Повторительно-обобщающее интегрированное занятие по экономике и информатике "Налоги: история и современность"

Разделы: Информатика, Экономика


Известный американский политический деятель XVIII века Бенджамин Франклинутверждал: “В этом мире все условно. Безусловны только две вещи – смерть и налоги”.

 

Цели урока:

  • закрепление и обобщение понятия налогов и их видов;
  • уяснение учащимися принципов и методов налогообложения;
  • умение применять на практике знания по экономике и информатике.

Оборудование урока:

  • компьютер и заранее подготовленные слайды схем, иллюстраций, портреты;
  • отрывок из кинофильма “Белое солнце пустыни”.

Форма урока: фронтальная и индивидуальная беседа.

Вступительное слово учителя:

Известный американский просветитель, государственный деятель и учёный 18 века Бенджамин Франклин утверждал: “В этом мире всё условно. Безусловны только две вещи – смерть и налоги”. Вот о налогах мы с вами сегодня и будем говорить.

Вы все прекрасно знаете, что о налогах говорят везде и все: простые граждане и члены правительства, депутаты и чиновники, владельцы фирм и работники предприятий. О них говорят на страницах газет и журналов, вещают с телевизионных экранов, призывают платить, не обманывать, помогать малоимущим и незащищенным слоям населения. В Конституции РФ уплата налогов – одна из обязанностей граждан нашей страны. Вот и мы с вами сегодня поговорим именно об этом, о том, что волнует миллионы людей во всех странах мира. Что такое налоги? Когда они появились впервые? Кому нужно постоянное поступление налогов? Существовали ли они всегда?

Вы, наверное, помните ещё из сказок выражения: “царская казна пуста”, или наоборот, “казна пополнилась”. Каким экономическим термином вы могли бы заменить слово “казна”? А для чего казна нужна правителям? За счет чего казна пополняется? Что такое налоги?

С чего начиналась история налогообложения? Трудно ответить на этот вопрос! Понятно одно, что налоги являются одним из основных и неотъемлемых признаков государства и главным источником пополнения государственного бюджета.

Сначала преобладала идея о даре: человек делал подарок властелину в благодарность за защиту от врагов. Её сменила идея о просьбе власти к народу предоставить денежные средства для решения каких-то проблем, стоящих перед страной. Появилась и теория о долге гражданина перед государством, впоследствии ставшая убежденностью в праве государства принудительно изымать у граждан деньги ради общего блага.

Известно, что в Древнем Риме граждане платили 213 различных видов налогов. Но даже такое их огромное количество не покрывало расходов казны, если император Веспасиан, правивший в первом веке нашей эры, ввел налог даже на общественные уборные. Своему сыну Титу, которого возмутило нововведение отца, он поднес монету к лицу и спросил: “Что пахнет?” Сын отрицательно покачал головой. “То-то же; деньги не пахнут”. На вырученные средства император построил знаменитый Колизей.

На Руси тоже встречались интересные события, связанные с налогами: крестьяне долго продолжали топить избы по-черному, но не потому, что не умели складывать печи, а потому что существовал особый налог на дым. А уплатить его мог не каждый.

Вспомните, события 945 года из истории Киевской Руси, во время которых пострадал князь Игорь. А за что он пострадал во время восстания древлян?

Можно вспомнить и историю петровских преобразований, одна из которых была связана с введением налога на бороды и не только?

В книге Натальи Кончаловской “Наша древняя столица” есть такие строки:

  • “Все дома обходили татары подряд.
  • Дом князей – сто рублей, дом бояр – пятьдесят;
  • А с крестьян да посадских – по десять рублей.
  • Денег нет – отдавай вместо денег детей”.

О каком экономическом понятии идет речь? И при чем дети?

А теперь перейдем от истории к современным видам налогов.

(На экране появляется схемы видов налогов).

Разбирается схема, определяются различные виды налогов, кто их платит и за что?

Параллельно с разбором схемы даются задания, связанные не только с налогами, но и с другими экономическими понятиями.

Задание 1. Внимательно прослушав небольшую инсценировку из сказки, записать все экономические термины, которые будут использованы, и объяснить их значение.

(Учащиеся выписывают и объясняют следующие понятия: собственность, аренда, потребитель, доход, арендная плата, гербовый сбор).

Задание 2. С какими из перечисленных видов налогов вы знакомы, а какие являются абсурдными и почему с точки зрения экономики?

Задание 3. Просмотрев отрывок из кинофильма “Белое солнце пустыни”, ответить на вопрос: “Почему царскому таможеннику Верещагину за державу обидно? О каком виде налога идет речь?”

Хотя система налогообложения существует давно и опыт человечества в этой сфере огромен, по сей день не утихают споры о том, как лучше устроить налоговую систему и каковы должны быть уровни ставок налогообложения.

С одной стороны, чем большую долю доходов государство соберет, тем больше сможет помочь нуждающимся, а с другой – мировой опыт показывает, что чем слабее налоговый гнет на экономику, тем быстрее она развивается.

Какие системы налогообложения существуют в мире? Какая система используется в России?

На экране высвечиваются задачи о расчете взимания подоходного налога.

Эти задачи решаются в программе ECXLE. При работе учащиеся должны показать умение составлять формулы, используя абсолютные и относительные ссылки.

Задача 1.

Санитарка, работающая в больнице, получает 2000 рублей заработную плату, а служащий банка – 10000 рублей. Какова сумма налога каждого из них?

Задача 2.

Семья из четырех человек. Заработная плата отца – 8000, а матери – 4 000. Какую часть в процентах и рублях составляют налоги данной семьи?

Что представляет собой льготное налогообложение? Какие категории граждан имеют право им пользоваться?

Учащиеся должны сделать выводы и ответить на вопросы, поставленные в начале урока; объяснить, на что расходуются налоги и как они распределяются.

Выводы. Все налоги поступают в бюджет и расходуются на оборону страны, здравоохранение, образование. Средства направляются на развитие культуры, спорта, содержание правоохранительных органов, государственное управление, международную деятельность, энергетику, строительство дорог…

Налоги нужно платить. Сколько существует государство, столько существуют и налоги. В основном, они возвращаются гражданам в виде бесплатных услуг, перераспределяются тем, кто не работает в коммерческой сфере. Они нужны для производства общественных товаров и благ, для обеспечения безопасности страны и избежания экологического кризиса.

Умело и рационально составленный бюджет дает возможность жить в экономически развитой стране; позволяет осуществлять правительству стабилизационную политику, направленную на предотвращение резких спадов и подъемов производства, инфляции, обеспечение занятости населения.

Приложение

Список использованной литературы:

1. И.В.Липсиц. Экономика. М., 1999 г.

2. Е.В.Савицкая, С.Ф.Серегина. Уроки экономики в школе. М.: Вита-Пресс, 1999 г.

3. А.С.Прутченков, Я.В.Соколов. Граждановедение. М. научно-внедренческий Центр “Гражданин”, 1992 г.

4. “Преподавание истории и обществознания в школе” - методические журналы за 2005 и 2006 годы

5. “Введение в обществознание” - учебник под редакцией Л.Н.Боголюбова.