Имя прилагательное. (Обобщение). "Спешите делать добро"

Разделы: Начальная школа


Цель. Создать условия для обобщения и систематизации изученного об имени прилагательном.

Задачи.

  1. Повторить изученное об имени прилагательном путем наблюдения, сравнения, обобщения.
  2. Развивать умение доказывать, сравнивать, творчески мыслить.
  3. Воспитывать любовь к родному языку и добрые человеческие качества.

Оборудование: плакат со словом “прилагательное”, Дворец доброй Феи, плакат с девизом “Спешите делать добро”, карточки 4 варианта, листочки для творческой работы, плакат со стихотворением, толковый словарь.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня мы с вами попутешествуем по большой стране Лингвистика, или языкознание. Погостим в одном из многочисленных городов этой большой страны. А в каком, вы догадаетесь, прочитав данные слова. Девизом нашего урока будут слова Ф.П. Газу “Спешите делать добро”.

2. Мотивационный этап.

  • Правдивость
  • Равнодушие
  • Искренность
  • Лживость
  • Забота
  • Грубость
  • Насмешка
  • Терпение
  • Честность
  • Ласка
  • Совесть
  • Нежность
  • Откровенность
  • Бескорыстие

Да, мы побываем в городе Прилагательное, в котором живет добрая волшебница Фея.

Что заметили интересного в этих словах? (Здесь названы качества, присущие человеку, а также, что эти слова относятся к одной части речи – существительное).

Задание. На какие группы можно разделить данные слова? (По лексическому значению: антонимы и синонимы).

Запишите число, классная работа.

Задание. А сейчас от этих слов образуйте прилагательные.

3. Актуализация опорных знаний.

Правдивый, равнодушный, искренний, лживый, заботливый, грубый, насмешливый, терпеливый, честный, ласковый, совестливый, нежный, откровенный, бескорыстный.

4. Постановка учебной задачи.

Итак, сегодня чему мы будем учиться, о чем будем говорить? (Будем повторять и обобщать изученное об имени прилагательном, поговорим о качествах и свойствах души человека).

Какие из данных качеств вам непонятны? Какие слова вы записали бы в тетрадь? (Добрые).

Запишите те, которые вам больше нравятся.

5. Физминутка.

Гимнастика для глаз и массаж для пальцев рук. Чтобы глаза видели только хорошее, и руки делали добрые дела.

6. Обобщение и систематизация знаний.

Добрая Фея дает вам такое задание.

Работа в тетрадях.

Задание. Прочитайте два текста. Выберите любой один из них запишите. Найдите прилагательные, определите род и падеж.

1 текст.

Находка.

Однажды …. утром я шел с собакой по лесу. Вдруг собака залилась …. лаем. Она нашла трех …. зайчат. Зайчата сидели под …. кустиком. Я взял их и принес домой. Всю зиму …. зайчата жили у меня в ящике за …. шкафом. Весной я выпустил их на волю.

2 текст.

Четыре совета.

Однажды Ваня Малявин с известн… писателем Гайдаром пошли ловить рыбу. Утро было тих…, тепл…. Разговорились. Писатель дал Ване четыре совета: первый – быть храбр…, второй – быть честн…, четвертый – быть хорош…, сыном своей страны.

Каким добрым делам учат эти тексты? (1 текст – учит любить животных, 2 текст – учит быть честным, добрым и храбрым).

Что вам нужно знать для того, чтобы правильно написать данные тексты?

Правильно.

Вывод. Чтобы правильно написать прилагательные и окончания прилагательных нужно уметь задавать вопросы, определять род и падеж.

Мы все ближе подходим к дворцу доброй Феи.

7. Поиск новых способов выполнения задания.

Добрая Фея еще предлагает такое задание.

Работа в парах.

Задание. Вы сейчас получите карточки. Постарайтесь сами дать задание и выполнить его.

(Можно вставить пропущенные окончания, записать имя сказочного героя, вспомнить автора, проверить у соседа задание или поменяться карточками).

1 карточка 2 карточка
на стар… болоте, хрустальн…. туфельку,
в лягушачь… коже, на сказочн…. балу,
мудр… советами, у королевск… дворца,
в прекрасн… царевну. от добр… Феи.
(русская народная сказка “Василиса Прекрасная”) (“Золушка”. Шарль Перро)
3 карточка 4 карточка
отважн… девочка, удивительн…. чудесами,
трудн…. путем, для верн… друга,
с добр… друзьями, в стар… бутылке,
к снежн… королеве. с длин… бородой.
(Герда. “Снежная королева” Г.Х. Андерсен). (“Старик Хоттабыч.” Л.Лагин)

Какие это герои? (Сказочные, добрые. Они совершали добрые дела).

8. Творческая работа.

Фея предлагает следующее задание.

Задание. Предлагается вам написать сочинение-миниатюру о добром человеке, который живет рядом с вами. Озаглавьте сами. Попробуйте использовать слова, с которыми мы познакомились вначале урока.

(Чтение сочинений по желанию детей).

Фея предлагает прочитать стихотворение А. Лесных.

Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живем на земле.

Наше путешествие подходит к концу.

9. Подведение итогов.

Что вы взяли для себя с урока? Какими нужно быть? Что повторяли? Понравился ли вам урок?

10. Домашнее задание.

Составить предложения с добрыми словами.