1. Паспорт представляемой педагогической продукции на участие в Фестивале педагогических идей “Открытый урок”.
- Тема педагогической продукции: методическая разработка урока изобразительного искусства в VIII классе “Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды”.
- Автор: Игнатова Вера Анатольевна, учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры. Контактный телефон: 8(34395)2-33-80.
- Место работы: МОУ “Артинская средняя общеобразовательная школа №6”, Свердловская область, п. Арти, ул. Дерябина, 13. Телефон: 8(34395)2-14-62.
- Направление, в рамках которого создана педагогическая продукция: методическая деятельность.
2. Характеристика педагогической продукции
Цели, задачи, ожидаемые результаты
Цель урока: Создать условия для понимания роли архитектурного дизайна в формировании городской среды.
Задачи урока:
- Продолжать формирование умений и навыков моделирования дизайнерских объектов в объёме
- Развивать творческие способности
- Содействовать формированию художественного вкуса
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- Особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал
- Образцы дизайнерских решений (на примере Арбата, а также местном материале)
Учащиеся должны уметь:
- Моделировать дизайнерские объекты в объёме
- Использовать в макетных композициях ритм линий, объёмов, статику и динамику тектоники
- Владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне (макеты из бумаги)
Место урока в системе
Тема III четверти – “Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека”.
В таблице показана последовательность уроков.
№ | Темы уроков |
1. | Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого |
2. | Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры |
3. | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица |
4. | Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды |
5. | Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера |
6. | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства |
7. | Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление |
Основная проблема, актуальность
Основная проблема урока заключается в нахождении ответа на основополагающий вопрос: “Какова роль архитектурного дизайна в формировании городской среды?”. Каждый современный человек живёт в среде “второй природы”, созданной практически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, он должен быть элементарно грамотен. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основных элементов этих искусств.
Содержание и структура продукции
Педагогическая продукция содержит:
- Статью, включающую пояснительную записку и конспект урока.
- Тезисы
- Приложение 1. Слайды в Power Point “Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды”.
- Приложение 2. Предметный дизайн. Таблицы.
- Приложение 3. Работы учащихся. Фотографии.
Новизна, практическая значимость
Тема VIII класса по программе изобразительного искусства под редакцией Б.М. Неменского – “Дизайн и архитектура в жизни человека” - имеет большую практическую значимость, актуальность для современного человека. Учащиеся начинают понимать связь миропонимания, образа жизни, природных и социальных условий со строительством зданий и организацией городской среды.
На уроке использованы воспитательные возможности учебного материала:
- Понимание экологических проблем, бережное отношение к природе
- Гордость за свою страну, за свою малую Родину
- Умение работать группой, прислушиваться к другому мнению.
Уровень проработанности:
- Этап работы: экспериментальный.
В 2006-2007 учебном году я разрабатывала уроки по этой теме впервые, так как в предыдущей редакции программы тема VIII класса звучала по-другому: “Архитектура и монументальные виды искусства”.
- Выполненный объём работы, полученные результаты
Для подготовки к уроку я изучала специальную литературу, использовала журналы “Ландшафтная архитектура и дизайн”, “Архитектура”, “Наш сад”, “Наш дом” и другие, работала в Интернете. В результате мною собран обширный материал, который я могу использовать и на других уроках.
- Перспективы продолжения работы
Учащиеся проявляют большой интерес к теме года, поэтому в IX классе я планирую вести факультатив или элективный курс по теме “Основы дизайна”.
3. Конспект урока.
Тема урока: Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.
Цель урока: Создать условия для понимания роли архитектурного дизайна в формировании городской среды.
Задачи урока:
- Продолжать формирование умений моделировать дизайнерские объекты в объёме
- Развивать творческие способности
- Содействовать формированию художественного вкуса
Наглядные пособия, ТСО:
- Таблицы: Предметы архитектурного дизайна
- Городская мебель (скамьи, “диваны” и пр.)
- Блоки локального озеленения
- Информационные блоки
- Киоски
- Блоки освещения
- Скульптура
- Бетонные вазоны
- Слайды в Power Point “Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды”.
- Макеты сооружений, выполненных на предыдущих уроках
- Макет пешеходной зоны.
- Примеры приёмов работы с бумагой
- ТСО: ПК, проектор, экран.
Ход урока
№ | Этап урока | Время | Содержание урока |
1. | Организационный момент | 1 | |
2. | Повторение ранее усвоенных знаний
(актуализация) Слайд №2-5 |
4 | Напоминаю Вам, что тема III четверти –
“Город и человек”, мы изучали образно-стилевой
язык архитектуры прошлого и тенденции развития
современной архитектуры. Город – это среда жизни
современного человека, “рукотворная природа”. ? – Какие виды архитектуры вы знаете?
Виды архитектуры взаимосвязаны. Городскую среду формируют и архитекторы-градостроители, и ландшафтные архитекторы, и архитекторы объёмных сооружений. |
3. | Подготовка учащихся к восприятию
нового материала. Создание проблемной ситуации. Сообщение темы и цели урока Слайд №5 |
4 | В последнее время очень быстро меняется
облик городов, изменились и принципы
градостроительства. ? – Почему? С чем это связано?
Результатом проектирования городов должно быть создание для населения комфортной среды. Какую роль играет архитектурный дизайн в формировании городской среды – это вопрос, на который мы с вами будем отвечать, просматривая слайды. |
4. | Изучение нового материала Слайды №7-9 “Арбат” Слайды №10-11 “Улица Вайнера” Слайд №12 “Исторический сквер” Слайд №13 “Пешеходная зона в парке” Слайд №14-15 “Арти” Слайд №16 “Пешеходная зона санатория” Слайд №17 “Проектирование дворовых территорий” Вывод. Слайд №19 “Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды” Слайд №20 “Предметы дизайна городской среды” Слайды №21-23 “Гауди” Слайд №24 “Городская мебель” Слайды №25-27 “Скульптура” Слайд №28 “Рекламная стойка” Слайды №29 -34 “Освещение” |
12 | В современном градостроительстве
уделяется большое внимание пешеходным
пространствам, их разграничению с транспортным
пространством. Существует несколько разновидностей пешеходных зон: 1. Отдельные пешеходные улицы. В Москве есть знаменитая улица – Арбат. Историческая справка: Непосредственно улица Арбат возникла в 14-15 вв АРБАТ, исторические улица и район Москвы, находящиеся в западной стороне центра столицы. Улица Арбат — одно из самых оживленных и популярных мест в Москве. В 1974 старый Арбат был объявлен заповедной зоной, но только в 1986 была закончена его реконструкция. Арбат стал пешеходной зоной. Здесь открылось множество маленьких магазинов и кафе, распахнули свои двери художественные салоны и галереи, на улице появились многочисленные торговые лотки. В 2006 начался новый этап благоустройства улицы Арбат с учетом сохранения его исторического облика (отопление, новое освещение, вертикальное озеленение). ? Какие преимущества пешеходной улицы?
В городе Екатеринбурге тоже есть пешеходная улица – улица Вайнера. Парки, бульвары, скверы Исторический сквер города Екатеринбурга. Пешеходная зона в парке. Тротуары Наши привычные тротуары тоже облагораживаются. Пешеходная зона перед организациями и учреждениями Дворовые территории ? – Какова роль архитектурного дизайна в формировании городской среды? Обсуждение. Таким образом, архитектурный дизайн
Рассмотрим следующий вопрос. Какие предметы создают городскую среду? Предметы дизайна городской среды
При дальнейшем просмотре слайдов вы обдумываете содержание работы. Вам нужно будет выполнить макет фрагмента пешеходной зоны. Поэтому вы внимательно изучаете и запоминаете форму, стареетесь понять дизайнерский замысел. Городская мебель (скамьи, “диваны” и пр.) В городе Барселоне есть самая известная в мире скамейка. Мечта Гауди о слиянии в органическом единстве мира природы и мира человека воплощается в жизнь. Свободная игра воображения создает с помощью камня, мрамора, разноцветной майолики колорит, не уступающий краскам природы. Скульптура (Слайды №25-27) Придаёт эмоциональную окраску пространству. Создаётся скульптура, способная удивить зрителя, заставить остановиться. Современный мир не мыслим без информации. Для информативного комфорта городской среды создаются информационные блоки. Блоки освещения (Слайды №29 -34) Фонари имеют давнюю историю. И до сих пор используют старинную форму фонарей, а также создают другие формы, применяют неожиданные решения. |
5. | Выполнение творческой работы
дифференцированного характера Пример выполнения работы. Демонстрация приёмов. Слайды №36-40 |
20 | Творческое задание - выполнение макета
предмета архитектурного дизайна. Предлагается работа по парам. Каждый выполняет свой предмет, но согласовывает работу с соседом по парте для того, чтобы в конце урока вы могли представить макет-проект фрагмента пешеходной зоны. Материал – бумага. Мы с вами учились выполнять макеты сооружений. Поэтому, я надеюсь, вы знаете основные приёмы работы в бумажной пластике. Вспомним некоторые из них. ? – Как получить точный сгиб бумаги?
? – Как придать бумаге “устойчивость”?
? – Какие возможности у приёма “прорези”?
? - Какие возможности у приёма “скручивания бумаги”?
Желаю вам создать необычный проект, а перед этим посмотрите на примеры оригинальных дизайнерских решений. (Слайды №36-40) |
6. | Итог
|
2 | Мы познакомились с ролью архитектурного дизайна в формировании городской среды, создали проекты пешеходных зон. Это поможет вам видеть организацию предметной среды, оценивать её, а также самим принимать участие в создании. Может быть, пока на уровне проектов, а в будущем – на улицах нашего посёлка. |
6. | Задание на дом | 1 | На следующем уроке мы будем изучать
тему “Интерьер и вещь в доме”. Домашнее задание: Подобрать фотографии с организацией пространства интерьера. |