Тип урока: урок новых знаний.
Формы организации учебной деятельности: групповая работа, ролевая игра, практикум.
Цели урока
образовательные:
- сформировать представление об истории развития транспортного комплекса в России;
- познакомить учащихся с основными показателями работы транспорта;
- формировать знания об экономических понятиях “грузооборот”, “пассажирооборот”;
- ознакомить с историей становления и развития транспорта в Пензенском крае.
развивающие:
- способствовать формированию экономического мировоззрения и информационной культуры;
- продолжить работу по формированию умений проводить научное исследование по выбранной теме, участвовать в проектной деятельности, вести публичное выступление;
- развивать картографическую грамотность;
- способствовать развитию логического мышления, умений самостоятельной деятельности и применению знаний в нестандартных ситуациях.
воспитательные:
- развивать коммуникативные умения и навыки;
- формировать бережное отношение к природе, любовь к родному городу, краю;
- способствовать личностному восприятию общечеловеческих норм и образцов как ценностей.
Оснащение на уроке:
- настенная экономическая карта России;
- настенная карта транспорта России;
- настенная экономическая карта Пензенской области;
- атласы, рабочие тетради для практических работ с комплектом контурных карт (под ред. В. И. Сиротина), карточки с творческим заданием;
- фотографии транспортных средств Пензы разных лет (из фондов школьного музея);
- мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран).
Основные этапы урока:
- История развития транспорта в России, его роль в экономике страны.
- Экономические показатели разных видов транспорта.
- Важнейшие транспортные пути.
- Крупнейшие транспортные узлы.
- Проблемы и перспективы развития транспорта в России.
- Транспортная система в родном крае.
Тема урока охватывает достаточно большой по объёму материал и требует дополнительной самостоятельной подготовки. Поэтому была использована групповая форма работы учащихся. Каждая группа (секция) работает по одному из основных видов транспорта: железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, водный транспорт.
Каждой секции предлагается дополнительная литература, картографический материал и практические задания.
Во время урока используется мультимедийное сопровождение в форме презентации PowerPoint: таблицы, фотографии, задания для практикума.
Ход урока
Учитель. Огромные просторы России, удалённость обширных её частей друг от друга, от мировых путей требуют развития и эффективной работы в стране разветвлённой транспортной системы. Это также необходимо, чтобы преодолеть пространственный разрыв между российскими территориями, которые богаты ресурсами, и территориями с разной концентрацией населения. Не зря многие специалисты называют транспорт “кровеносной системой мирового хозяйства”.
Сегодня мы проводим конференцию по вопросам развития, размещения и проблем транспорта в России. Работа будет идти по трём секциям: железнодорожного, автомобильного и водного транспорта. Кроме того, на нашей конференции работают специалисты проектной лаборатории, которые разработали проект транспортно-туристической карты нашей области с описанием маршрутов и обоснованием использования разных видов транспорта. Эксперты оценивают работу секций и поводят итоги конференции.
В каждой секции есть разделение по видам деятельности:
- историки знакомят с историей развития транспорта в России, его ролью в экономике страны;
- экономисты дают характеристику экономических показателей видов транспорта;
- картографы показывают размещение по территории России важнейших транспортных путей и крупнейших транспортных узлов;
- экологи предупреждают о вредном влиянии транспорта на природу и предлагают пути её сохранения;
- краеведы рассказывают о транспорте Пензенского края.
В ходе урока каждая секция выполняет практические задания.
Заполните таблицу “Характеристика основных видов транспорта”
Основные показатели | Виды транспорта | |||
Железнодорожный | Автомобильный | Морской | Речной | |
Общая протяженность дорог, тыс.км | ||||
Грузооборот, т/км | ||||
Пассажирооборот, пас/км | ||||
Средняя скорость перевозок, км/ч | ||||
Крупные транспортные центры | ||||
Воздействие на природу, примеры | ||||
Развитие в Пензенской области | ||||
Примечания |
Обозначьте в к/к России важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали, крупные транспортные узлы и морские порты.
Краеведческий материал.
Секция железнодорожного транспорта.
В книге “Пензенская Губерния” [9], изданной в 1895 г., автор Кузьмин так описывает железные дороги нашего края: “… по южной части Пензенской губернии проходит Сызрано-Вяземская железная дорога … в северной части, на протяжении 180 вёрст проходит Московско-Казанская железная дорога … Движение по Сызрано-Вяземской дороге в пределах губернии открыто в 1874 году. По железной дороге ездят люди, перевозятся товары и скот, пересылаются письма и газеты. Движение поездов распределяется по петербургскому времени (в те годы Пензенская губерния находилась на 1 час ранее Петербурга) ...”
В наше время Пензенское отделение Куйбышевской железной дороги обслуживает население и хозяйство не хуже столичных [11]. В 1987 г. в районе Ахун открыта детская железная дорога, в 1990 г. открыто движение первого в стране туристического фирменного пригородного поезда “Тарханы”.
Секция автомобильного транспорта.
Появление в Пензе первого автомобиля в 10-е годы XX века, на пересечении улиц Московской и Рождественской (ныне Горького) вызвало настоящую сенсацию [5].
Вот как это происходило: …(показ краеведческой сценки)
1 газетчик: Внимание! Только в нашей газете!..
2 газетчик: Читайте “Пензенские Губернские Ведомости”!!
3 газетчик: Сенсация! Не пропустите!!
Зачитывают отрывки из газет.
1 газетчик: “Лошадь – это интеллигентное животное, а автомобиль – безмозглая машина!”…
2 газетчик: Посмотрите на эту фотографию – бедный ребёнок плачет над трупом своей раздавленной собачки… и виной этому – автомобиль!!!
3 газетчик: “Вчера жители Саратовской губернии забросали палками и камнями новое исчадие ада - автомобиль!!!”…
Сбегается толпа людей, слышен шум мотора.
Крики из толпы: Сатана! Антихрист едет!
Диалог бабушек.
1-я: Ты глянь-ка, чего купец-лесопромышленник Андронов учудил…
2-я: И не говори, лошадей ему мало, машину подавай!
3-я: Ой, бабоньки! А чего это колёса-то вертятся? Поди, под сиденьем-то чёрт сидит, он их и крутит! Свят, свят!..
Сейчас автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Уже после Второй Мировой войны в Пензе был пущен первый межрайонный автобус по маршруту Пенза – Нижний Ломов [7]. А в 1990-е годы по плотности автодорог наша область превосходит показатели в целом по России [3].
Отчёт секции сопровождается демонстрацией фотографий из фондов школьного краеведческого музея.
Проектная лаборатория.
Мы предлагаем проект, направленный на развитие туризма в нашем крае. От Наровчата до Золотарёвки неплохо бы провести детскую железную дорогу. Этот маршрут не только проходит по живописным местам, он также пересекает две самые большие водные артерии – реки Сура и Мокша. Туристы смогут посетить пещеры Троице-Сканова монастыря близ Наровчата, урочище “Сосновый Бор”, заповедные территории “Кунчеровская и Попереченская степь”, Чистые Пруды и Арбековскую Рощу. Проезжая по участку Беднодемьяновск – Марьевка на автомобиле, гости и жители области познакомятся с народными промыслами глиняной игрушки и вязания пуховых платков. В самой Пензе мы предлагаем поставить на рельсы трамвай – экологически чистый и очень красивый транспорт.
Рассказ сопровождается показом маршрута по карте Пензенской области.
Подведение итогов.
Представитель от каждой секции сдаёт заполненную таблицу и работу в контурной карте.
Выставление оценок.
Домашнее задание: подготовить презентацию (или web-сайт) одного из видов транспорта.
Литература для учащихся на уроке
Гладкий Ю.Н. и др. Экономическая география России. – М.: Гардарика, 1999.
Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобжанидзе А. А. География России. Хозяйство и географические районы. Учебник для 9 класса. – М.: Дрофа, 2005.
Курицын И. И., Марденский Н. А. География Пензенской области. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1991.
Плисецкий Е. Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. Учебник для 10 класса. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002.
Дополнительная литература для учителя
Власов А., Спиридонов В., Тюкалов В. Пензенский автотранспорт: история, события, люди. – Пенза: 1996.
Курицын И. И. Российская Федерация. Социальная география. Учебное пособие для студентов. – Пенза: 1995.
Пензенская энциклопедия. Под ред. Вишневского К. Д. – М.: Научное издательство “Большая Российская Энциклопедия”, 2001.
Полесских М. Р. Памятники материальной культуры Пензенской области. – Саратов: Приволжское книжное издательство,1985.
Пути сообщения. В книге “Пензенская губерния”. – Пенза: 1895.
Российский статистический ежегодник. – М.: Госкомстат России, 2007.
Сальников А. В. Путь в 100 лет. – Пенза: Приволжское книжное издательство, 1973.
Шлихтер С. В. География мировой транспортной системы. Взаимодействие транспорта и территориальных систем хозяйства: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1995.
Энциклопедия Пензенского края. Под ред. Корниенко С. – Пенза: Приволжское книжное издательство, 2003.