Цели:
- обобщение и укрепление знаний по теме.
- воспитание бережного отношения к природе.
- укрепление знаний по эволюционному развитию животных рыбы-земноводные (далее з-в).
Оборудование:
- таблицы: “Внешнее и внутреннее строение з-в”.
- раздаточный материал:
- мозг з-в (мозаика).
- перфокарты
- листочки для перфокарт, графического диктанта.
- крупная идеограмма “Мозг рыбы”.
- экологическая шкатулка.
- магнитофон.
- презентация к уроку (Приложение 1).
На доске: “Жаба – настоящее благосостояние для места, где она поселилась”. А.Брем.
Таблица №1.
Органы тела | Особенности з-в по сравнению с рыбами |
|
Таблица №2.
признаки | лягушка | головастик |
местообитание передвижение. части тела. способ питания. органы дыхания. строение сердца. боковая линия. кровообращение хорда. |
Вступление
Сегодня на уроке мы с вами повторим все, что касается земноводных (слайд 1).
Лягушкам не повезло, правда, в далекие времена, некоторые народы считали их причастными к сотворению мира. Но эти времена для лягушек прошли давно, и сейчас отношение к ним более чем прохладное. “Бр-р! Мокрая, скользкая, холодная!”. Самым страшным проклятием считается – Чтобы на тебя напала саранча, вредные мухи и жабы. Хотя одно время, врачеватели готовили из жаб лекарства от болезней, закапывали в землю – для урожая и совали в рот больному, чтобы излечить его от лихорадки.
Один из героев “Мертвых душ” Собакевич сказал: “Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот!” (слайд 2).
Вот такие нелестные мнения об этом классе животных, и все же давайте попытаемся доказать, что вовсе не такое бесполезное это животное жаба.
Для начала проведем небольшую разминку, и посвящена она будет внешнему строению
з-в, приспособленности их к среде обитания.
В умеренном климатическом поясе водится несколько десятков видов з-в, а в тропиках до 15 тыс. видов. Какие условия ограничивают распространение з-в по земле?
Какое значение в дыхании з-в имеет кожа?
Какое влияние на мускулатуру оказала потеря относительной невесомости тела при выходе на сушу?
Какие признаки приобрели з-в в связи с наземным образом жизни?
Почему у класса такое двойное название?
По какому признаку класс относится к типу Хордовые?
Закончите предложения (на доске):
В отличие от рыб, тело з-в покрыто … кожей, которая богата …, выделяющими …. Через увлажненную кожу осуществляется …. У некоторых з-в кожа обладает … свойствами и служит … против врагов.
При изучении зоологии, да и не только ее, мы часто сталкиваемся с загадками, с неразрешенными фактами.
Например, тритоны Сибирские углозубы – их находили в вековых отложениях льда – и это была загадка. Профессор Банников считает, что “во время зимовки углозубы заползали в трещины в почве, иногда очень глубоко. Так попадали они в слой вечной мерзлоты и в трещины ископаемого льда. Он замывался, и животное замуровывалось, вводя ученых в заблуждение”. Так как ультразвуковое исследование показывало их истинный возраст – 75-105 лет.
Вопросов очень много, но мы с вами тоже можем
ответить на некоторые из них. Вот, например, ЗАЧЕМ?
Или ПОЧЕМУ?
За это время мы с вами несколько раз упомянули рыб, давайте попытаемся все вместе заполнить таблицу №1 на доске (змейкой), (слайд 3).
Теперь я предлагаю вам перейти к следующей части нашего урока – повторению особенностей внутреннего строения з-в.
“Даже натуралисты, не отступающие ни перед чем, всегда проявляли некоторое отвращение к ближайшему наблюдению жаб” (Арман Лейриц начало 20 века).
Мы с вами так же не будем уподобляться хирургу, и следующий этап своей работы проведем ни со скальпелем и жабой, а с бумагой и ручкой.
Графический диктант: + да, - нет.
Вопросы (слайд 4):
- Можем ли мы назвать основной причиной изменения скелета з-в переход к наземному образу жизни?
- Плечо, голень, стопа – все это составные части передней конечности.
- В черепе з-в лучше развит лицевой отдел, чем мозговая коробка.
- Отсутствие ребер у лягушек связано с появлением конечностей.
- У з-в так же, как у рыб, отсутствует пояс задних конечностей.
- Подвижность головы з-в связана с наличием шейного позвонка.
Ответ: (слайд 5)+-++-+.
А теперь я снова хочу обратиться к эпиграфу нашего урока:
“Жаба – настоящее благосостояние для места, где она поселилась”. И предложить вам решить одну математическую задачку, но с зоологическим уклоном, а почему я выбрала именно ее, я хочу услышать от вас (слайд 6).
Задача: Одна лягушка за весну и лето уничтожает 1260 вредителей сельского хозяйства. Сколько вредителей будет уничтожено популяцией лягушек численностью в 500 особей за 2 года?
Ответ: 1 млн. 260 тысяч.
- Как называется такой способ борьбы с вредителями? Где еще вы с ним встречались?
- Какая система органов з-в здесь работает, прежде всего?
(зарисуйте ее на доске и кратко расскажите о ней – проследить сходство и различие с рыбами).
Герой “Отцов и детей” Тургенева Базаров на вопрос мальчишки о том, зачем ему лягушка, отвечал: “Я лягушку распластаю, да и посмотрю, что у нее внутри делается, а так как мы с тобой те же лягушки, и я буду знать, что у нас внутри делается”.
Уже сотни лет с первых опытов Спаллациани, возможно, и раньше, лягушки работают на человека как классические подопытные животные. Миллионами они погублены во имя торжества науки. В Париже перед зданием Пастеровского института установлен памятник лягушке, второй – в Токио на деньги студентов.
В школе, к счастью, нет острых опытов, а потому наши знания по кровеносной системе мы проверим по перфокартам.
- работа с перфокартами.
Итак, в чем же проявляется сходство и различие сердца и кровеносной системы рыб и з-в? Каково значение двух кругов кровообращения? Давайте заполним схемы на доске (слайд 7-8):
РЫБЫ: сердце-тело-сердце
З – В :
…-…-…
…-…-…
А теперь мы с вами перейдем к повторению системы, которая регулирует у всех животных работу органов – к нервной системе. Попытайтесь из частей мозаики правильно воссоздать строение головного мозга з-в. (работа с мозаикой)
1. Какие отделы мозга развиты у з-в лучше, чем у рыб?
2. С чем это связано?
Лягушки после удаления переднего мозга продолжают нормально плавать, могут переворачиваться со спины на брюшко, способны глотать мух.
Почему?
3. Каким образом головной мозг связан с остальными частями тела?
4. Если лягушку приучить брать корм с деревянной палочкою то в дальнейшем, она будет хватать за палочку, даже если на ней нет корма?
5. Какие органы чувств помогают з-в ориентироваться во внешней среде? Какое значение имеет расположение их на верхней части головы?
Только в России под колесами автомобилей гибнет 10 млн. лягушек и жаб. В некоторых странах (Германия) стали вдоль автострад устанавливать специальные барьеры из проволоки, которые направляют животных к определенным местам перехода, где установлен знак: “Осторожно, лягушки!”.
Но все же это гибель взрослых особей… А мне кажется, что лягушка может погибнуть еще до того, как станет лягушкой. Какие экологические условия являются благоприятными для их размножения?
В период размножения окраска тритонов становится яркой, от затылка до хвоста вырастает гребень с окрашенной каймой и голубой полоской с перламутровым блеском. Какое значение имеют такие изменения во внешнем облике тритона?
Почему оплодотворение з-в называют внешним? А икру они мечут не мелкими группами, а комком?
Икра травяной лягушки может развиваться от 8 до 28 дней. От чего это зависит?
Заполним таблицу №2 змейкой на доске (слайд 9-10).
О чем, с точки зрения эволюции, мы можем с вами сказать, глядя на эту таблицу?
Заключение
(слайд 11).
Кривин в своей экологической сказке “Почему вы не любите жабу?” сказал: “ Неужели жабу нельзя полюбить? Конечно, если судить по внешности… Но ведь по внешности можно и не судить… Можно любить и не только за внешность, есть и другие хорошие качества, и у жабы они тоже есть.”
Теперь, ребята, вы многое знаете о земноводных. Давайте попробуем подвести итог нашим знаниям. Кто из вас попробует это сделать? возвратившись к основному вопросу урока: В чем проявилось эволюционное усложнение земноводных по сравнению с рыбами?
Подведение итогов урока, выставление оценок.
РЕЗЕРВ
Загадки:
Не вручали приз ни разу
Мне друзья в своем кругу.
А ведь я отличным брасом
Многих переплыть смогу. (лягушка) – (слайд 12).
Повелось уж так издревле,
Что живу я не в воде.
Обитаю на деревьях,
А икру мечу в воде. (квакша) – (слайд 13).
Кто в пруду под ряской пышной
Под раскидистым кустом.
Как всегда свободно дышит
Черным сплюснутым хвостом. (тритон) – (слайд 14).
Перепутав, вроде, сроки
Средь прудов и там и тут
У кого сначала ноги
Ноги задние растут? (головастик.) – (слайд 15).
У какой лесной лягушки
Яд такой, друзья мои
Что куда сильнее яда
Ядовитейшей змеи. ( лягушка кокон – Ю.Америка).
Кроссворд:
ЖАБ
КВАКШ
ЛЯГУШК А
ЖЕРЛЯНК
САЛАМАНДР
(слайд 16 - 17).
Составьте название земноводного:
Я ШАГ ЛУГ (Лягушка)
КОЛ ИВА СТОГ (Головастик)
РАНА САД МОЛ (Саламандра)
ЖАР ЯК ЛЕН (Жерлянка)
ВАШ КАК (Квакша)
(слайд 18 -19).