Конструирование урока математики с использованием средств информационных технологий

Разделы: Математика


Учение без размышления бесполезно,
но и размышление без учения опасно.

Конфуций

Сегодня обществу нужны творческие личности, которые могут быть активными строителями жизни. Становится важным, чтобы школьник почувствовал себя полноправным участником процесса образования. Это возможно, если педагогическое взаимодействие будет построено на основе сотрудничества субъектов образовательного процесса (учителя и учащегося).

Урок был и остается одной из основных форм обучения. Современный урок математики – постоянно развивающаяся форма, главным направлением развития которой является превращение его в результат творчества учителя и учащегося. Позиции учителя и ученика на уроке тесно связаны между собой: один пришел получить знания, другой – чтобы поделиться этим знанием. Для того, чтобы сделать этот процесс интересным для всех участников педагогического взаимодействия, эффективным (учащиеся должны овладеть знаниями и умениями на уровне планируемых результатов), учитель на достаточном уровне должен уметь управлять учебным процессом. Повысить эффективность учебного процесса можно за счет [6]:

  • оптимальной структуры содержания учебной информации, предъявляемой ученику;
  • эффективного управления и организации познавательной деятельности детей;
  • использования возможностей индивидуальных самоуправляемых процессов усвоения информации учеником;
  • организации эффективного контроля усвоения информации (обратной связи).

Одной из моделей организации урока математики по теме “Решение квадратных уравнений по формулам” (8 класс) может служить урок с использованием средств информационных технологий.

Технологическая карта конструирования урока математики по теме “Решение квадратных уравнений по формулам”

Методическая цель: организация процесса тренировки и самоподготовки учащихся в процессе усвоения учебного материала

Образовательная цель: обеспечение усвоения учащимися учебного материала на уровне программных требований

Воспитательная цель: становление субъектной (активной ) позиции учащихся в различных формах учебного сотрудничества

Развивающая цель: создание условий для развития умений организации учебного труда

Предмет, класс Алгебра, 8 класс
Тема урока, № урока по теме Решение квадратных уравнений по формулам, урок №2
Актуальность использования средств ИКТ Использование ИКТ позволяет создать условия для формирования культуры учебной деятельности и информационной культуры обучаемого и обучающего; индивидуализации и дифференциации процесса обучения
Цель урока Создание условий для формирования различных компетенций по вопросам решения квадратных уравнений
Задачи урока Обучающая Развивающая Воспитательная
Продолжить формирование умений решать квадратные уравнения по формулам на репродуктивном уровне (добиться понимания и воспроизведения программного материала) Способствовать развитию познавательного интереса учащихся (предоставить учащимся возможность получить представление о задаче решения уравнения с параметром и модулем, сводящегося к квадратному) Создать условия для развития коммуникативных качеств учащихся и личностной рефлексии
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) Электронные тренажеры, компьютерная презентация, текстовые документы
Необходимое аппаратное и программное обеспечение компьютер, проектор, прикладные программы Microsoft Office Excel, Word, PowerPoint
Образовательные ресурсы Интернет Не используются
Этап урока Цель Время Форма организации деятельности учащихся Основной вид деятельности учащихся (в том числе и со средствами ИКТ) Функции преподавателя на данном этапе Основные виды деятельности преподавателя Промежуточный контроль Примечание
Организационный Подготовка учащихся к работе 1-2 мин Фронтальная   Организатор Постановка целей совместной деятельности; формирование учебных групп; организация учебного пространства    
Вводный Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений 5-7 мин Индивидуальная Коллективная Устные упражнения, заполнение листа отчета (Приложение 1, Приложение 6) Организатор-контролер Организация деятельности учащихся, проверка результатов их работы, коррекция плана урока (при необходимости) Программированный контроль В конце работы приводится статистика результатов деятельности учащихся, обсуждаются вопросы, вызвавшие затруднения
Закрепление знаний и способов действий Обеспечение усвоения знаний и способов действий на уровне воспроизведения изученного и его применения в стандартных условиях; перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях 30 мин (3 этапа по 10 мин) Индивидуальная Работа на ПК – электронный тренажер (Приложение 2, Приложение 4) Контролер Инструктаж учащихся о ходе работы; контроль за деятельностью учащихся на ПК Контроль с помощью ПК Класс делится на три группы, состоящие из учащихся равных по силе (Таблица 1)
Индивидуальная Работа с учителем (Приложение 3) Консультант Оказание консультативной помощи слабым учащимся  
Парная Работа в диадах (учебных парах): изложение усваиваемого материала партнеру (Приложение 5) Координатор-консультант Организация общения учащихся в паре, координация их деятельности Взаимопроверка проделанной работы, контроль со стороны учителя
Индивидуальная Работа с раздаточным материалом  (Приложение 8) Организатор-консультант-контролер Инструктаж учащихся о ходе работы с предлагаемым материалом, оказание консультативной помощи, первичная проверка усвоения материала Самопроверка, проверка учителем заданий, выполненных учащимися
Рефлексия Анализ и оценка успешности деятельности и определение перспективы последующей работы 2-3 мин Коллективная Самоанализ деятельности Организатор, помощник, участник Организация и оказание поддержки в обсуждении учащимися деятельности на уроке Заполнение листа самооценки (Приложение 7) Оценка деятельности учащихся учителем и учащимися
Постановка домашнего задания Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания 1-2 мин Фронтальная   Организатор-консультант Сообщение домашнего задания и комментарии к его выполнению Запись домашнего задания в дневниках  

Таблица 1. Примерная схема организации деятельности учащихся на этапеЗакрепление знаний и способов действий”

№ п/п 1 группа (слабые) 2 группа (средние) 3 группа (сильные)
1 Работа с учителем (Приложение 3) Работа на ПК (Приложение 4) Работа с раздаточным материалом (Приложение 5)
2 Работа с раздаточным материалом (Приложение 8) Работа с раздаточным материалом (Приложение 5) Работа на ПК (Приложение 4)
3 Работа на ПК (Приложение 2) Работа в диадах Работа в диадах

 ЛИТЕРАТУРА

  1. Коротаева Е.В. Директор – учитель –ученик: пути взаимодействия. – М.: Сентябрь, 2000
  2. Левитас Г.Г. Карточки для коррекции знаний по математике для 8 -9 классов. – М.: Илекса, 2003
  3. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя – 2-е изд. – М.: просвещение, 2005
  4. Мордкович А.Г. Алгебра. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. Учреждений. – 3-е изд., доработ. – М.: Мнемозина, 2001
  5. Мордкович А.Г. Алгебра. 8 кл.: Задачник для общеобразоват. Учреждений. – 3-е изд., доработ. – М.: Мнемозина, 2001
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998