Тип урока: данный урок – итоговое занятие по теме “Word как настольная издательская система”. На данном уроке моделируется ситуация деловой игры – работа одного из отделов издательства.
Цели урока: проверка знаний, умений и навыков учащихся по данной теме; развитие интереса к предмету “Информатика”.
Оборудование:
- компьютеры;
- 2 принтера;
- 2 дискеты с заготовкой (файл_заготовка.doc);
- жетоны с номерами (2 комплекта с номерами от 1 до 6);
- карточки с заданиями в 2 экземплярах;
- образцы выполнения заданий в 2 экземплярах (распечатать файлы 1.doc, 2.doc, 3.doc, 4.doc, 5.doc, 6.doc);
- тест (распечатки);
- ответы к тесту и критерии его оценки;
- бумага для распечатки статьи.
Актуализация знаний и мотивация для достижения цели
Учитель. До сих пор вы работали с обучающими упражнениями, содержащими инструкции по выполнению задания. Вы учились создавать текст, редактировать его, форматировать абзацы, макетировать страницы текста, создавать титульные листы, работать с графическими объектами, заголовками. Вы изучили новые понятия: колонтитул, буквица, стиль и другие, которые используются в издательском деле. Результатом вашей работы стала школьная газета “Перемена”. Спасибо тем ребятам, которые нашли возможность отпечатать свое первое издание. (Показывает образцы, оценивает их.)
Сегодня аналогичные задания необходимо выполнить самостоятельно, без каких-либо инструкций. В нашей сегодняшней работе мы смоделируем следующую ситуацию деловой игры.
Предположим, что некоторое издательство, выпускающее журнал, открывает новый отдел, сотрудники которого будут готовить статьи, посвященные обучению работе на компьютере, т.е. для начинающих пользователей ПК.
Для работы этого отдела необходимо набрать штат, состоящий из редакторов, дизайнеров, художников-оформителей, журналистов. Объявлен конкурс на перечисленные вакантные должности. Для кандидатов предлагается задание: сверстать статью в журнал (дается заготовка статьи), придумать ее название, создать обложку журнала.
Поскольку желающих принять участие в конкурсе очень много, он будет проводиться в виде эстафеты. Желающие разбиваются на 2 группы (по 6 человек), и в каждой группе устанавливается очередность выполнения задания (ребята выбирают жетоны с номерами). Каждый участник получает свое задание только после того, как выполнит свое задание предыдущий участник данной группы. Итак, работу начинают участники под номером 1; выполнив свою часть задания, они сдают работу участнику под номером 2, тот выполняет свою часть задания и т.д. Участники из каждой группы под номером 6 заканчивают макетирование страниц и выводят готовые статьи на печать.
Эстафета
Эстафета начинается по сигналу учителя. На каждое из 6 заданий эстафеты дается ориентировочно по 5 мин. Учитель следит за работой участников эстафеты и отмечает на доске, какое задание выполнила каждая из групп на текущий момент времени.
В качестве заготовки для эстафеты может быть предложен текст, содержащий описание работы с теми или иными инструментами текстового или графического редактора, например описание того, какие возможности работы с графикой предоставляет Word.
Для каждого этапа эстафеты учителю следует подготовить образец результата работы на данном этапе.
Образцы карточек с заданиями для эстафеты.
Карточка 1.
- Загрузите файл Заготовка.doc с диска А: Включите режим проверки орфографии и исправьте ошибки.
- Включите режим непечатаемых символов и удалите лишние пробелы или вставьте недостающие символы.
- Разбейте текст на абзацы в соответствии с образцом.
- Сохраните файл под именем 1.doc.
Карточка 2.
- Загрузите файл 1.doc с диска А:. Установите параметры страницы: верхнее поле – 1,5 см, нижнее поле – 1,7 см, левое поле – 1 см, правое поле – 1 см, переплет – 0,5 см, поля – зеркальные, размер бумаги – А4, ориентация – книжная.
- Создайте стиль абзаца со следующими параметрами: выравнивание – по ширине, отступ слева – 0, отступ справа – 0, первая строка отступ – 0,5, междустрочный минимум 12 пт; шрифт – 12 пт, обычный. Назовите стиль “Наш стиль”.
- Задайте данный стиль для всех абзацев за исключением заголовков.
- Сохраните файл под именем 2.doc.
Карточка 3.
- Загрузите файл 2.doc. с диска А:. Выровняйте заголовки по центру и расположите в соответствии с образцом в двух интервалах от текста, размер шрифта в заголовке – 16 пт, полужирный, с подчеркиванием.
- Установите размер подзаголовков – 14 пт, полужирный, выравнивание по левому краю.
- Расположите текст в соответствии с образцом.
- Сохраните файл под именем 3.doc.
Карточка 4.
- Загрузите файл 3.doc с диска А:. Вставьте изображение согласно образцу.
- Чтобы рисунок не перемещался вместе с текстом, установите дополнительную команду в формате рисунка (положение) – за текстом.
- Установите масштабирование рисунка (размер), пользуясь образцом.
- Сохраните файл под именем 4.doc.
Карточка 5.
- Загрузите файл 4.doc с диска А:. Разбейте текст на две колонки, задав расстояние между колонками – 1 см (см. образец).
- Создайте верхний колонтитул, в котором напишите “Тема 2. Работа с иллюстрациями”. Размер шрифта колонтитула – 10 пт, начертание – курсив, цвет – синий, выравнивание – по левому краю.
- Создайте нижний колонтитул, установив в нем колонцифру, расположите по образцу, цвет – синий, размер шрифта – 10пт. Расстояние от верхнего колонтитула установите 1,5 см и расстояние от нижнего колонтитула – 2 см.
- Сохраните файл под именем 5.doc.
Карточка 6.
Загрузите файл 5.doc с диска А:. Установите маркировку согласно образцу
(см. первый абзац).
Создайте буквицу (высота в строках 2).
Сохраните файл под именем 6.doc.
Подготовьте файл к печати и распечатайте полученный документ на принтере.
Тестирование
Тестирование проводится одновременно с эстафетой и занимает примерно 10 мин. Ученики, не участвующие в эстафете (если такие будут, если нет – ученики, которые выполняли задание эстафеты под номером 1), после того как они сами ответят на вопросы теста, проверяют результаты тестирования у других учащихся и выставляют оценки (при этом пользуются розданными учителем листами с ответами к тесту и критериями его оценки). Оценки выписываются на доске. В конце урока подводится итог – в каких вопросах было допущено больше всего ошибок.
Вопросы теста
1. Процесс форматирования страницы, абзаца, строки, символа – это …
а) форматирование шрифта;
б) форматирование текста;
в) стилевое форматирование;
г) форматирование абзаца.
2. Может ли заголовок располагаться в конце страницы?
а) да;
б) нет;
в) частично;
г) возможно.
3. Изменение параметров введенных символов – это
а) форматирование шрифта;
б) форматирование текста;
в) стилевое форматирование;
г) форматирование абзаца.
4. Взаимное расположения строк в абзаце – это …
а) гарнитура;
б) интерлиньяж;
в) кегль;
г) колонтитул.
5. Задание или изменение параметров абзаца называется …
а) форматирование шрифта;
б) форматирование текста;
в) стилевое форматирование;
г) форматирование абзаца.
6. Фрагмент текста, заканчивающийся нажатием клавиши Enter, называется …
а) символом;
б) абзацем;
в) блоком;
г) предложением.
7. Назначение специальных стилей символам или абзацам называется …
а) форматирование шрифта;
б) форматирование текста;
в) стилевое форматирование;
г) форматирование абзаца.
8. Вид шрифта – это …
а) гарнитура;
б) интерлиньяж;
в) кегль;
г) колонтитул.
9. Размер шрифта – это …
а) гарнитура;
б) интерлиньяж;
в) кегль;
г) колонтитул.
10. Часть страницы, на которой размещен постоянный текст, несущий справочную информацию – это …
а) гарнитура;
б) интерлиньяж;
в) кегль;
г) колонтитул.
11. Ширина; способ выравнивания строк; положение на странице; отступ в первой строке; межстрочное расстояние; интервал между абзацами – все это
параметры …
а) символа;
б) блока;
в) абзаца;
г) текста.
12. Гарнитура, кегль, цвет – параметры …
а) символа;
б) блока;
в) абзаца;
г) текста.
13. Заголовок от основного текста находится через
а) 1 интервал;
б) 1 – 2 интервала;
в) 2 – 3 интервала;
г) 1 – 1,5 интервала.
14. Как называется номер страницы, вынесенный в колонтитул?
а) цифра;
б) номер страницы;
в) цифра страницы;
г) колонцифра.
15. Для создания и редактирования колонтитулов используется команда меню
а) Файл, Колонтитулы;
б) Правка, Колонтитулы;
в) Вид, Колонтитулы;
г) Сервис, Колонтитулы.
16. Для создания и редактирования стиля используется команда меню …
а) Файл, Стиль;
б) Формат, Стиль;
в) Абзац, Стиль;
г) Вид, Стиль.
17. Заголовок пишут …
а) прописными буквами;
б) строчными буквами;
в) строчными и прописными;
г) строчными без точки в конце.
18. Стилевое форматирование удобно применять в
а) больших по объему документах;
б) небольших по объему документах;
в) средних по объему документах;
г) малых по объему документах.
19. Какой объект обладает свойствами: вид шрифта, стиль абзаца, параметры страницы?
а) Объект Текст;
б) объект Фигурный текст;
в) объект Рисунок;
г) объект Таблица.
20. К параметрам страницы относят …
а) размер и ориентацию листа, автоперенос;
б) величину полей, размер и ориентацию листа;
в) величину полей, размер и ориентацию листа, расстояние от колонтитулов;
г) расстояние от колонтитулов, размер и ориентацию листа.
21. Какой командой можно установить параметры страницы?
а) Правка, Параметры страницы;
б) Файл, Параметры страницы;
в) Вставка, Параметры страницы;
г) Формат, Параметры страницы.
22. Как удалить фрагмент текста в буфер обмена?
а) выделить фрагмент текста, команда Правка, Вырезать;
б) выделить фрагмент текста, команда Правка, Удалить;
в) выделить фрагмент текста, команда Файл, Удалить;
г) выделить фрагмент текста, команда Формат, Удалить.
23. Фрагмент текста – это …
а) слово; | в) часть текста; |
б) предложение; | г) абзац. |
Ответы. 1 – б, 2 – б, 3 – а, 4 – б, 5 – г, 6 – б, 7 – в, 8 – а, 9 – в, 10 – г, 11 – в, 12 – а, 13 – в,
14 – г, 15 – в, 16 – б, 17 – а, 18 – а, 19 – а, 20 – в, 21 – б, 22 – а, 23 – в.
Критерии оценки:
21 – 23 правильных ответов – “5”;
19 – 21 правильных ответов – “4”;
13 – 18 правильных ответов – “3”;
менее 13 правильных ответов – “2”.
Подготовка титульного листа
Ответив на вопросы теста, учащиеся садятся за компьютеры (по два человека) и создают обложки для своего журнала. Лучшая из них потом распечатываются.
Подведение итогов
Распечатанные статьи оцениваются, причем все участники команды получают одинаковую оценку независимо от того, кто какую часть работы выполнял. Тем самым повышается ответственность каждого при выполнении работы.
Учитель указывает на ошибки в работе (если они будут), благодарит ребят за хорошо выполненную работу.