Открытый урок в 9-м классе "Серная кислота"

Разделы: Химия


ЦЕЛИ. Познакомить учащихся с историей открытия кислоты, с индивидуальными химическими свойствами, с правилами техники безопасности и областью применения кислоты, отшлифовывать навыки химического эксперимента у учащихся, способствовать развитию интереса к предмету, уверенности в своих знаниях и умениях.

ОБОРУДОВАНИЕ. Компьютер, мультимедийный проектор, диск с компьютерной презентацией, конц. серная кислота, кусочек ткани, сахарная пудра, свеча, лучинка, листок бумаги с рисунком, выполненный разбавленной кислоты, этанол, перманганат калия, стакан с водой, три пронумерованные пробирки с растворами карбоната, хлорида, сульфата натрия, соляная кислота, хлорид бария, нитрат серебра, халаты, очки, резиновые перчатки.

Девиз урока: “Чему бы жизнь нас не учила, но сердце верит в чудеса…”.( Ф.Тютчев)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Приветствие. (1 слайд)

2. Мотивационный этап.

Объявляем цель урока и девиз.

3. Объяснение нового материала. Используем игровой момент. (2 слайд)

Результат - тема урока. “Серная кислота”.

Первое упоминание об этом веществе встречается у арабских и европейских алхимиков. Ее называли: 1) купоросное масло, 2) серное масло.

(3 слайд).

Алхимик Андреас Либавий в 1595 г. Установил тождественность обоих веществ. Это - серная кислота.

Задание классу : Перечислить ее физические свойства.

Кислота обладает всеми химическими свойствами кислот.

Задание классу: Перечислить характерные химические свойства кислот.

Они относятся к разбавленной серной кислоте, но наибольший интерес

вызывает концентрированная серная кислота. Она обладает и индивидуальными свойствами. (4 слайд).

Показать емкость с конц. кислотой, указав группу хранения. (Показывать с соблюдением правил ТБ). (5 слайд).

На обратной стороне емкости обязательно прочитать аннотацию.

Опыт - растворение кислоты. (Показывает учитель, соблюдение правил ТБ).

(6 слайд).

И хорошо подходят слова сатирика николаевской эпохи Козьмы Пруткова “Всегда держись начеку”.Серная кислота - это особое вещество.

Показать опыты.(Опыты проводит учитель, соблюдая правила ТБ):

А) бесцветные чернила;

Б) обугливание ткани;

В) обугливание сахарной пудры ( вопрос классу: Какой газ поднимает массу, запах вызывает - ... ? );

Г) возгорание свечи;

Д) обугливание лучины.

Вопрос классу: Что произойдет, если конц. кислота попадет на кожу рук, лица ...? Какую медицинскую помощь необходимо оказать? Показать аптечку.

(7 слайд).

 Прав Дмитрий Иванович Менделеев “Опыт - единственно верный путь спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории”.

Вопрос классу: Какие правила ТБ необходимо соблюдать при работе с серной кислотой и почему?

Кислота и ее соли имеют качественную реакцию.

Ученический эксперимент? (Под контролем учителя и соблюдением правил ТБ).

Задание. В пронумерованных пробирках находятся растворы сульфата натрия, карбоната натрия, хлорида натрия. Определить каждое вещество? Оформить в виде таблицы. (8 слайд)

Очень долго серная кислота не находила применение. Но как только началось ее использование, кислоту возвеличили.

9 слайд - применение кислоты. Назвать области применения.

Вывод: Серная кислота - хлеб химической промышленности.

Развлекательный момент: Зачитываем сказку о серной кислоте “Конкурс хвастовства”, выполненной ученицей 10 класса и показываем слайды (10-18).

Межпредметная связь с биологией (вспомнив схему по переливанию групп крови), показать при каких условиях возможен данный переход степеней окисления серы.

Домашнее задание дифференцированное. Написать уравнения реакций и разобрать ОВР:

  • для слабых учеников-а,в;
  • для средних -б,ж;
  • для сильных - г,д,е.

Подведение итогов. Оценка активности учеников, благодарность за работу на уроке, за помощь, оказанную при подготовке урока.