Методическая разработка урока изобразительного искусства "Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды"

Разделы: МХК и ИЗО


1. Паспорт представляемой педагогической продукции на участие в Фестивале педагогических идей “Открытый урок”.

  1. Тема педагогической продукции: методическая разработка урока изобразительного искусства в VIII классе “Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды”.
  2. Автор: Игнатова Вера Анатольевна, учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры. Контактный телефон: 8(34395)2-33-80.
  3. Место работы: МОУ “Артинская средняя общеобразовательная школа №6”, Свердловская область, п. Арти, ул. Дерябина, 13. Телефон: 8(34395)2-14-62.
  4. Направление, в рамках которого создана педагогическая продукция: методическая деятельность.

2. Характеристика педагогической продукции

Цели, задачи, ожидаемые результаты

Цель урока: Создать условия для понимания роли архитектурного дизайна в формировании городской среды.

Задачи урока:

  • Продолжать формирование умений и навыков моделирования дизайнерских объектов в объёме
  • Развивать творческие способности
  • Содействовать формированию художественного вкуса

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • Особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал
  • Образцы дизайнерских решений (на примере Арбата, а также местном материале)

Учащиеся должны уметь:

  • Моделировать дизайнерские объекты в объёме
  • Использовать в макетных композициях ритм линий, объёмов, статику и динамику тектоники
  • Владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне (макеты из бумаги)

Место урока в системе

Тема III четверти – “Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека”.

В таблице показана последовательность уроков.

Темы уроков

1. Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого
2. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры
3. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица
4. Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды
5. Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера
6. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства
7. Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление

Основная проблема, актуальность

Основная проблема урока заключается в нахождении ответа на основополагающий вопрос: “Какова роль архитектурного дизайна в формировании городской среды?”. Каждый современный человек живёт в среде “второй природы”, созданной практически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, он должен быть элементарно грамотен. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основных элементов этих искусств.

Содержание и структура продукции

Педагогическая продукция содержит:

  • Статью, включающую пояснительную записку и конспект урока.
  • Тезисы
  • Приложение 1. Слайды в Power Point “Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды”.
  • Приложение 2. Предметный дизайн. Таблицы.
  • Приложение 3. Работы учащихся. Фотографии.

Новизна, практическая значимость

Тема VIII класса по программе изобразительного искусства под редакцией Б.М. Неменского – “Дизайн и архитектура в жизни человека” - имеет большую практическую значимость, актуальность для современного человека. Учащиеся начинают понимать связь миропонимания, образа жизни, природных и социальных условий со строительством зданий и организацией городской среды.

На уроке использованы воспитательные возможности учебного материала:

  • Понимание экологических проблем, бережное отношение к природе
  • Гордость за свою страну, за свою малую Родину
  • Умение работать группой, прислушиваться к другому мнению.

Уровень проработанности:

  • Этап работы: экспериментальный.

В 2006-2007 учебном году я разрабатывала уроки по этой теме впервые, так как в предыдущей редакции программы тема VIII класса звучала по-другому: “Архитектура и монументальные виды искусства”.

  • Выполненный объём работы, полученные результаты

Для подготовки к уроку я изучала специальную литературу, использовала журналы “Ландшафтная архитектура и дизайн”, “Архитектура”, “Наш сад”, “Наш дом” и другие, работала в Интернете. В результате мною собран обширный материал, который я могу использовать и на других уроках.

  • Перспективы продолжения работы

Учащиеся проявляют большой интерес к теме года, поэтому в IX классе я планирую вести факультатив или элективный курс по теме “Основы дизайна”.

3. Конспект урока.

Тема урока: Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

Цель урока: Создать условия для понимания роли архитектурного дизайна в формировании городской среды.

Задачи урока:

  • Продолжать формирование умений моделировать дизайнерские объекты в объёме
  • Развивать творческие способности
  • Содействовать формированию художественного вкуса

Наглядные пособия, ТСО:

  • Таблицы: Предметы архитектурного дизайна
  • Городская мебель (скамьи, “диваны” и пр.)
  • Блоки локального озеленения
  • Информационные блоки
  • Киоски
  • Блоки освещения
  • Скульптура
  • Бетонные вазоны
  • Слайды в Power Point “Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды”.
  • Макеты сооружений, выполненных на предыдущих уроках
  • Макет пешеходной зоны.
  • Примеры приёмов работы с бумагой
  • ТСО: ПК, проектор, экран.

Ход урока

Этап урока Время Содержание урока
1. Организационный момент 1  
2. Повторение ранее усвоенных знаний (актуализация)

Слайд №2-5

4 Напоминаю Вам, что тема III четверти – “Город и человек”, мы изучали образно-стилевой язык архитектуры прошлого и тенденции развития современной архитектуры. Город – это среда жизни современного человека, “рукотворная природа”.

? – Какие виды архитектуры вы знаете?

  • Объёмные сооружения (искусство проектировать и строить здания)
  • Градостроительство (планировка и застройка городов, создание новых городов и реконструкция старых, формирование городской среды)
  • Ландшафтная архитектура (создание гармоничного сочетания естественного ландшафта с архитектурой)

Виды архитектуры взаимосвязаны. Городскую среду формируют и архитекторы-градостроители, и ландшафтные архитекторы, и архитекторы объёмных сооружений.

3. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Создание проблемной ситуации.

Сообщение темы и цели урока

Слайд №5

4 В последнее время очень быстро меняется облик городов, изменились и принципы градостроительства.

? – Почему? С чем это связано?

  • Бурный рост городов,
  • Быстрое развитие автотранспорта,
  • Загрязнение городской среды

Результатом проектирования городов должно быть создание для населения комфортной среды.

Какую роль играет архитектурный дизайн в формировании городской среды – это вопрос, на который мы с вами будем отвечать, просматривая слайды.

4. Изучение нового материала

Слайды №7-9 “Арбат”

Слайды №10-11 “Улица Вайнера”

Слайд №12

“Исторический сквер”

Слайд №13 “Пешеходная зона в парке”

Слайд №14-15 “Арти”

Слайд №16 “Пешеходная зона санатория”

Слайд №17 “Проектирование дворовых территорий”

Вывод.

Слайд №19 “Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды”

Слайд №20

“Предметы дизайна городской среды”

Слайды №21-23 “Гауди”

Слайд №24 “Городская мебель”

Слайды №25-27 “Скульптура”

Слайд №28 “Рекламная стойка”

Слайды №29 -34 “Освещение”

12 В современном градостроительстве уделяется большое внимание пешеходным пространствам, их разграничению с транспортным пространством.

Существует несколько разновидностей пешеходных зон:

1. Отдельные пешеходные улицы.

В Москве есть знаменитая улица –

Арбат.

Историческая справка:

Непосредственно улица Арбат возникла в 14-15 вв

АРБАТ, исторические улица и район Москвы, находящиеся в западной стороне центра столицы. Улица Арбат — одно из самых оживленных и популярных мест в Москве.

В 1974 старый Арбат был объявлен заповедной зоной, но только в 1986 была закончена его реконструкция.

Арбат стал пешеходной зоной. Здесь открылось множество маленьких магазинов и кафе, распахнули свои двери художественные салоны и галереи, на улице появились многочисленные торговые лотки.

В 2006 начался новый этап благоустройства улицы Арбат с учетом сохранения его исторического облика (отопление, новое освещение, вертикальное озеленение).

? Какие преимущества пешеходной улицы?

  • Безопасность
  • Комфорт
  • Экологичность

В городе Екатеринбурге тоже есть пешеходная улица – улица Вайнера.

Парки, бульвары, скверы

Исторический сквер города Екатеринбурга.

Пешеходная зона в парке.

Тротуары

Наши привычные тротуары тоже облагораживаются.

Пешеходная зона перед организациями и учреждениями

Дворовые территории

? – Какова роль архитектурного дизайна в формировании городской среды?

Обсуждение.

Таким образом, архитектурный дизайн

  • Делает городскую среду красивой и неповторимой
  • Устанавливает связь между человеком и архитектурой, человеком и природой
  • Создаёт комфорт
  • Обеспечивает информационное пространство

Рассмотрим следующий вопрос.

Какие предметы создают городскую среду?

Предметы дизайна городской среды

  • Городская мебель (скамьи, “диваны” и пр.)
  • Блоки локального озеленения
  • Информационные блоки
  • Киоски
  • Блоки освещения
  • Скульптура
  • Бетонные вазоны
  • Ограждения

При дальнейшем просмотре слайдов вы обдумываете содержание работы. Вам нужно будет выполнить макет фрагмента пешеходной зоны.

Поэтому вы внимательно изучаете и запоминаете форму, стареетесь понять дизайнерский замысел.

Городская мебель (скамьи, “диваны” и пр.)

В городе Барселоне есть самая известная в мире скамейка.

Мечта Гауди о слиянии в органическом единстве мира природы и мира человека воплощается в жизнь.

Свободная игра воображения создает с помощью камня, мрамора, разноцветной майолики колорит, не уступающий краскам природы.

Скульптура (Слайды №25-27)

Придаёт эмоциональную окраску пространству. Создаётся скульптура, способная удивить зрителя, заставить остановиться.

Современный мир не мыслим без информации. Для информативного комфорта городской среды создаются информационные блоки.

Блоки освещения (Слайды №29 -34)

Фонари имеют давнюю историю. И до сих пор используют старинную форму фонарей, а также создают другие формы, применяют неожиданные решения.

5. Выполнение творческой работы дифференцированного характера

Пример выполнения работы. Демонстрация приёмов.

Слайды №36-40

20 Творческое задание - выполнение макета предмета архитектурного дизайна.

Предлагается работа по парам.

Каждый выполняет свой предмет, но согласовывает работу с соседом по парте для того, чтобы в конце урока вы могли представить макет-проект фрагмента пешеходной зоны.

Материал – бумага. Мы с вами учились выполнять макеты сооружений. Поэтому, я надеюсь, вы знаете основные приёмы работы в бумажной пластике.

Вспомним некоторые из них.

? – Как получить точный сгиб бумаги?

  • По линии провести резцом по линейке.

? – Как придать бумаге “устойчивость”?

  • Согнуть по линии
  • Придать кривую поверхность

? – Какие возможности у приёма “прорези”?

  • Быстрое соединение деталей
  • Разнообразность форм

? - Какие возможности у приёма “скручивания бумаги”?

  • Быстрота выполнения
  • Вариативность: скручивание по прямой, по диагонали, т.д.

Желаю вам создать необычный проект, а перед этим посмотрите на примеры оригинальных дизайнерских решений. (Слайды №36-40)

6. Итог

2 Мы познакомились с ролью архитектурного дизайна в формировании городской среды, создали проекты пешеходных зон. Это поможет вам видеть организацию предметной среды, оценивать её, а также самим принимать участие в создании. Может быть, пока на уровне проектов, а в будущем – на улицах нашего посёлка.
6. Задание на дом

 

1 На следующем уроке мы будем изучать тему “Интерьер и вещь в доме”.

Домашнее задание:

Подобрать фотографии с организацией пространства интерьера.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3