Цели урока:
- Образовательная: обобщить и систематизировать знания по теме
- Развивающая: расширение кругозора, умение сравнивать, выявлять закономерности, обобщать.
- Воспитательная: совершенствование навыков коллективной работы, целеустремленности, ответственности, активности.
Ход урока
Учитель:
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Сегодня мы с вами приведем в наших головах в порядок весь изученный материал. А начнем с того, что представимся и поприветствуем друг друга.
1 конкурс: Приветствие команд 5 баллов
Учитель:
Для того чтобы подготовиться к серьезной работе – не большая разминка. Проверим, как вы умеете считать.
2 конкурс: Устный счет 5 баллов
Расшифруйте название темы нашего зачета. Впишите буквы, соответствующие найденным ответам [ 1 ]
1) 10 – 0, 4 = 8) 5 x 22,6= 2) ( - 0,25) x 34,2 = 9) 6 x 0,8= 3) 1,2 : 4 = 10) 0,5 x ( 3,4 + 1,8)= 4) 0,36 : 0,3 = 11) 1,19+ 0,01= 5) – 0,3 = 12) 2,4 : 3 = 6) 2,46 + 3,54= 13) 0,5 x 1,4 – 0,7 = 7) 5 x 0,16 = 14) 1,5 x 0,2 =
Учитель:
Много правил ты учил,
Часто вслух их говорил,
Теперь соперника спроси,
И балл команде принеси.
3 конкурс: Вопрос – ответ 1 балл за 1 ответ
Команды задают друг другу вопросы на знание правил по теме зачета
Учитель:
Приглашаю по одному человеку от команды.
4 конкурс: Установи истинность 5 баллов + 2 балла
Каждый человек получает карточку с заданием:
Определите и запишите букву И, если высказывание истинное, и букву Л, если оно ложное.[ 1 ]
- 1250 делится нацело на 10
- 6413205 кратно 3
- 10 3 – 1 делится без остатка на 9
- у числа 13 делителей больше, чем у числа 12
- у числа 18 шесть различных делителей
- число, оканчивающееся цифрой 5, не может быть простым
- все нечетные числа являются простыми
- каждое из чисел 15, 600, 43, 3291 – составное
- 33 и 15 –взаимно простые числа
- 35 x 10 – это разложение числа 350 на простые множители
- НОД (15; 19) = 1
В это время члены команды выходят по одному к столу и заполняют таблицу.
Запишите, если возможно, в каждую из клеток таблицы по одному числу, которое удовлетворяет условиям [ 1 ]
число | четное | нечетное | Кратное 2 | Кратное 5 | Кратное 3 | Кратное 9 | Кратное 10 |
простое | |||||||
составное |
Учитель:
Кто в школе смог быть капитаном,
Тому открыты все пути:
Владеть он будет океаном,
Воздушным, водным и земным!
5 конкурс: конкурс капитанов 5 баллов + 2 балла
Определите, какие из высказываний истинные, а какие ложные. Из букв, связанных с истинными высказываниями, составьте слово.[1]
1) | НОД (28; 14) = 2 | Т |
2) | 22: 4 = 5,5 | М |
3) | 22: 3 = 7 | О |
4) | НОД (9; 25) = НОД (6; 12) | У |
5) | 168 = 23 x 3 x 7 | Л |
6) | 11 и 17 – простые числа | О |
7) | 11 и 17 – взаимно простые числа | Д |
8) | НОД (465; 290) = 1 | Н |
9) | 615 и 333 не являются взаимно простыми числами | Е |
10) | НОК (60; 45 ) = 180 | Ц |
Команда – по одному за отдельным столом: Расшифруйте название птицы, которая видит все, что, происходит вокруг нее, даже не поворачивая головы. Для этого найдите НОК каждой пары чисел, затем впишите букву, соответствующую этому числу, в таблицу:
24 | 12 | 18 | 48 | 20 | 45 | 40 | 60 | |
1) | НОК(3; 12) = | Л | 5) | НОК (9; 15) = | Н |
2) | НОК (4;5; 8) = | Е | 6) | НОК (12; 10) = | П |
3) | НОК (8; 12) = | В | 7) | НОК (9; 16) = | Ь |
4) | НОК (16; 12) = | Д | 8) | НОК (10; 20) = | ш |
9) | Свободный столбик в таблице заполните, учитывая данные: НОК (25; 4) = а. |
Свое задание дети выбирают как билеты, подписывают свою фамилию и выполняют на нем решение, вписывают свою букву в таблицу, а решение сдают жюри.
СПРАВКА:
Вальдшнеп – сравнительно крупный кулик довольно с крупными ногами и с оперением на них. Клюв длинный и сильный. Весит 270 – 305 граммов – это лесная птица населяет густые смешанные или лиственные леса с болотцами, ключами и мелкими речками. Его корм дождевые черви, насекомые, жуки и их личинки. Это скрытно живущие, молчаливые птицы. В лесу Вальдшнеп летает ловко и быстро, свободно лавирую между деревьями, но предпочитает перемещаться на крыльях лишь на короткие расстояния.
6 конкурс: домашнее задание 5 баллов + 2 балла за оригинальность
Учитель: начинаем 7 конкурс. [2]
Соперники садятся парами и выполняют задание на два варианта, по 1 человеку от команды к доске, остальные – отвернулись. Меняются вариантами и проверяют по доске на оценку, она и будет балл команде, но 2 отнимается 5 баллов.
1 вариант | 2 вариант |
1. Разложите на простые множители число 6552. | 1. Разложите на простые множители число 7140 |
2. Найти НОК и НОД чисел 1512 и 1008 | 2. Найти НОК и НОД чисел 936 и1404 |
3. Докажите, что числа: а) 266 и 285 не взаимно простые б) 301 и 585 взаимно простые |
3. Докажите, что числа а) 483 и 368 не взаимно простые б) 468 и 875 взаимно простые |
Учитель:
Мы подошли к последнему конкурсу нашего зачета, здесь каждое задание стоит 10 баллов и получит их та команда, которая быстро и правильно выполнит задание, каждый последующий ответ на это задание принесет балов в 2 раза меньше.
Лягушка и лягушонок, находясь рядом, начинают прыгать по песчаной дорожке в одном направлении. Лягушка за один прыжок преодолевает 36 см, а лягушонок – 14 см. сколько прыжков сделает лягушка и сколько лягушонок к тому моменту, когда следы их лапок первый раз снова окажутся рядом?
Ребята получили на новогодней елке одинаковые подарки. Во всех подарках вместе было 123 апельсина и 82 яблока. Сколько ребят присутствовало на елке? Сколько апельсинов и сколько яблок получил каждый?
Из речного порта одновременно 1 мая 1999 года вышли два теплохода. Продолжительность рейса донного из них – 15 суток, а продолжительность рейса второго – 24 суток. Какого числа теплоходы снова одновременно отправятся в рейс? Сколько рейсов за это время сделает первый теплоход? А сколько второй?
Партию видеокассет необходимо упаковать и отправить в магазины на продажу:
А) Сколько кассет можно без остатка упаковать как в ящики по 60 штук, так и в коробки по 45 штук, если всего кассет меньше 200?
Б) Каково наибольшее количество магазинов, в которые можно поровну распределить 24 комедии и 20 мелодрам? Сколько фильмов каждого жанра получит один магазин?
Решение:
36 | 2 | |
18 | 2 | |
9 | 3 | |
3 | 3 | |
1 | ||
14 | ||
7 | 7 | |
1 |
1. НОК (36; 14) = 2 x 2 x 3 x 3 x 7 =252
252 : 36 = 7 (прыжков сделает лягушка )
252 : 14 = 18 (прыжков – лягушонок)
82 | 2 |
41 | 41 |
1 | |
123 | 3 |
41 | 41 |
1 |
2. НОД (123; 82 ) = 41 (ребят на елке)
123: 41 = 3 (апельсина); 82: 41= 2 (яблока)
24 | 2 |
12 | 2 |
6 | 2 |
3 | 3 |
1 |
3.
15 | 3 |
5 | 5 |
1 |
НОК ( 15; 24) =3?5?2?2?2 = 120 (суток), май – 31 день, июнь – 30 дней, июль – 31 день.
Всего 92 дня и еще 13 дней августа, значит 14 августа.
120: 15 = 8 (рейсов) и 120 : 24 = 5 (рейсов)
24 | 2 |
12 | 2 |
6 | 2 |
3 | 3 |
1 | |
20 | 2 |
10 | 2 |
5 | 5 |
1 |
4.
60 | 2 | |
30 | 2 | |
15 | 3 | |
5 | 5 | |
3 | 3 | |
1 | ||
45 | 3 | |
15 | 3 | |
5 | 5 | |
1 |
НОК (60; 45) = 2 x 2 x 3 x 5 x 3= 180 (всего кассет)
НОД (24; 20) =2 x 2= 4
24: 4 = 6 (комедий); 20: 4 = 5 (мелодрам )
9. Подведение итогов, награждение победителей
Литература
- Беленкова Е.Ю., Лебединцева Е.А. “Задания для обучения и развития учащихся”. Интеллект – Центр, г. Москва 2003 год.
- А.С Чесноков, К.И. Нешков “Дидактические материалы по математике для 6 класса”.г. Москва “Просвещение” 2003 года.