Урок русского языка во 2-м классе "Слова, которые отвечают на вопросы какой? какое? какие?"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обобщить знания учащихся об имени существительном;
  • пронаблюдать над словами - признаками; формировать умение ставить к ним вопросы и выделять существенные и несущественные признаки предметов;
  • определить роль прилагательных в русском языке;
  • развивать внимание, мышление, речь учащихся, умение выделять существенные и несущественные признаки предметов;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Ход урока

Организационный момент

1. Постановка темы урока.

- Что вы можете сказать об этом предложении? Всё ли вам понятно?

- Как вы думаете, какого слова в предложении не достаёт? (Тучи или облака.)

- Какой вывод напрашивается? (Имена прилагательные тесно связаны в речи с именем существительным.)

2. Актуализация знаний.

На доске записан главный вопрос урока:

Какую роль в языке выполняют имена прилагательные?

Ребята, сегодня на уроке мы должны ответить на этот вопрос.

Внимательно прочитайте слова и разделите их на две группы.

На доске карточки: коса, рыжие, гаечный, язык, ключ, длинный, окно, русая, лисички, большое. (Дети называют слова первой и второй группы, учитель меняет карточки местами.)

Коса Рыжие
Язык Гаечный
Ключ Длинный
Окно Русая
Лисички Большое

По какому признаку вы определили слова в первый столбик? (Это имена существительные)

Докажите. (Эти слова отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет.)

Какой ещё признак объединяет эти слова? (Многозначность.)

(Дети приводят примеры значений каждого слова.)

Как же уточнить значение многозначных слов? (По смыслу предложения, в котором это слово встретится.)

Какие признаки имен существительных вы знаете? (Существительные бывают одушевлённые, неодушевлённые, собственные, нарицательные, единственного и множественного числа, женского, мужского и среднего рода.)

3. Работа с сигнальными карточками.

Запись на доске:

сущ., одуш., собст., ед.ч., м.р.

сущ., неодуш., нариц., ед.ч., ж.р.

сущ., одуш., нариц., мн.ч.,?

Выберите существительное, к которому подходит первая схема разбора? Вторая схема? Третья схема?

(Рядом с каждым существительным учитель вывешивает условные обозначения: красный круг - коса, синий круг - ключ, зелёный круг - язык, красный квадрат - окно, синий квадрат - лисички. Такие же сигнальные карточки есть у каждого ребёнка. Дети находят слово, соответствующее данному морфологическому разбору, и поднимают ко второй схеме красный круг, к третьей схеме - синий квадрат, к первой схеме сущ. нет.)

Что обозначает вопросительный знак в третьей схеме? (Во множественном числе нельзя определить род. Надо поставить слово в единственное число.)

К каждому существительному подберите подходящее по смыслу слово из второго столбика.

Что обозначают подобранные к существительным слова? (Признаки предметов.)

Задайте вопросы к словам, обозначающим признаки предметов.

(Коса какая? русая; язык какой? длинный; ключ какой? гаечный; окно какое? большое; лисички какие? рыжие.)

• Слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? называются именами прилагательными. Они подчеркиваются волнистой линией.

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

обозначает признак предмета

отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

4. Физкультминутка.

Если услышите существительное - подпрыгиваете и хлопаете ладонями над головой. Если назову слово прилагательное - присядете, руки вперед.

Сады, ребенок, холодная, лето, кудрявый, страна, осень, тополь, молодые, лужи, хмурые, капля.

5. Открытие новых знаний.

Для чего же нужны в русском языке слова-признаки?

Послушайте текст. (Учитель читает текст 2 раза.)

А)

Наступила весна. Пригрело солнышко. Тает снег.

Побежали ручейки. Появились проталины.

Скворец запел песенку.

Б)

Наступила ранняя весна. Пригрело ласковое солнышко.

Тает последний снег. Побежали шумные ручейки.

Появились черные проталины. Скворец запел свою весеннюю песенку.

О чем был первый текст? (О весне.)

О чем был второй текст? (Тоже о весне.)

Можно ли считать эти тексты одинаковыми? (И да, и нет.)

Что же отличает первый текст от второго? ( Наличие имён прилагательных. С ними текст становиться красивее.)

На доске появляется карточка с записью:


описание



Во втором тексте я использовала прилагательное последний для описания снега. Но это прилагательное не такое уж красивое. Ведь можно было взять, например, слово серебристый. (Нет. Прилагательное последний более точно описывает снег.)

На доске появляется карточка с записью: уточнение

6. Первичное закрепление.

Давайте попробуем более точно описать зимний и весенний снег. (Каждому ученику даётся карточка, дети ставят стрелки.)

Снег

зимний весенний
последний
чистый искристый
мокрый колючий
грязный
пушистый
серебристый
мягкий
рыхлый
белый
свежий
серый

Проверка выполненного задания.

Оказывается, если точно описать предмет с помощью имён прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

На доске:

Летом у него шерсть серая, зимой белая. Уши длинные, а хвост короткий. Он пугливый.

(Дети отгадывают загадку. Учитель показывает картинку зайца.) У этого зверя шерсть рыжая, мордочка узкая, он хитрый и ловкий. (Дети отгадывают загадку. Учитель показывает картинку лисы.) Какие слова помогли вам узнать каждого животного?

7. Самостоятельная работа.

Сгруппируйте прилагательные этих двух загадок по их признакам. К именам прилагательным задайте вопросы. Запишите.

Варианты записи:

Цвет: (какая?) серая, (какая?) белая, (какая?) рыжая. Размер: (какие?) длинные, (какой?) короткий, (какая?) узкая. Характер: (какой?) пугливый, (какой?) хитрый, (какой?) ловкий. Проверка выполненного задания.

Повторение.

  • Для чего нам нужны имена прилагательные? (Для описания и уточнения.)
  • Что уточняют прилагательные? (Существительные, с которыми они связаны по смыслу.)
  • Что можно описать с помощью прилагательных? (Цвет, размер, характер, форму, вкус и т.д.)
  • Назовите это одним словом. (Признаки.)

9. Итог урока.

Итак, прочитайте главный вопрос урока. Ответьте на него, используя ключевые слова урока.

10. Домашнее задание.

Опишите любимое существо с помощью имён прилагательных.