Цели.
- Закрепить составление задач, решение примеров на сложение и вычитание 1; представление о днях недели. Упражнять в прямом и обратном счете, решение задач на поиск лишней фигуры. Продолжить учить детей анализировать рисунок из геометрических фигур, зарисовывать его по памяти.
- Развивать память, логическое мышление, речь, внимание, воображение.
- Воспитывать у детей желание помочь попавшему в беду, любовь к математике.
Материал: Конверт с письмом, “Цветик-семицветик”, шапочки персонажей к сказке Дюймовочка, мячик для счета, пособия к заданиям, круговые примеры, тетради, карандаши.
Ход занятия
Ребята, нам пришло письмо. Прочитаем его? Читает ребенок.
Здравствуйте, ребята!
Слышала вы добрые, хорошие дети. Примите от меня в подарок цветок, “Цветик-семицветик”.
Фея цветов.
Какой чудесный подарок подарила вам волшебница. Но надо лепестки использовать с пользой, чтоб зря не пропали. Помните, как в произведении Катаева “Цветик-семицветик”, только один лепесток был истрачен с пользой и вернулся к волшебнице. На исполнение, какого желания его взяла девочка?
Ну, а мы собираемся в сказку, поможет нам в этом лепесток. Сорвав лепесток, мы выполним задания, написанные, на нем и тогда наше желание исполнится. Вы готовы, тогда в путь.
1. Счет 1-20, 20-1.
(Выполняется детьми цепочкой, стоя, передавая друг другу мяч).
2. А вот и Дюймовочка. Смотрите, жаба схватила девочку и потащила к своему сыну. (Дети-актеры разыгрывают сценку). Поможем девочке? А как?
Давайте обратимся к “Цветику-семицветику”.
Какие числа – соседи числа 2? Какое число идет до 4? А после 4? После, какого числа называют число 6? Какое число меньше, чем 6, на 1? Какое число стоит между числами 3 и 5? Молодцы, ребята.
Вам нужно быстро ответить на следующие вопросы: сколько дней в неделе? Назовите первый день в недели, следующий за ним день. Как называется следующий за вторником день недели? Какой он по счету? Как называется день недели между четвергом и субботой, между субботой и воскресеньем?
(Выполняется детьми сидя на ковре полукругом).
Появились рыбки, собрались вокруг стебелька листика, на котором сидела Дюймовочка, перегрызли стебелек и листик поплыл по течению. (Все дети разыгрывают сцену-имитацию.)
3. Но что это, жук схватил девочку и унес к себе. (Дети-актеры разыгрывают сценку).
Поможем Дюймовочке?
Давайте обратимся к “Цветику-семицветику”.
- Какие могут выполняться действия, чтобы получилась задача на сложение?
- Придумайте задачу на сложение.
- Какие могут выполняться действия, чтобы получилась задача на вычитание?
- Придумайте задачу на вычитание.
(Выполняется детьми сидя на ковре полукругом).
- А сейчас, вы должны составить задачу-пантомиму.
Встаньте по 5 человек. (Дети составляют, показывают и отгадывают задачи- пантомимы).
4. Жук спустил девочку, которая горько плакала. Травка, птички утешали ее.
(Дети разыгрывают сцену-имитацию.)
Наступила осень, закружились желтые листья и стали тихо падать на землю. Следом пришла и зима, девочке стало холодно. (Дети имитируют сценку). Надо ей помочь, а то она замерзнет.
Давайте обратимся к “Цветику-семицветику”.
Найти круг, чтоб точек было на 1 больше, меньше, столько же данного.
- А теперь решим примеры.
(Круговые примеры на +, - 1).
(Выполняется детьми сидя на ковре полукругом).
Мышка приютила Дюймовочку, стала ее кормить, а Дюймовочка в комнате прибирать да сказки рассказывать. (Дети-актеры разыгрывают сценку).
5. Под землей Дюймовочка нашла умирающую ласточку. Поможем ласточке?
Давайте обратимся к “Цветику-семицветику”.
- Рассмотрите фигуры, подумайте и скажите, какая из них может быть лишней и почему? По какому признаку вы выбирали лишнюю фигуру?
(По цвету, форме, величине, месту расположения.)
- Собраться по 5 человек у линий. Назовите свои линии.
(Замкнутая, ломаная, кривая, прямая).
Какая дорожка будет самая короткая, а какая дорожка никуда не приведет?
(Задания выполняются стоя полукругом в соседней комнате-спальне).
Смотрите, ласточка ожила и улетела. (Имитация сценки ребенком).
6. Но с Дюймовочкой приключилась новая беда. Старушка-мышь решила отдать Дюймовочку замуж за крота. Поможем?
Давайте обратимся к “Цветику-семицветику”.
- Из каких геометрических фигур нарисован поросенок? Анализ рисунка с целью предотвращения ошибок и запоминания.
- Зарисуйте поросенка у себя в тетрадках.
- Сравните с образцом. У кого получилось так же?
Смотрите, ласточка прилетела на помощь. Взяла девочку, и полетели в теплые края. Когда прилетели, Дюймовочка увидела чудесный цветок, и только ласточка спустила на него девочку, как цветок раскрылся и там, Дюймовочка увидела Эльфа. Это был король Эльфов, они друг другу понравились и закружились в веселом танце. (Дети танцуют).
Задания выполняется в рабочей комнате за столами.
7. А теперь нам пора возвращаться. Сорвем последний лепесток.
- Какие задания выполняли, спасая Дюймовочку?
(Итог подводится на ковре стоя полукругом).
Ребята, вы молодцы, не пожалели лепестки и спасли Дюймовочку. Думаю, все лепестки вернутся к волшебнице.