Цели:
1. Познакомить детей с организмом человека: как он устроен и как работает.
2. Научить учащихся прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать.
3. Раскрыть влияние окружающей среды на здоровье человека и значение охраны среды для здоровья человека.
Оборудование: Плакат “Нервная система человека”, муляж “Человек и его органы”, портрет И. П. Павлова, карточки с названиями наук о человеческом организме: “Анатомия”, “Физиология”, “Гигиена”, кроссворд “Организм”, учебник “Мир вокруг нас”, автор А.А. Плешаков.
Ход урока
I. Оргмомент
Учитель:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ребята, сейчас у нас урок ОЗМ. Посмотрите, все ли у вас готово к уроку?
II. Проверка домашнего задания
Работа по карточкам (Дифференцированная работа)
1 уровень
2 уровень
3 уровень
|
Собрать карточки.
1. Фронтальный опрос.
Какие группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни?
Почему растения названы организмами – производителями, а животные – организмами – потребителями?
Какие организмы названы разрушителями?
Какова их роль в круговороте жизни?
Какова роль почвы в круговороте жизни?
2. Физкультминутка:
На болоте две лягушки,
Две зеленые подружки.
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались.Рожками топали,
Ручками хлопали.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям – физкультпривет.
III. Подготовка к введению новой темы. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Ребята вы хотите быть сильными, бодрыми, энергичными? Хотите, чтобы глаза были блестящими, ясными, кожа – чистой, голос – звонким, походка уверенной? Так и будет, если вы научитесь жить в ладу со своим организмом.
А что же такое организм человека? Как вы думаете? (ответ детей)
IV. Изучение новой темы.
Учитель: Сегодня мы начинаем изучение нового раздела учебника (дети открывают и читают стр. 127)
Этот раздел познакомит нас с тем, как устроен и как работает организм человека, и что нужно и чего нельзя делать для того, чтобы быть здоровым.
Тема нашего урока так и называется “Организм человека” (учащиеся записывают тему урока в тетрадях).
Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.
А вот какие органы есть в человеческом организме мы узнаем, когда прочитаем параграф “Организм человека” (стр. 128).
Чтение по частям.
1 абзац (чтение вслух)
После чтения – беседа с учащимися по вопросам:
Как называется части человеческого организма?
Назовите органы (один ученик называет, показывает на муляже, остальные – записывают в тетрадь)
А вот, как действуют органы в организме человека вы узнаете, прочитав второй абзац.
2 абзац (чтение “про себя”).
После чтения – беседа с учащимися по вопросам:
Как действуют органы в организме человека?
Что обозначают органы, выполняющие общую работу? (система органов запись в тетради).
Покажите на муляже пищеварительную систему.(Один ученик показывает органы человека на муляже).
3 абзац – рассказ учителя с использованием таблицы “Нервная система”.
Управляет деятельностью всего организма нервная система
Она включает головной мозг, спинной мозг и нервы. Благодаря работе головного мозга человек думает. Ко всем органам тела от головного мозга и спинного мозга отходят нервы, похожие на белые шнуры и нити. По ним в мозг поступают различные сигналы, а от мозга идут обратные сигналы ко всем органам тела.
Пример:
Ребята, вы дотронулись до горячего утюга. Что происходит? Почему? (ответы детей).
4 абзац – жужжащее чтение.
Давайте прочитаем, как называется наука, изучающая строение тела человека. (чтение детьми и запись слов в тетради – анатомия, физиология, гигиена).
Физкультминутка:
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел –
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать.
Надо на носочки стать.
Учитель: Как вы думаете, всегда ли люди знали, как устроено тело человека, как работают его органы? (ответы детей)
Учитель: Церковь запрещала анатомировать умерших. Некоторые ученые – медики тайно откапывали трупы умерших на кладбище, и прячась вскрывали их в подвалах заброшенных домов и изучали органы. Так постепенно накапливались знания. Основываясь на них, врачи стали оказывать помощь больным, делать операции, тем самым спасая людей.
Одним из выдающихся русских ученых, который занимался изучением организма человека был И. П. Павлов (портрет). И сейчас мы послушаем доклад об этом великом ученом. (Выступление учащегося.)
Учитель: Итак, сегодня на уроке мы познакомились со строением организма человека.
Как вы его хорошо знаете, покажет небольшая самостоятельная работа (работа по карточкам. Взаимопроверка).
V. Закрепление знаний.
1. Работа с учебником, фронтальная беседа.
Учитель: Ребята, так что же вы сегодня узнали на уроке? Какой вывод мы сделаем. А теперь давайте прочитаем вывод в учебнике (Дети читают вывод на стр. 130 учебника).
Учитель: Ребята, а что на ваш взгляд влияет на наш организм и наше здоровье? (ответы детей)
Учитель: Для сохранения своего здоровья человек должен жить в гармонии не только с самим собой, но и с окружающей его природой.
2. Разгадывание кроссворда “Организм”.
Задание: Назвать органы человеческого организма. (Учитель на муляже показывает органы, а дети называют).
VI. Подведение итогов урока. Выставление учащимся оценок.
VII. Задание на дом. Выучить параграф “Организм человека” на стр. 128–130, ответить на вопросы в конце параграфа.