Урок географии в 10-м классе "Религии мира"

Разделы: География


Цели:

  1. Познакомить с первоначальными формами религиозных верований и ареалы их современного распространения.
  2. Знакомство с центрами происхождения и современное распространение и численность последователей христианства, ислама, буддизма национальных и племенных религий.

Оборудование:

  • географический атлас для 10-го класса,
  • таблицы: “Под знаком пророка: исламский мир”,
  • карта: “Возникновение и расселение древнего человека”,
  • политическая карта мира,
  • фотографии храмов, соборов,
  • бюсты рас человечества (европеоидная, монголоидная, экваториальная),
  • таблица: “Основные религии мира и число их последователей”,
  • карта: “Центральные очаги происхождения основных религий”.

Тип урока: пресс- конференция

Ход урока

1. Сообщение плана пресс-конференции.

Сегодня мы проводим пресс-конференцию по теме: Религии человечества. На конференции присутствуют журналисты, эксперты, критики, работает справочное бюро. Я являясь председателем данной конференции начать хочу конференцию стихотворением.

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю;
Лететь в одном полете
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте наши души,
Вместе сохраним…!
(Н.Старшинов)

Председатель: Мы продолжаем рассматривать тему: География человечества. Прежде всего необходимо ответить на вопрос, что такое “человечество”?

Журналист: В БСЭ нет статьи “Человечество”, есть статья “Человек” (зачитывается определение из БСЭ).

Председатель: разумеется, в древние времена деятельность человека не могла иметь глобальный характер. Племена развивались обособленно друг от друга. Необходимо эксперту пройти к политической карте и напомнить о возникновении и расселении древнего человека.

Эксперт 1. (У политической карты ученик пользуясь таблицей “Возникновение и расселение человека” делает сообщение по данному вопросу.)

Председатель: Общепринятой точкой зрения в науке считается, что нынешние основные человеческие расы сформировались в результате адаптации человека к природным условиям. Эксперты по “человеческим расам” проинформируйте нас об их происхождении.

Эксперт 2. На столе выставляются бюсты рас. Эксперт знакомит с ними.

Журналист: Почему у негров разные оттенки кожи?

Эксперт 2. По цвету кожи можно судить, об условиях проживания. Пустынные районы или экваториальные леса.

Председатель: нередко с расовыми признаками в качестве этнодифференцирующего признака называют религию. И сегодня мы на конференции более подробно поговорим о ней. Религия - одна из форм культуры, особое мировоззрение, “кованное на поклонении высшим силам. Религия пронизывает все слои жизни верующих, освящает их нравы, работу, отдых. Оказывает существенное влияние на хозяйство, традиции и быт народов. Выделяют мировые религии или универсальные (распространены среди народов многих стран). Кроме того, существуют национальные религии или этнические (проповедуются среди населения одной страны или среди одного народа).

На доске начерчена схема. Учащиеся (экстерты) делают сообщения.

География религий

Национальные Мировые Местные верования
Индуизм
Синтоизм
Иудаизм
Конфуцианство
Джайнизм
Сикхизм
Зороастризм
Даосизм
Йезиды
Ислам Христианство Буддизм Анимизм
Тотемизм
Фетишизм
Шаманизм
Сунниты
Шииты
Католичество
Протестантство
Православие
Махаяна
Хинаяна
Ламаизм

Эксперт 3. Дается сообщение о христианстве (приложение 1.)

Спр. Бюро: В протестантских странах возраст вступления в брак, как правило. Наиболее поздний. А оформление развода не представляет большой сложности. В католических странах (Испания, Лат. Америка) закон разрешает вступать в брак с 12 лет. Но развод у католиков практически запрещен.

Журналист: На какие ветви делится религия? Почему эта религия исповедуется в Австралии и Канаде?

Эксперт 3. Христианство делится на католицизм, православие и протестантизм А исповедуется в Австралии и Канаде т.к. эти земли открыли европейцы Д.Кук и Х. Колумб.

Эксперт 4. Даётся сообщение об исламе или мусульманстве (магометанстве) (приложение 2.)

Спр.бюро: Очень низок возраст вступления в брак в мусульманских странах, где религия поощряет ранние и обязательные браки, многодетность, многоженство. Первым королем Саудовской Аравии был Абдель-Азиз Ибн – Саид, который правил страной с 1932 по 1953 г. У него было 17 официальных жен, из которых пять носили титул “первой жены”. Многоженство было распространено и в мусульманских странах Тропической Африки. Отдельные вожди имели несколько сот жен, а наличие нескольких десятков, обычное явление.

Журналист: На какие ветви делится эта религия?

Эксперт 4. Исламизм делится на суннитов и шиитов

Спр.бюро: А еще я хочу познакомить вас с картой “Под знаком Пророка: исламский мир.” (приложение 3)

Председатель: назовите число мусульман по данной карте.

Эксперт 5. Дает сообщение о буддизме. (приложение 4.)

Спр.бюро: в Японии многие обряды совершаются в разных храмах. Буддизм берет на себя все погребальные и заупокойные обряды, а свадебные проходят в синтоизских храмах.

Эксперт 6. Второй группой являются национальные религии (приложение 5)

Спр.бюро: В Индии, следуя каноном индуизма, индийские крестьяне не забивают состарившейся беспородный скот, просто прогоняют его со двора. В результате миллионы голодных “священных” коров бродят по дорогам. Но оставаясь неприкосновенными.

Каждый индуист Индии совершает обряд очищения в Ганге. А после смерти его прах развевают над рекой.

Эксперт 7. Кроме основных религий на земле можно обнаружить многие десятки местных верований (приложение 6)

Председатель: Человечество это живой многоцветный мир отдельных народов. Рассмотрим карту “Центральные очаги происхождения основных религий” (приложение 7) и таблицу: “Основные религии мира и число их последователей, млн человек (конец XX в.) (приложение 8)

Итог: И все-таки проблема дифференциации культур и цивилизаций остаётся одной из наиболее “интригующих” и наименее изученных. По итогам нашей конференции нужно написать рецензию в форме таблицы дома:

Современные очаги религиозных и национальных конфликтов.

Район

Какие народы участвуют в конфликтах

1. 1.
2. 2.

Литература:

  1. Гараджа В.И. Религиоведение. – М.; Аспект-Пресс, 1995.
  2. Кулаков А.В. Религии мира: 10-11кл..: Учеб. Пособие для общеобразоват. Учреждений.- М.: АСТ, 1998.
  3. Рогачев С.В. статья “Вот я перед Тобой!..”
  4. Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: Учеб. Для 10-11кл. шк. с углублен. изучением гуманит. предметов / М.: просвещение, 2002.