прохладное. “Бр-р! Мокрая, скользкая, холодная!”. Самым страшным проклятием считается – Чтобы на тебя напала саранча, вредные мухи и жабы. Хотя одно время, врачеватели готовили из жаб лекарства от болезней, закапывали в землю – для урожая и совали в рот больному, чтобы излечить его от лихорадки.

Один из героев “Мертвых душ” Собакевич сказал: “Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот!” (слайд 2).

Вот такие нелестные мнения об этом классе животных, и все же давайте попытаемся доказать, что вовсе не такое бесполезное это животное жаба.

Для начала проведем небольшую разминку, и посвящена она будет внешнему строению

з-в, приспособленности их к среде обитания.

В умеренном климатическом поясе водится несколько десятков видов з-в, а в тропиках до 15 тыс. видов. Какие условия ограничивают распространение з-в по земле?

Какое значение в дыхании з-в имеет кожа?

Какое влияние на мускулатуру оказала потеря относительной невесомости тела при выходе на сушу?

Какие признаки приобрели з-в в связи с наземным образом жизни?

Почему у класса такое двойное название?

По какому признаку класс относится к типу Хордовые?

Закончите предложения (на доске):

В отличие от рыб, тело з-в покрыто … кожей, которая богата …, выделяющими …. Через увлажненную кожу осуществляется …. У некоторых з-в кожа обладает … свойствами и служит … против врагов.

При изучении зоологии, да и не только ее, мы часто сталкиваемся с загадками, с неразрешенными фактами.

Например, тритоны Сибирские углозубы – их находили в вековых отложениях льда – и это была загадка. Профессор Банников считает, что “во время зимовки углозубы заползали в трещины в почве, иногда очень глубоко. Так попадали они в слой вечной мерзлоты и в трещины ископаемого льда. Он замывался, и животное замуровывалось, вводя ученых в заблуждение”. Так как ультразвуковое исследование показывало их истинный возраст – 75-105 лет.

Вопросов очень много, но мы с вами тоже можем ответить на некоторые из них. Вот, например, ЗАЧЕМ?

  1. Краснобрюхая жерлянка при опасности переворачивается на спину, демонстрируя ярко окрашенное брюшко?
  2. З-в обладают максимальным среди позвоночных зрением в 360?? Но у разных видов она имеет разную направленность: у квакши – вниз, у прудовой лягушки – вверх, у серой жабы – горизонтально.

Или ПОЧЕМУ?

  1. Слизь, покрывающая тело лягушки, является приспособлением, как к наземной, так и к водной среде обитания?
  2. Кое-где в деревнях сажают в бидон с молоком лягушку, когда хотят, чтобы молоко долго не скисло?
  3. У з-в нет боковой линии, хотя вода так же является их местом обитания?

За это время мы с вами несколько раз упомянули рыб, давайте попытаемся все вместе заполнить таблицу №1 на доске (змейкой), (слайд 3).

Теперь я предлагаю вам перейти к следующей части нашего урока – повторению особенностей внутреннего строения з-в.

“Даже натуралисты, не отступающие ни перед чем, всегда проявляли некоторое отвращение к ближайшему наблюдению жаб” (Арман Лейриц начало 20 века).

Мы с вами так же не будем уподобляться хирургу, и следующий этап своей работы проведем ни со скальпелем и жабой, а с бумагой и ручкой.

Графический диктант: + да, - нет.

Вопросы (слайд 4):

  1. Можем ли мы назвать основной причиной изменения скелета з-в переход к наземному образу жизни?
  2. Плечо, голень, стопа – все это составные части передней конечности.
  3. В черепе з-в лучше развит лицевой отдел, чем мозговая коробка.
  4. Отсутствие ребер у лягушек связано с появлением конечностей.
  5. У з-в так же, как у рыб, отсутствует пояс задних конечностей.
  6. Подвижность головы з-в связана с наличием шейного позвонка.

Ответ: (слайд 5)+-++-+.

А теперь я снова хочу обратиться к эпиграфу нашего урока:

“Жаба – настоящее благосостояние для места, где она поселилась”. И предложить вам решить одну математическую задачку, но с зоологическим уклоном, а почему я выбрала именно ее, я хочу услышать от вас (слайд 6).

Задача: Одна лягушка за весну и лето уничтожает 1260 вредителей сельского хозяйства. Сколько вредителей будет уничтожено популяцией лягушек численностью в 500 особей за 2 года?

Ответ: 1 млн. 260 тысяч.

- Как называется такой способ борьбы с вредителями? Где еще вы с ним встречались?

- Какая система органов з-в здесь работает, прежде всего?

(зарисуйте ее на доске и кратко расскажите о ней – проследить сходство и различие с рыбами).

Герой “Отцов и детей” Тургенева Базаров на вопрос мальчишки о том, зачем ему лягушка, отвечал: “Я лягушку распластаю, да и посмотрю, что у нее внутри делается, а так как мы с тобой те же лягушки, и я буду знать, что у нас внутри делается”.

Уже сотни лет с первых опытов Спаллациани, возможно, и раньше, лягушки работают на человека как классические подопытные животные. Миллионами они погублены во имя торжества науки. В Париже перед зданием Пастеровского института установлен памятник лягушке, второй – в Токио на деньги студентов.

В школе, к счастью, нет острых опытов, а потому наши знания по кровеносной системе мы проверим по перфокартам.

- работа с перфокартами.

Итак, в чем же проявляется сходство и различие сердца и кровеносной системы рыб и з-в? Каково значение двух кругов кровообращения? Давайте заполним схемы на доске (слайд 7-8):

РЫБЫ: сердце-тело-сердце

З – В :

…-…-…

…-…-…

А теперь мы с вами перейдем к повторению системы, которая регулирует у всех животных работу органов – к нервной системе. Попытайтесь из частей мозаики правильно воссоздать строение головного мозга з-в. (работа с мозаикой)

1. Какие отделы мозга развиты у з-в лучше, чем у рыб?

2. С чем это связано?

Лягушки после удаления переднего мозга продолжают нормально плавать, могут переворачиваться со спины на брюшко, способны глотать мух.

Почему?

3. Каким образом головной мозг связан с остальными частями тела?

4. Если лягушку приучить брать корм с деревянной палочкою то в дальнейшем, она будет хватать за палочку, даже если на ней нет корма?

5. Какие органы чувств помогают з-в ориентироваться во внешней среде? Какое значение имеет расположение их на верхней части головы?

Только в России под колесами автомобилей гибнет 10 млн. лягушек и жаб. В некоторых странах (Германия) стали вдоль автострад устанавливать специальные барьеры из проволоки, которые направляют животных к определенным местам перехода, где установлен знак: “Осторожно, лягушки!”.

Но все же это гибель взрослых особей… А мне кажется, что лягушка может погибнуть еще до того, как станет лягушкой. Какие экологические условия являются благоприятными для их размножения?

В период размножения окраска тритонов становится яркой, от затылка до хвоста вырастает гребень с окрашенной каймой и голубой полоской с перламутровым блеском. Какое значение имеют такие изменения во внешнем облике тритона?

Почему оплодотворение з-в называют внешним? А икру они мечут не мелкими группами, а комком?

Икра травяной лягушки может развиваться от 8 до 28 дней. От чего это зависит?

Заполним таблицу №2 змейкой на доске (слайд 9-10).

О чем, с точки зрения эволюции, мы можем с вами сказать, глядя на эту таблицу?

Заключение

(слайд 11).

Кривин в своей экологической сказке “Почему вы не любите жабу?” сказал: “ Неужели жабу нельзя полюбить? Конечно, если судить по внешности… Но ведь по внешности можно и не судить… Можно любить и не только за внешность, есть и другие хорошие качества, и у жабы они тоже есть.”

Теперь, ребята, вы многое знаете о земноводных. Давайте попробуем подвести итог нашим знаниям. Кто из вас попробует это сделать? возвратившись к основному вопросу урока: В чем проявилось эволюционное усложнение земноводных по сравнению с рыбами?

Подведение итогов урока, выставление оценок.

РЕЗЕРВ

Загадки:

Не вручали приз ни разу
Мне друзья в своем кругу.
А ведь я отличным брасом
Многих переплыть смогу. (лягушка) – (слайд 12).

Повелось уж так издревле,
Что живу я не в воде.
Обитаю на деревьях,
А икру мечу в воде. (квакша) – (слайд 13).

Кто в пруду под ряской пышной
Под раскидистым кустом.
Как всегда свободно дышит
Черным сплюснутым хвостом. (тритон) – (слайд 14).

Перепутав, вроде, сроки
Средь прудов и там и тут
У кого сначала ноги
Ноги задние растут? (головастик.) – (слайд 15).

У какой лесной лягушки
Яд такой, друзья мои
Что куда сильнее яда
Ядовитейшей змеи. ( лягушка кокон – Ю.Америка).

Кроссворд:

ЖАБ

КВАКШ

ЛЯГУШК         А

ЖЕРЛЯНК

САЛАМАНДР

(слайд 16 - 17).

Составьте название земноводного:

Я ШАГ ЛУГ (Лягушка)

КОЛ ИВА СТОГ (Головастик)

РАНА САД МОЛ (Саламандра)

ЖАР ЯК ЛЕН (Жерлянка)

ВАШ КАК (Квакша)

(слайд 18 -19).