Орфограммы слабых позиций гласных и согласных звуков

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Продолжить работу над каллиграфическим письмом

2. Создать ситуацию, при которой дети принимают учебное действие и используют его как инструмент для решения поставленной учебной задачи.

3. Воспитывать орфографическое чутьё, отрабатывать умения выделять орфограммы слабых позиций в процессе письма, развивать речь учащихся.

Ход урока

1. Физминутка для кистей рук.

2. Чистописание.

- Пропишем по две буквы х, в, ш, п, с.

- Рассмотрите их, назовите лишнюю.

-Запишем слияния с буквами:

Звук [п'] встретился со звуком [а]. Что получилось?

Звук [п] встретился со звуком [а]. Что получилось?

Звук [с'] встретился со звуком [у]. Что получилось?

Звук [с] встретился со звуком [у]. Что получилось?

3. Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, Незнайка писал слова. Прочитайте их:

гниздо, дериво,

- Что заметили?

- Я говорю ему: Вслове гниздо ты написал букву и. а ведь я говорила, когда

сомневаешься, надо проверить гласную, а потом писать.

- Почему же ты так не сделал?

- “А я не знал, что именно здесь надо сомневаться” – ответил Незнайка.

- Каких знаний не хватает Незнайке? (видеть опасные места)

- Это и будет задачей нашего урока: мы будем учиться находить опасные места у гласных и согласных звуков.

- А зачем нам это надо? (Нельзя доверять звукам в слабой позиции, можем ошибиться, звук обозначить не той буквой.)

- Спасибо, убедили меня. (стираю ошибки)

- Объясним Незнайке как правильно написать)

4. Физминутка.

5. Наблюдение над слабыми позициями.

А). Какое сейчас время года?

- Вспомним начало весны. По каким признакам определяем приход весны?

- Весной всё чаще можно увидеть, как оживает природа: появляются насекомые, прилетают из тёплых краёв птицы, распускаются листочки на деревьях. Мы наблюдаем.как стволы деревьев белят.

- Для чего это делают?

- В коре деревьев поселяются жуки-короеды, они наносят стволам большой вред.

- Но есть ещё жук-буквоед. Он обитает в тетрадях некоторых учеников.

- Угадайте, какие буквы обглодал жук-буквоед?

-Ч тобы буквы жили дружно, нужно постараться составить слово. (весна)

- Одна буква лишняя, почему? (слабая позиция безударной гласной – хочет занять место и та, и другая буква.)

- Вы увидели опасное место.

- Поработаем со словом:

- Скажем по слогам. Сколько слогов?

- Найдём ударный слог. Назовём безударный слог: вис Сколько звуков? Назовите их.

- Можем сразу написать слог? Почему? (есть слабая позиция, можем обозначить буквами е и, нельзя доверять безударным гласным).

- Напишем первый слог, на месте гласного поставим точку.

- Назовём второй слог: на

- Можем ли мы доверять этим звукам? Почему? (ударным гласным можно доверять, обозначаются одной буквой).

- Запишите.

Б) Прочитайте слова: скворцы, дрозды, сова.

- Сколько букв о в этих словах? Сколько звуков о?

- Куда они подевались? (в безударном положении буква о чаще обозначает звук а.)

- Будьте внимательны при письме таких слов.

- Запишем эти слова, обозначим опасные места.

В) А сейчас прочитайте и назовите слова, которые можно сразу записать.

-А как думаете, какие слова можно сразу записать? (где нет опасных мест)

Грач, снегирь, синица.

- Запишите: грач

- Назовите слова, в которых есть опасные места.

- Чтобы найти это место, что должны сделать? (поставить ударение, найти безударный)

- А безударный звук чаще является опасным местом.

- Запишите слова, выделяя опасное место.

- Итак, ошибки возможны, где имеется выбор букв. Если имеется выбор букв, значит это орфограмма. (орфо - правильно, грамма – запись).

Г). В русском языке есть слова, которые пишутся по правилам. Вам нужно знать эти правила, чтобы писать без ошибок. Над одним правилом мы поработали – над безударными гласными.

- Вспомним другие правила: я буду читать слова, а вы выводите правила правописания.

Дуб, ландыши, чаща, берёзка, птичьи (голоса)

- Какое слово может быть лишним?

Д). А теперь будем учиться находить опасные места в предложении.

- Прочитайте предложение: С земли сошёл последний снег.

- Что в начале делаем? (ставим ударение) 1 у доски

- Найдите слабые позиции и зажгите огоньки под ними.

- Запись с комментированием.

6. Физминутка.

Е). А теперь будем учиться находить опасные места в тексте.

- У вас на столах листочки, на них записан текст. Прочитайте его. (на доске текст закрыт)

Пришла весна. Растаял снег. Ожили леса. Птицы вьют гнёзда.

- Выделите все опасные места, которые вы увидели и зажгите под ними огоньки.

- Проверка: Сколько орфограмм в первом предложении? Сравните с моим текстом и т.д.

- Мы сегодня говорили о весне, о птицах. Какую помощь можно оказать птицам весной?

- А какую пользу приносят птицы?

7. Итог.

- А теперь подведём итог нашей работы.

- Какую учебную задачу мы с вами решали?

- А как думаете , решили ли мы эту орфографическую задачу? (нет, пока очень трудно при письме отыскивать опасные места).

- Какая же учебная задача у нас будет на следующих уроках? (продолжать отыскивать опасные места)