Цели урока:
- формирование умения правильно склонять имена существительные в единственном и множественном числе; определять падеж, склонение, число существительных в словосочетании и предложении;
- развитие орфографической зоркости;
- воспитание у детей товарищества, взаимопомощи, интереса к предмету.
Оборудование: сказочные герои, перфокарты со словарными словами, кроссворд, сигнальные карточки, перфокарты для склонения слов, снежки, картина “Зимние забавы детей”, перфокарты со словосочетаниями и словами, ключи, сундук с подарками.
Ход урока
I. Орг. момент
- Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний день?
(ответы детей)
II. Чистописание
- Какое сейчас время года?
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица душа,
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, зимушка-зима!
- А какой весёлый праздник мы празднуем зимой?
- В этот праздник все нарядные, много серпантина. Давайте и мы в своей тетрадочке нарисуем серпантин.
- А вот, ребята, наша желанная гостья – Снегурочка. (Рис.1) Только почему-то она грустная. И в руках посмотрите у неё какая-то записка.
Приготовил вам Дед Мороз полный сундук подарков, порадовать хотел. Да не уберегла я сундук. Злобное Чудо-юдо закрыло его на семь замков и оплело волшебной паутиной. Не хочет злой колдун, чтобы дети радовались. И не будет у нас теперь праздника, раз подарков нет. Что за праздник без подарков?
-Подожди, Снегурочка, не пугай ребят раньше времени. Я думаю, ребята, не причитать надо, а отправляться в путь – найти ключи. Пойдём ребята искать ключи?
III. Словарная работа
- Ребята, смотрите, а это наши друзья снеговики и у них в руках ключ, но чтобы им завладеть нужно, выполнить задание.
(6 человек работают самостоятельно по перфокартам, которые лежат на парте заранее).
Ребята, сорока, ворона, воробей, медведь, ветер, заяц, мороз, север, декабрь.
- Прочитайте слово орфографически. Проверка.
- Почему именно эти слова нам принесли снеговики?
- Что страшнее для зверей и птиц: голод или холод?
- Как мы можем им помочь?
IV. Сообщение темы урока
- Отправляемся дальше. Узнаёте, кто это?
(Баба Яга)
Но она сегодня добрая. И посмотрите, у неё тоже есть ключ от нашего сундука. Разгадав её кроссворд, мы узнаем тему нашего урока и получим второй ключ. Рис.3
Вопросы к кроссворду: (Приложение)
Из каких небольших частей состоят слова? (слог)
Знак, который ставится над одним из слогов в слове? (ударение)
Какой член предложения отвечает на вопросы: кто? что? ? (подлежащее)
Из чего состоит наша речь? (предложение)
Из каких частей состоит предложение? (слово)
Какая часть пишется перед корнем? (приставка)
Какие знаки нужны для написания слов? (буквы)
Какая часть слова находится между корнем и окончанием? (суффикс)
Что обозначает имя существительное? (предмет)
Бывает устная, а бывает письменная? (речь)
Какая часть речи обозначает действие предмета? (глагол)
Как называется общая часть родственных слов? (корень)
Как называется изменяемая часть слова которая служит для связи слов в предложении? (окончание)
Какая часть речи пишется раздельно со словами? (предлог)
Каким членом предложения является глагол? (сказуемое)
- Прочитайте, пожалуйста, какое слово получилось у нас по вертикали?
- Итак, ребята, мы сегодня повторяем всё об имени существительном.
- Вот мы получили и второй ключ. Баба Яга подсказывает, что дальше нужно идти к старичку-лесовичку.
V. Орфографическая разминка
1. На доске: (вставить буквы, сделать полный разбор предложения)
У кл…стов по…вляются в гн…зде пт…нцы даже з…мой.
2. С помощью сигнальных карточек (гласные буквы) помогите вставить пропущенные буквы. (дети поднимают нужную букву подбирая устно проверочное слово)
Сн…жки, з…мовье, л…дяной, тр…щат, п…щат, ск…льзят, х…л…дает, г…л…дает, к…ток, м…лыш.
- Вы прекрасно справились с заданием и получаете ещё один ключ и подсказку, что следующий ключ нужно искать у гномика. (Рис.5) . А вот и он.
VI. Склонение существительных
- Что значит просклонять существительное? Рис.5
- А как склоняются существительные во множественном числе?
У вас на парте перфокарты, вам нужно просклонять слово записанное сверху. (3 человека у доски)
1. опушка 2. друзья 3. рожь
- Во что вы любите играть зимой? Вот и сейчас мы с вами поиграем в снежки. Я буду бросать вам снежок и говорить слово, а вы будете говорить склонение этого существительного.
(играем)
- Хорошо, мы открыли уже четыре замка. Куда же нам идти дальше?
- Что же, ждёт нас новая дорожка. Возле ёлочки пушистой мы сейчас плясать пойдём. (Физминутка)
-Ой, ребята, посмотрите, к нам с ёлки спустилась белочка и у неё тоже есть ключик от нашего сундука, но чтобы его получить нужно выполнить следующее задание.
VII. Работа с текстом.
Учебник стр. 110 Упражнение 249
- Что нужно сделать если безударная гласная в приставке?
- А если безударная гласная в корне?
- А в окончании?
-Ура, ребята! Мы с вами получили ещё один ключ! Ой, смотрите, ребята, к белочке зайчик прыгает, а у него ещё один ключ. И нам с вами опять придётся потрудиться.
VIII. Творческая работа. Множественное число существительных.
По картине “Зимние забавы детей” составить предложения и записать. Определить число и падеж существительных.
Проверка.
IX. Определение падежа существительных.
- И вот, ребята, мы близки к разгадке всей тайны Чуда-Юда. Наши друзья привели нас к Василисе Прекрасной (Рис. 8) она нам и поможет до конца с ним справиться.
- У вас на столе разные перфокарты под цифрой 2. Каждый читает задание на своей перфокарте и выполняет.
(перфокарты подготовлены по 3 уровням: высокий, средний, слабый)
X. Итог урока.
-А теперь, ребята, чтобы снять волшебную паутину надо зажечь ёлочку, ответив на вопросы:
1. Что мы сегодня повторяли?
2. Что такое имя существительное?
3. Что значит просклонять существительное?
4. Назовите падежи с вопросами.
5. Назовите предлоги падежей.
6. Какие существительные относятся к 1- склонению?
7. Какие существительные относятся ко 2 - склонению?
8. Какие существительные относятся к 3 - склонению?
9. Что вы знаете про множественное число существительных?
10. Назовите несклоняемые существительные.
МОЛОДЦЫ!
XI. Поощрения и оценки.
- Что же это такое? Видно мы что-то перепутали. Сундук не открывается.
(Стук в дверь)
-Ребята, слышите стук, да это же Дед Мороз и у него записка с волшебными словами.
Сундучок, сундучок,
Разукрашенный бочок,
Открывайся, не скрипи,
Покажи нам, что внутри?
Сундук открывается. Объявляются оценки. Раздаются подарки.