Цели:
- Развивать умение составлять слова из слогов, делить слова на слоги, опираясь на слуховое восприятие.
- Расширять и уточнять словарь по теме “Зоопарк”.
- Воспитывать у детей аккуратность, взаимовыручку.
Оборудование: телефон, картинки, слова, схемы слов, фишки.
Ход занятия
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята.
Сядет тот, у кого первый слог имени –…
А теперь у кого в имени второй слог –…
Теперь тот, у кого в имени первый слог – …
Молодцы! Верно!
II. Основная часть.
1. Ребята, мы сегодня пойдём в зоопарк. Позвоним туда, скажем, что мы выезжаем. (Логопед звонит по телефону и имитирует диалог. В конце диалога огорчается.)
- Здравствуйте!
- Это зоопарк?
- Мы с ребятами хотели бы посмотреть ваших животных. Это очень интересно.
- … Конечно, мы постараемся помочь!
- До свидания.
Ребята в зоопарке случилась беда! Все звери сбежали. Нас попросили помочь. Звери оставили нам письма.
А в письмах загадки, если вы их разгадаете, они вернутся, и мы их увидим.
Загадки:
Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. (медведь) |
|
Он ходит, голову задрав, Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он … (жираф) |
|
Есть очень много рогачей И в зоопарке, и в лесу. У всех рога на голове, У одного лишь на носу. (носорог) |
|
Это что за зверь таёжный Полуночный любит мрак И, как все на свете кошки, Ненавидит злых собак? (тигр) |
|
Скор - как стрела, Силён – как вол. В поле бурлак, В бою – орёл. (конь) |
По ходу отгадывания загадок логопед выкладывает на стол картинки зверей и вывешивает на доску слова: медведь, жираф, носорог, тигр, конь.
Все наши звери вернулись в зоопарк.
Кто же живёт в нашем зоопарке? (медведь, жираф, носорог, тигр, конь)
2. Работа со словами.
Ребята, покажите хлопками, сколько в слове слогов, медведь жираф, носорог, тигр, конь.
Каким другим способом можно определить количество слогов в слове? (рука – подбородок, по количеству гласных в слове)
Покажите карточками, сколько гласных в словах: медведь жираф, носорог, тигр, конь.
Схематично покажем слоги в словах.
Молодцы!! Вы помогли вернуть животных и хорошо справились с этим заданием.
3. Игра “Зоопарк”.
Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов, опираясь на гласные.
Оборудование. Три листа со схемами - это клетка для зверей, (первый лист — один слог, второй — два слога, третий — три слога); карточки с изображением животных и их названиями.
Ход игры. Логопед говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Ребятам предлагается определить, каких зверей, в какую клетку можно посадить. Ученики по порядку выходят к доске, берут карточку с изображением животного, прочитывают его название по слогам и определяют количество слогов в слове. По количеству слогов они, находят клетку для названного животного и кладут карточку к соответствующей схеме на листе.
Примерный материал. Слон, лев, бегемот, кенгуру, лиса, кабан.
Расслабление:
Ребята, я приглашаю вас на сказочную поляну. Хотите побывать там?
(Включается тихая музыка “шум леса”)
Вот мы и пришли. Садитесь на полянку и закройте глаза. Слышите звуки. Это звуки леса. Мы немного отдохнём и пофантазируем.
А какие звуки существуют в русском языке? (гласные и согласные)
Какие звуки считаются гласными? (эти звуки можно петь, нет преграды языка, губ и зубов)
Они помогают нам поделить слово на слоги.
Чем мы обозначаем звуки на письме? (буквами)
4. Составление слов из слогов.
— Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы мне поможете составить слова.
Логопед читает стихотворение:
Что за Ли? Что за МОН?
Никакого в звуках смысла!
А как скажут “лимон” -
сразу станет кисло-кисло!Что за КИ? Что за НО?
Людям вовсе неизвестно!
А как скажут “кино” —
сразу станет интересно!Что за ХАЛ? Что за ВА?
Вот еще одна загадка.
А как скажут “халва” -
сразу станет сладко-сладко!
(Э. Успенский.)
Вывод: если мы говорим только слог, то нам не будет понятно значение, а если слово, то можем догадаться, о чём будет идти речь.
Какие слова мы составили из слогов? (лимон, кино, халва)
Давайте протопаем, сколько слогов в слове лимон? (два)
Графически покажем это слово.
А теперь найдите схемы к двум другим словам (на поляне).
Вывод: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
5. Разгадывание ребусов.
- Какие слова получились? (рядом, экран, носки, парта, столбы, волки)
6. Игра “доскажи словечко”
Логопед проговаривает фразу, а дети заканчивают её.
Где обедал воробей? В зоопарке у … (зверей). |
|
Жук упал, и встать не может, Ждёт он, кто ему… (поможет). |
|
У меня пропал носок, Утащил его… (щенок). |
|
Шла коза по мостику И виляла… (хвостиком) |
|
Мёд в лесу медведь нашёл, Мало мёду, много… (пчёл). |
|
Самолёт построим сами, Понесёмся над… (лесами) |
— Составьте схемы к словам, с указанием гласных. (дети составляют схемы)
III. Работа в тетрадях. (по карточкам)
Задание 1
У каждого на столе задание.
Даны слоги, составьте слова из данных слогов.
Напишите их, подчеркните гласные.
Составьте схемы слов к данным словам.
Даны схемы, составьте слова.
Задание 2
Вставьте подходящие слоги. Напиши слова, подчеркни вставленные слоги.
- сапо…
- моло…
- боро…
- газе…
- зада…
- бума…
да, ги, ко, та, ча, га
(сапоги, молоко, борода, газета, задача, бумага)
IV. Итог занятия. Чему мы научились на занятии? (составлять слова из слогов, делить слова на слоги)