Цели:
1. Продолжить работу над каллиграфическим письмом
2. Создать ситуацию, при которой дети принимают учебное действие и используют его как инструмент для решения поставленной учебной задачи.
3. Воспитывать орфографическое чутьё, отрабатывать умения выделять орфограммы слабых позиций в процессе письма, развивать речь учащихся.
Ход урока
1. Физминутка для кистей рук.
2. Чистописание.
- Пропишем по две буквы х, в, ш, п, с.
- Рассмотрите их, назовите лишнюю.
-Запишем слияния с буквами:
Звук [п'] встретился со звуком [а]. Что получилось?
Звук [п] встретился со звуком [а]. Что получилось?
Звук [с'] встретился со звуком [у]. Что получилось?
Звук [с] встретился со звуком [у]. Что получилось?
3. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, Незнайка писал слова. Прочитайте их:
гниздо, дериво,
- Что заметили?
- Я говорю ему: Вслове гниздо ты написал букву и. а ведь я говорила, когда
сомневаешься, надо проверить гласную, а потом писать.
- Почему же ты так не сделал?
- “А я не знал, что именно здесь надо сомневаться” – ответил Незнайка.
- Каких знаний не хватает Незнайке? (видеть опасные места)
- Это и будет задачей нашего урока: мы будем учиться находить опасные места у гласных и согласных звуков.
- А зачем нам это надо? (Нельзя доверять звукам в слабой позиции, можем ошибиться, звук обозначить не той буквой.)
- Спасибо, убедили меня. (стираю ошибки)
- Объясним Незнайке как правильно написать)
4. Физминутка.
5. Наблюдение над слабыми позициями.
А). Какое сейчас время года?
- Вспомним начало весны. По каким признакам определяем приход весны?
- Весной всё чаще можно увидеть, как оживает природа: появляются насекомые, прилетают из тёплых краёв птицы, распускаются листочки на деревьях. Мы наблюдаем.как стволы деревьев белят.
- Для чего это делают?
- В коре деревьев поселяются жуки-короеды, они наносят стволам большой вред.
- Но есть ещё жук-буквоед. Он обитает в тетрадях некоторых учеников.
- Угадайте, какие буквы обглодал жук-буквоед?
-Ч тобы буквы жили дружно, нужно постараться составить слово. (весна)
- Одна буква лишняя, почему? (слабая позиция безударной гласной – хочет занять место и та, и другая буква.)
- Вы увидели опасное место.
- Поработаем со словом:
- Скажем по слогам. Сколько слогов?
- Найдём ударный слог. Назовём безударный слог: вис Сколько звуков? Назовите их.
- Можем сразу написать слог? Почему? (есть слабая позиция, можем обозначить буквами е и, нельзя доверять безударным гласным).
- Напишем первый слог, на месте гласного поставим точку.
- Назовём второй слог: на
- Можем ли мы доверять этим звукам? Почему? (ударным гласным можно доверять, обозначаются одной буквой).
- Запишите.
Б) Прочитайте слова: скворцы, дрозды, сова.
- Сколько букв о в этих словах? Сколько звуков о?
- Куда они подевались? (в безударном положении буква о чаще обозначает звук а.)
- Будьте внимательны при письме таких слов.
- Запишем эти слова, обозначим опасные места.
В) А сейчас прочитайте и назовите слова, которые можно сразу записать.
-А как думаете, какие слова можно сразу записать? (где нет опасных мест)
Грач, снегирь, синица.
- Запишите: грач
- Назовите слова, в которых есть опасные места.
- Чтобы найти это место, что должны сделать? (поставить ударение, найти безударный)
- А безударный звук чаще является опасным местом.
- Запишите слова, выделяя опасное место.
- Итак, ошибки возможны, где имеется выбор букв. Если имеется выбор букв, значит это орфограмма. (орфо - правильно, грамма – запись).
Г). В русском языке есть слова, которые пишутся по правилам. Вам нужно знать эти правила, чтобы писать без ошибок. Над одним правилом мы поработали – над безударными гласными.
- Вспомним другие правила: я буду читать слова, а вы выводите правила правописания.
Дуб, ландыши, чаща, берёзка, птичьи (голоса)
- Какое слово может быть лишним?
Д). А теперь будем учиться находить опасные места в предложении.
- Прочитайте предложение: С земли сошёл последний снег.
- Что в начале делаем? (ставим ударение) 1 у доски
- Найдите слабые позиции и зажгите огоньки под ними.
- Запись с комментированием.
6. Физминутка.
Е). А теперь будем учиться находить опасные места в тексте.
- У вас на столах листочки, на них записан текст. Прочитайте его. (на доске текст закрыт)
Пришла весна. Растаял снег. Ожили леса. Птицы вьют гнёзда.
- Выделите все опасные места, которые вы увидели и зажгите под ними огоньки.
- Проверка: Сколько орфограмм в первом предложении? Сравните с моим текстом и т.д.
- Мы сегодня говорили о весне, о птицах. Какую помощь можно оказать птицам весной?
- А какую пользу приносят птицы?
7. Итог.
- А теперь подведём итог нашей работы.
- Какую учебную задачу мы с вами решали?
- А как думаете , решили ли мы эту орфографическую задачу? (нет, пока очень трудно при письме отыскивать опасные места).
- Какая же учебная задача у нас будет на следующих уроках? (продолжать отыскивать опасные места)