Оборудование: компьютерная презентация, муляж сердца, таблица лекарственных трав, тонометр, фонендоскоп.
Цели:
- Продолжить формировать у учащихся новые понятия о строении и работе сердца.
- Рассмотреть влияние здорового образа жизни на работу сердца.
- Доказать пользу физических упражнений.
- Воспитывать бережное отношение к здоровью.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Постановка проблемы и актуализация знаний.
Проблемная ситуация. (Жалоба пациента.)
Сильная боль за грудиной, которая распространяется на шею, левую руку, или на спину в области лопатки. (Дети на корточках отмечают эти области).
Карточка 1.
Актуализация знаний.
Уч.-Как вы думаете на какой орган человеческого тела жаловался пациент?
Д.- Это сердце.
Уч.- Отметьте на своих схемах положение сердца. (Дети отмечают) Проверьте друг у друга.
Уч.- Что такое сердце? (Ответы детей.)
Уч.- (Показ муляжа и дополнение к ответу детей).Сердце - внутренний орган, находящийся в центре грудной клетки размером с кулак. Однако несмотря на столь малый размер, он обладает такой силой, что одно сжатие его мышцы может выбросить в воздух водяную струю на высоту 1м 80 см. Этот орган настолько прочен, что в среднем за одну жизнь производит до 3-х миллиардов сокращений - сжатий и расслаблений его мышцы.
Уч.- давайте рассмотрим строение сердца. Что вы можете рассказать о нем? (Рассказ детей с опорой на знания полученные на прошлом уроке и текст учебника.).
Уч.- Вы сейчас сказали, что сердце состоит из 4 камер. Давайте сравним сердце человека с сердцем насекомых, пресмыкающихся и земноводных.
Уч.- Что вы можете сказать о сердце пресмыкающихся и земноводных? (Оно двухкамерное)
Уч.- Что вы можете сказать о сердце птиц, млекопитающих? (Оно четырехкамерное и похоже на человеческое)
Уч.- Почему у пресмыкающихся и земноводных двухкамерное сердце. А у человека четырехкамерное ? (Четырехкамерное отделяет кровь, поступающую в легкие, от крови, прокачиваемой в ткани и органы. А двухкамерное, позволяет смешиваться крови, обогащенной кислородом и лишенной его.)
III. Совместное открытие знаний.
Уч.- Давайте рассмотрим работу сердца (Слайд № 3)
Ученик - Левое и правое части сердца, разделенные перегородкой, имеют по две полые камеры. Верхняя называется предсердие, нижняя – желудочком. Правая половина сердца собирает всю кровь, возвращающуюся из тела через вены. Она перекачивает эту кровь в легкие по артериям. Левая половина сердца получает насыщенную кислородом кровь и отправляет ее через аорту во все органы.
Уч.- Отметьте у себя на схемах работу сердца. (Выполнения заданий).
Карточка 2. На схеме напишите названия каждой части сердца и стрелками укажите движение крови.
Уч. – Говорят, что сильное чувство способно затронуть у человека сердечные струны. Это образное выражение можно отнести к расположенным в сердце сухожилиям похожим на крошечные канатики или струны. (Слайд 4). Они находятся в правом желудочке. Они соединены с трехстворчатым клапаном, который не позволяет крови вытекать обратно из желудочка в предсердие.
Уч.- А для чего человеческому организму нужно сердце?
Ученик- сердце заставляет кровь течь по сосудам.
Уч.- Пучок нервной ткани в стенке нашего сердца задает сердцу частоту сокращений. Почти каждую секунду оно посылает электрический импульс в сердечную мышцу, что позволяет сердцу выталкивать кровь.
IV. Инсценировка.
Вбегает девочка. Задыхаясь, говорит.
Учен. 1. – Мам, у меня сердце так стучит, что сейчас выскочит.
Учен. 2. – Что же ты делала?
Учен. 1. – Сначала мы посидели на лавочке, потом долго ходили, потом бегали.
Учен. 2. – При тяжелой нагрузке сердце начинает работать активней, чтобы обеспечить его большим количеством кислорода. В состоянии покоя у взрослого человека сердце бьется с частотой 60 – 80 ударов в минуту и перекачивает 5 – 6 литров крови ежеминутно. При ходьбе этот ритм увеличивается до 100 – 120 ударов, а минутный объем крови – до 7-8 литров. Интенсивная физическая нагрузка может удвоить число ударов, доведя их до 200 и заставить сердце перекачивать до 28 литров крови в минуту. (Слайд 5).
Уч. – Давайте проверим Ваш пульс в состоянии покоя. Как это можно сделать? (Предположения детей). (Слайд 6).
Уч. – На теле имеется много точек для прощупывания пульса. Его можно определить нажатием на любую из точек показанных на схеме. В течение 20 сек. Посчитайте число ударов и умножьте его на три. Вы получите искомое число ударов минуту.
Практическая работа. Измерение пульса.
Уч. – Каков Ваш пульс? У Вас получилось от 80 до 100 ударов, а у взрослого человека их примерно 72.
Уч. – Какой вывод мы можем с Вами сделать.
Вывод. Чем меньше человеческий организм, тем чаше бьется сердце.
Уч.- Как вы думаете, что позволит нашему сердцу меньше уставать даже при нагрузках.
Ученик- Физические упражнения.
Уч. – Сегодня для диагностики заболеваний врачи изучают частоту, силу и ритмичность пульса своих пациентов. Еще древнекитайские врачи считали, что причину заболевания можно определить, изучив пульс больного.
Вопрос от почемучки (Слайд 7).
- Что такое пульс? (Ответы детей. Пульс – это ритм кровотока. С каждым сокращением сердца кровь устремляется по сосудистой системе.)
- Что помогает крови достичь самых отдаленных органов и просочиться через тонкие стенки капилляров? (Предположения детей).
Чтение текста стр. 30.
V. Деловая игра
(В кабинете врача).
Д. - Что у Вас болит?
Больной 1. - У меня кружиться, и болит голова.
Д. – Давайте померим давление (Измеряет). Ваше давление 70 на 110. Оно у Вас понижено.
Как Вы думаете почему? (Предположения детей).
Уч. – Если сердце оказывает меньшее давление, то, что происходит в организме?
Дети. – Все органы и головной мозг получаю мало кислорода и питательных веществ.
Д. А вы на что жалуетесь (Обращается ко второму больному).
Больной 2. – Очень болит голова и стучит в висках.
Д. – Давайте померим давление (Измеряет). Ваше давление 140 на 180. Оно у Вас повышено. Как Вы думаете ребята почему? (Ответы детей).
Дети. Сердце с большим давление выбрасывает кровь по кровеносным сосудам в организм.
VI. Самостоятельное применение знаний.
Уч. – Вернемся к вопросу, с которого мы начали урок. (Слайд 8).
Уч. – Как Вы думаете, в чем причина сердечного приступа?
Ученик. - Если сердечная мышца получает недостаточное количество крови.
Уч. – Как Вы думаете, от чего это происходит?
Ученик. – Происходит повреждение или закупорка кровеносных сосудов.
Уч. – Закупорка сосудов происходит, когда на внутренних стенках сосудов сердца откладывается жироподобное вещество – холестерин. Доступ крови прекращается, и сердечная мышца лишается кислорода. (Слайд 9). На снимке видно как жир прикрепляется к стенке артерии.
Как Вы думаете, какие питательные вещества будут способствовать образованию холестерина.
Ученики. – Углеводы и жиры.
Уч.- Как Вы думаете, какие питательные вещества будут способствовать питанию и укреплению сердца
Ученик- Белки и витамины.
Уч.- Давайте рассмотрим задание №4 на стр. 31. Выполните его.
VII. Работа по карточкам.
Карточка 3.
1. Определите, какие продукты богаты углеводами жирами и белками:
Хлеб, растительное масло, сливочное масло, мясо, сыр, картофель, рыба, курага, изюм, морковь. (Белки подчеркни красным,углеводы- синим, жиры- жёлтым)
2. Какие продукты нужно употреблять в пищу, чтобы они способствовали работе сердца:
Отварное мясо, жареное мясо, хлеб, жареный картофель, курага, кефир, конфеты. (Подчеркни)
VIII. Подведение итогов.
Уч. – Пока у человека бьется сердце – он живет. Сердце нужно беречь. Какие правила поведение Вы можете сформулировать, для того чтобы Ваше сердце было здоровым.
Ученики. – Занятия физкультурой, правильное питание, прогулки на свежем воздухе.
Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5.