Цели урока:
- Изучение особенностей свойств угольной кислоты и ее солей; формирование понятия “жесткость воды” и изучение способов ее устранения.
- Развитие способностей анализировать химический эксперимент.
- Воспитание интереса к учебной деятельности.
Виды работы учащихся:
- Эвристическая беседа.
- Наблюдение проблемного эксперимента.
- Взаимопроверка знаний.
Этапы урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
а) Фронтальная проверка знаний. Что лишнее? Объясните ваш выбор.
- СО, СаО, Р205, Н20
- С02, FeO, Na20, A1203
- FeS04, Na2S04, Ca(HS04)2, NaCI
Какие соли называют кислыми?
б) Проведение химического эксперимента: “Превращение карбонатов и гидрокарбонатов”. Создание проблемной ситуации.
Получение углекислого газа и пропускание его через раствор известковой воды.
Вопросы к учащимся:
Что вы наблюдали? Какие химические реакции произошли? Что вам осталось неясным в данном эксперименте? Почему?
3. Изучение нового материала.
а) Решение учебной проблемы, поставленной экспериментом. Эвристическая беседа с учащимися.
- Какие химические реакции произошли в химическом опыте? Составьте уравнения реакций.
- Почему белый осадок вновь исчез?
- Какие химические вещества участвовали в исчезновении осадка?
- Какое соединение может образоваться при этом?
- Какое растворимое соединение угольной кислоты образовалось?
Предположения учащихся во время эвристической беседы о том, что нерастворимый карбонат кальция исчез, т.к. прореагировал с углекислым газом в водном растворе. Учащиеся записывают уравнения, отражающие взаимосвязь гидрокарбонатов и карбонатов.
б) Угольная кислота. Беседа с учащимися.
- Какой газ используется для получения газированной воды?
- Почему газированная вода в открытой бутылке становится не очень вкусной?
- Для чего газированную воду хранят в холодильнике?
Составьте уравнение химической реакции растворения углекислого газа в воде. Обсуждение условий смещения химического равновесия данной реакции.
Характеристика угольной кислоты.
в) Жесткость воды. Объяснение учителя с элементами беседы.
Все знают, что с течением времени отопительные приборы плохо нагреваются. С чем это может быть связанно? Объяснение понятия “жесткая вода”. Виды жесткости.
- Как бороться с временной и постоянной жесткостью?
- Какие вещества можно использовать для осаждения ионов кальция и магния?
Составление примеров уравнений реакций.
4. Закрепление.
Самостоятельная работа.
I вариант. В чайнике образовалась накипь. Опишите химические процессы ее образования и способы очистки чайника. Составьте соответствующие уравнения реакций.
II вариант. При пропускании углекислого газа через раствор гидроксида натрия малиновая окраска фенолфталеина исчезла. Какие химические реакции произошли? Составьте соответствующие уравнения реакций.
Взаимопроверка ответов. Эталон ответов - записи на доске.
5. Выводы урока.
Что нового вы узнали на уроке? Что осталось неясным?
6. Домашнее задание.