Открытый урок по окружающему миру по теме "Сердце"

Разделы: Начальная школа


Оборудование: компьютерная презентация, муляж сердца, таблица лекарственных трав, тонометр, фонендоскоп.

Цели:

  • Продолжить формировать у учащихся новые понятия о строении и работе сердца.
  • Рассмотреть влияние здорового образа жизни на работу сердца.
  • Доказать пользу физических упражнений.
  • Воспитывать бережное отношение к здоровью.

Ход урока.

I. Организационный момент.

(Показ слайда №1)

II. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Проблемная ситуация. (Жалоба пациента.)

Сильная боль за грудиной, которая распространяется на шею, левую руку, или на спину в области лопатки. (Дети на корточках отмечают эти области).

Карточка 1.

 

Актуализация знаний.

Уч.-Как вы думаете на какой орган человеческого тела жаловался пациент?

Д.- Это сердце.

Уч.- Отметьте на своих схемах положение сердца. (Дети отмечают) Проверьте друг у друга.

Уч.- Что такое сердце? (Ответы детей.)

Уч.- (Показ муляжа и дополнение к ответу детей).Сердце - внутренний орган, находящийся в центре грудной клетки размером с кулак. Однако несмотря на столь малый размер, он обладает такой силой, что одно сжатие его мышцы может выбросить в воздух водяную струю на высоту 1м 80 см. Этот орган настолько прочен, что в среднем за одну жизнь производит до 3-х миллиардов сокращений - сжатий и расслаблений его мышцы.

Уч.- давайте рассмотрим строение сердца. Что вы можете рассказать о нем? (Рассказ детей с опорой на знания полученные на прошлом уроке и текст учебника.).

Уч.- Вы сейчас сказали, что сердце состоит из 4 камер. Давайте сравним сердце человека с сердцем насекомых, пресмыкающихся и земноводных.

(Показ слайда № 2)

Уч.- Что вы можете сказать о сердце пресмыкающихся и земноводных? (Оно двухкамерное)

Уч.- Что вы можете сказать о сердце птиц, млекопитающих? (Оно четырехкамерное и похоже на человеческое)

Уч.- Почему у пресмыкающихся и земноводных двухкамерное сердце. А у человека четырехкамерное ? (Четырехкамерное отделяет кровь, поступающую в легкие, от крови, прокачиваемой в ткани и органы. А двухкамерное, позволяет смешиваться крови, обогащенной кислородом и лишенной его.)

III. Совместное открытие знаний.

Уч.- Давайте рассмотрим работу сердца (Слайд № 3)

Ученик - Левое и правое части сердца, разделенные перегородкой, имеют по две полые камеры. Верхняя называется предсердие, нижняя – желудочком. Правая половина сердца собирает всю кровь, возвращающуюся из тела через вены. Она перекачивает эту кровь в легкие по артериям. Левая половина сердца получает насыщенную кислородом кровь и отправляет ее через аорту во все органы.

Уч.- Отметьте у себя на схемах работу сердца. (Выполнения заданий).

Карточка 2. На схеме напишите названия каждой части сердца и стрелками укажите движение крови.

Уч. – Говорят, что сильное чувство способно затронуть у человека сердечные струны. Это образное выражение можно отнести к расположенным в сердце сухожилиям похожим на крошечные канатики или струны. (Слайд 4). Они находятся в правом желудочке. Они соединены с трехстворчатым клапаном, который не позволяет крови вытекать обратно из желудочка в предсердие.

Уч.- А для чего человеческому организму нужно сердце?

Ученик- сердце заставляет кровь течь по сосудам.

Уч.- Пучок нервной ткани в стенке нашего сердца задает сердцу частоту сокращений. Почти каждую секунду оно посылает электрический импульс в сердечную мышцу, что позволяет сердцу выталкивать кровь.

IV. Инсценировка.

Вбегает девочка. Задыхаясь, говорит.

Учен. 1. – Мам, у меня сердце так стучит, что сейчас выскочит.

Учен. 2. – Что же ты делала?

Учен. 1. – Сначала мы посидели на лавочке, потом долго ходили, потом бегали.

Учен. 2. – При тяжелой нагрузке сердце начинает работать активней, чтобы обеспечить его большим количеством кислорода. В состоянии покоя у взрослого человека сердце бьется с частотой 60 – 80 ударов в минуту и перекачивает 5 – 6 литров крови ежеминутно. При ходьбе этот ритм увеличивается до 100 – 120 ударов, а минутный объем крови – до 7-8 литров. Интенсивная физическая нагрузка может удвоить число ударов, доведя их до 200 и заставить сердце перекачивать до 28 литров крови в минуту. (Слайд 5).

Уч. – Давайте проверим Ваш пульс в состоянии покоя. Как это можно сделать? (Предположения детей). (Слайд 6).

Уч. – На теле имеется много точек для прощупывания пульса. Его можно определить нажатием на любую из точек показанных на схеме. В течение 20 сек. Посчитайте число ударов и умножьте его на три. Вы получите искомое число ударов минуту.

Практическая работа. Измерение пульса.

Уч. – Каков Ваш пульс? У Вас получилось от 80 до 100 ударов, а у взрослого человека их примерно 72.

Уч. – Какой вывод мы можем с Вами сделать.

Вывод. Чем меньше человеческий организм, тем чаше бьется сердце.

Уч.- Как вы думаете, что позволит нашему сердцу меньше уставать даже при нагрузках.

Ученик- Физические упражнения.

Уч. – Сегодня для диагностики заболеваний врачи изучают частоту, силу и ритмичность пульса своих пациентов. Еще древнекитайские врачи считали, что причину заболевания можно определить, изучив пульс больного.

Вопрос от почемучки (Слайд 7).

- Что такое пульс? (Ответы детей. Пульс – это ритм кровотока. С каждым сокращением сердца кровь устремляется по сосудистой системе.)

- Что помогает крови достичь самых отдаленных органов и просочиться через тонкие стенки капилляров? (Предположения детей).

Чтение текста стр. 30.

V. Деловая игра

(В кабинете врача).

Д. - Что у Вас болит?

Больной 1. - У меня кружиться, и болит голова.

Д. – Давайте померим давление (Измеряет). Ваше давление 70 на 110. Оно у Вас понижено.

Как Вы думаете почему? (Предположения детей).

Уч. – Если сердце оказывает меньшее давление, то, что происходит в организме?

Дети. – Все органы и головной мозг получаю мало кислорода и питательных веществ.

Д. А вы на что жалуетесь (Обращается ко второму больному).

Больной 2. – Очень болит голова и стучит в висках.

Д. – Давайте померим давление (Измеряет). Ваше давление 140 на 180. Оно у Вас повышено. Как Вы думаете ребята почему? (Ответы детей).

Дети. Сердце с большим давление выбрасывает кровь по кровеносным сосудам в организм.

VI. Самостоятельное применение знаний.

Уч. – Вернемся к вопросу, с которого мы начали урок. (Слайд 8).

Уч. – Как Вы думаете, в чем причина сердечного приступа?

Ученик. - Если сердечная мышца получает недостаточное количество крови.

Уч. – Как Вы думаете, от чего это происходит?

Ученик. – Происходит повреждение или закупорка кровеносных сосудов.

Уч. – Закупорка сосудов происходит, когда на внутренних стенках сосудов сердца откладывается жироподобное вещество – холестерин. Доступ крови прекращается, и сердечная мышца лишается кислорода. (Слайд 9). На снимке видно как жир прикрепляется к стенке артерии.

Как Вы думаете, какие питательные вещества будут способствовать образованию холестерина.

Ученики. – Углеводы и жиры.

Уч.- Как Вы думаете, какие питательные вещества будут способствовать питанию и укреплению сердца

Ученик- Белки и витамины.

Уч.- Давайте рассмотрим задание №4 на стр. 31. Выполните его.

VII. Работа по карточкам.

Карточка 3.

1. Определите, какие продукты богаты углеводами жирами и белками:

Хлеб, растительное масло, сливочное масло, мясо, сыр, картофель, рыба, курага, изюм, морковь. (Белки подчеркни красным,углеводы- синим, жиры- жёлтым)

2. Какие продукты нужно употреблять в пищу, чтобы они способствовали работе сердца:

Отварное мясо, жареное мясо, хлеб, жареный картофель, курага, кефир, конфеты. (Подчеркни)

VIII. Подведение итогов.

Уч. – Пока у человека бьется сердце – он живет. Сердце нужно беречь. Какие правила поведение Вы можете сформулировать, для того чтобы Ваше сердце было здоровым.

Ученики. – Занятия физкультурой, правильное питание, прогулки на свежем воздухе.

Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5.