Цели урока:
- продолжить изучение творчества В. И. Белова;
- познакомить детей с новым произведением “Еще про Мальку”;
- научить определять отношение автора к героям своих рассказов на основе анализа произведения “Еще про Мальку”;
- помочь детям выразить своё отношение к происходящим событиям;
- расширять читательский опыт учащихся;
- развивать речь, мышление;
- отрабатывать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения;
- тренировать наблюдательность;
- воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
- учебник “Родная речь” (книга 2, часть 2) (авт. М. В. Голованова, В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова);
- аудиозапись отрывка из рассказа “Верный и Малька”;
- таблицы;
- тренажеры;
- сигнальные карточки;
- книга В. И. Белова “Про Мальку”.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
На этом уроке мы продолжим знакомство с творчеством Василия Ивановича Белова – знатока деревенской жизни, доброго, человека, талантливого писателя.
- Какие вехи из жизни писателя вам особенно запомнились?
(Военное детство, ранний трудовой опыт, жизнь в деревне Тимонихе, активная жизненная позиция)
Слайд 1-3
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Василия Ивановича “Еще про Мальку”, которое входит в серию рассказов “Про Мальку”.
Прочитав эту маленькую книжку, вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из вас окружает ежедневно, а некоторым порой кажется обыденной и малоинтересной.
Человек будет добрее и лучше ,если по-прежнему останется неравнодушен ко всему живому - будь то синица, постучавшая в замороженное окно, одинокий кустик у дороги, или собака, стремящаяся покормить своё дитятко, несмотря на разлившуюся реку…Об этом и напоминает писатель.
Уч. - Для дальнейшей работы приведем в порядок речевой аппарат.
Артикуляционная разминка.
1. Улыбнитесь, покажите зубки, вытяните губы вперед трубочкой, чередуйте положение губ в улыбке и трубочкой.
2. Язычек проснулся, сильно-сильно потянулся, на качелях покатался (чередовать движения языка вверх-вниз), почистил зубки (кончиком языка ,,почистить,, нижние зубы, делая движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх), нашел грибок (приклеить язык к небу), поиграл на гармошке (улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу, и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот), поскакал на лошадке (пощелкать кончиком языка), встретился с дятлом (быстро произнести д-д-д-р-р)
3. Упражнения на дыхание: надуем шарик, шарик прохудился (длительное произношение звука с-с-с на выдохе), студим чай, сдуем пушинку.
На прошлом уроке мы читали рассказ Василия Ивановича.
- Как он называется? (“Малька провинилась”)
- Где происходит действие? (В маленькой деревушке, раскинувшейся на берегу речки)
Любит Василий Иванович свою деревеньку. Там он и посейчас живет подолгу и работает.
Слайд 4
Есть ли край милей и глуше?
Сосны, камни-валуны…
Сердцу дорог клочок суши
К ней вернулся блудный сын.
Уч. – Читаем четверостишие, соблюдая дыхание.
- Читает учитель. Дети вполголоса повторяют за учителем.
- Самостоятельное чтение вслух.
Уч. – Что хотел выразить А. Решетов в этом стихотворении, о чем думал? (Он хотел выразить свою любовь к родной природе, думал о возращении в родные края).
- Как перекликается данное стихотворение с биографией В. И. Белова? (Василий Иванович всякий раз возвращается в родную Тимониху).
Проверка домашнего задания
Слайд 5
Упражнения по тренажеру
С А М З Л
Ф В А Ж И
Е Т Л Ц Д
Д О Ь Щ И
Я Р К А Я
Ч К А С Ш
Задание 1. Уч. - На этом тренажёре “затерялись” действующие лица из рассказа “Малька провинилась”. Помогите их найти. (Малька, Федя, Лидия, автор)
Нарисуйте словесный портрет внешности Мальки.
Слайд 6
Задание 2. -Из набора рисунков собак выберите на ваш взгляд самый подходящий для нашей героини.
- Какой у нашей героини характер? (прослушать запись отрывка рассказа “Верный и Малька”)
Слайд 7
Задание 3. Прочитать соответственно выражению масок:
с. 77 абзац 5 предложение (- Сиди! – осадила ее Лидия. – Сиди, никто не возьмет твоих шаромыжников! Кому они нужны…)
Задание 4. Работа в группах (решение проблем).
1-ая группа:
В чём провинилась Малька? За что её ругала Лидия ?
2-ая группа:
Как вы считаете – правильно ли поступила Лидия, раздав щенят?
3-ая группа:
Как вы понимаете слова “материнская верность собаки”? Покажите на примере Мальки.
Слайд 8
Задание 5. Тест 1.
Вопрос: Куда это Малька каждый день бегает?
Выбрать правильный ответ:
1. Провожает автора кататься на лыжах.
2. Кормить свое дитятко.
3. Встречать хозяйку дома.
(Выбранный ответ доказать словами текста)
Работа с новым материалом.
Первичное восприятие произведения (чтение учителя можно заменить прослушиванием аудиозаписи).
Уч. – К какому жанру относится прочитанное мною произведение? (рассказ)
Уч. – Почему вы так решили? Докажите. (все события происходят в реальной жизни)
Уч. – Кто главный герой в рассказе?
Уч. – Что нового вы узнали про Мальку?
Словарная работа.
Слайд 9
1. Антиципация частей слова.
пригля----дывая
поста----вить
подбе ----жали
взгля----нул
свис----тели
(Прикрыть листом вторую половину слов, читать начальные элементы, добавлять к ним возможные варианты окончаний. Правильность проверяется)
Слайд 10
2. Трудночитаемые слова
за-хлеб-ну-лась
бес-по-мощ-на-я
стре-ми-лась
под-пра-вил
Слайд 11
3. Упражнение “Фотоглаз”
лава
плесо
верши
низина
обормот
обомлел
Правила работы.
а) Открыть на 5 секунд для запоминания.
- Какие слова запомнили?
б) Выслушать ответы учащихся.
в) Объяснить значение слов.
- Какое слово лишнее? Почему? (обомлел – глагол)
Работа с текстом.
Уч. – Где пролегал путь Мальки в соседнюю деревню?
В подтверждение читаем 1 и 2 абзац способом “буксир” (учитель выступает в роли ведущего пол его знаку к чтению по одному присоединяются дети, в итоге синхронно читает весь класс)
Уч. – Как автор изобразил картину наступающей весны?
- Как меняется настроение автора к концу 2 абзаца? (Радость от изменений в природе сменилась тревогой за Мальку)
Слайд 12
Уч. – Давайте немого отдохнем. Выполняя движения, внимательно слушайте музыку.
Физкультминутка.
(Команды отдаются тихим голосом в тон музыке)
1. Откинутся назад. Сделать глубокий вдох. Наклониться вперед - выдох.
2. Руки положить на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки.
3. Поднять глаза кверху, посмотреть на тренажер. Сделать глазами круговые движения пол часовой стрелке, затем – против, по направлению, указанному на тренажере.
4. Руки вытянуть вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, сделать вдох, руки опустить - выдох.
Уч. – Какие картины, созданные писателем вы могли бы представить себе, слушая музыку? (теплое солнышко топит снега, природа медленно пробуждается)
3 абзац читаем способом “догонялки” (чередуясь: учитель - дети)
Уч. В какой переплет угодила Малька?
Слайд 13
Работа с поисковым тренажером.
(Поиск по двум ориентирам. Учитель пишет слово из таблицы большими печатными буквами и указывает координаты.
Например,
“вода”- желтый ряд, колонка под квадратом
“река” - синий ряд, колонка под квадратом
“собака”- синий ряд, колонка под треугольником
Дети, найдя слово, прочитывают молча)
3 абзац 4 строка.
Уч. Найдите предложение: Такая маленькая беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой реки и холодной воды!
- Найдите в предложении прилагательные.
- Какую роль играют прилагательные в этом предложении? (уточняют существительное, подчеркивают всю серьезность момента)
- С каким настроением вам хотелось бы прочитать это предложение? Почему?
а) Прочитать удивленно.
б) Прочитать равнодушно.
в) С восторгом.
г) С вопросом.
д) С негодованием.
Слайд 14
Тест 2.
“…Я с волнением глядел, что будет дальше?. . ”
-А что дальше? (выбрать правильный ответ, подтверждая словами текста)
1. Малька стремилась на тот берег.
2. Малька, видимо, изо всех сил плыла на перерез струям, но ее несло все быстрее.
3. Малька испугалась широкой быстрой реки и холодной воды.
4. Малька, выбиваясь из сил, с головой окунулась в воду.
Уч. – Какой пункт лишний?
Как вы думаете, почему Малька бросилась в бурлящую реку? Что толкнуло её на такой поступок?
Слайд 15
- Какая пословица подходит к описываемому событию?:
Сам погибай, а товарища выручай.
Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет?
Уч. – Опишите своими словами, что заставило автора волноваться. Как бы вы поступили в ситуации с Малькой?
Чтение концовки.
Задания:
1. Пробежаться глазками, приготовиться к чтению парами.
Уч. – Как закончилась эта история? В какой момент вы особенно переживали за Мальку?
Слайд 16
2. Чем отличается пара слов?:
нахлебалась
- захлебнулась,причалил
– приплыл,наловил
- выловил,подбежала
– прибежала,набиваясь
– выбиваясь.(приставки изменяют смысл слов)
Уч. – Какие из этих слов встречались в рассказе? Подтвердить словами текста.
Слайд 17
Попробуем дать характеристику нашей героине.
храбрая
умная
злая
добрая
заботливая
ласковая
верная
кусачая
- Какими из этих качеств обладает наша собака?
- А теперь попробуем дать характеристику людям, которые принимают участие в судьбе Мальки.
добрые
злые
глупые
умные
равнодушные
верные
заботливые
ленивые
трудолюбивые
переживающие
талантливые
- С какими людьми вам хотелось бы общаться?
- Проведем параллель между характеристиками людей и животного. Что общего? В чем различие?
- Общее, как видите, есть.
Василий Иванович в своих рассказах наделяет животных качествами человека. Но нельзя забывать, что человек – высшая ступень развития, а значит и спрос с него больше.
Попробуем показать это на примерах. (Прочитать подтверждающие отрывки из книги “Про Мальку”, предложив детям угадать название рассказов).
Слайд 18
“…Он широко расставил передние ноги, наклонил голову и вытянул шею. Недоуменно замер. Что, мол, такое? Откуда столько шуму? А Малька наглела все больше и больше. Она подскакивала к самой морде коня и готова была в нее вцепиться…” (“Верный и Малька”)
“…Лидия покаялась десять раз, что принесла его жить к себе домой. Почему? Во-первых, дома он жил совсем редко, все время где-то шатался. Во-вторых, если и жил, то безобразничал. Кто, например, научил его таскать цыплят? Вместо того чтоб ловить мышей, он ловил цыплят, и это до глубины души возмущало всю деревню…” (“Кот Рыжко”)
“…Позже местный ветеринар сказал мне, что галки вылавливают в овечьей шерсти личинок. Вот, оказывается, почему овечкам нравились визиты этих, в общем-то, неприятных, сварливых птиц!. . ” (“Галки и овцы”)
“…В тот же вечер Лидия притащила под окно своего все еще нестриженного барана. Баран упирался и не хотел идти, он хрипел и по-дурацки блеял. Лидия то тащила его за рога, то ехала на нем чуть не верхом…” (“Про баранов”)
Уч. – Рекомендую прочитать эти рассказы. Я уверена, они вам понравятся.
Итог урока.
Уч. Подводя итог нашего урока, я хочу спросить у вас, ребята: понравились ли вам рассказы В. И. Белова?
Что вы можете сказать о его отношении к героям своих произведений?
Что помогло вам это понять?
Василий Иванович Белов – один из хранителей прекрасного русского языка, помогающего человеку по-новому увидеть не только окружающий мир, но и самого себя. Он учит уразуметь, т. е. понять то, что видишь, слышишь и чувствуешь и поступать по совести.
Мне еще раз хочется прочитать созвучные нашему разговору строчки Алексея Решетова:
Слайд 19
Как все беды навалятся разом
Об одном лишь молитву шепчу:
Не утратить бы совесть и разум,
А иначе я жить не хочу.
Домашнее задание.
Составить свой собственный рассказ о Мальке. Нарисовать понравившийся эпизод из жизни собачки.