Используемая технология:
Элементы технологии РКМЧП ( развитие критического мышления через чтение и письмо ) -круговорот, круговое письмо, авторское кресло.
Цели занятия:
- Сформировать правильное отношение к добрым поступкам.
- показать на примерах, что добрые дела значимы, полезны.
- учиться вести диалог, высказывать своё мнение в устной и письменной речи, давать оценку поступкам.
Оборудование:
Текст для обсуждения, два листа с незаконченными предложениями для кругового письма, чистые листочки.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вызов.
Учитель зачитывает притчу: Однажды морозным зимним утром Егор шёл в школу. Вдруг он увидел воробья, который в этот трескучий мороз искал пищу на заснеженной дорожке. “Холодно и голодно птицам. ” -подумал Егор. Перед уроками он предложил ребятам смастерить “ птичью столовую”. Работа была дружной, девочки принесли зёрен и хлеба. Ёжась от холода ребята развешали кормушки в школьном дворе. На другое утро весь класс стоял в растерянности и смотрел на разломанную “птичью столовую”. Боль и горечь сжимала их сердца.
Учитель задаёт вопросы:
- -Какие чувства вызвал у вас рассказ?
- -Как бы вы поступили в этой ситуации?
- -Можно ли сказать, что добрые дела ни кому не нужны?
- -Были ли у вас ситуации, когда на ваше добро отвечали злом?
- -После этого вам хотелось ли продолжать делать добрые дела?
3. Осмысление.
Учитель:
Теперь я предлагаю вам прочитать текст и подумать над этими вопросами на доске:
- - Доброта правит миром?
- -Зачем нужны добрые дела?
- -Добро благодарно?
На работу с текстом отводится 5 минут, по моему хлопку вы прекращаете читать и переходите к обсуждению прочитанного с тем кто сидит напротив вас. После следующего хлопка вы пересаживаетесь через два стула и садитесь на третий и продолжаете обсуждать в новой паре этот текст. Так пересаживаемся пока исходные пары не встретятся.
Парты для круговорота стоят в одну линию, чтобы учащиеся сидели лицом друг к другу, обсуждение происходит в парах сменного состава. После того как исходные пары встретились учитель задаёт вопросы, которые записаны на доске и беседует по ним с учащимися по прочитанному тексту.
- -Можно ли назвать поступок героини подвигом?
- -Стоит ли ради жизни чужих людей жертвовать собой?
- -Есть ли в наше время те кто помогает безвозмездно другим? (волонтёры)
- -А ждала ли героиня благодарности за свою помощь?
- -Значит добро может быть не оплаченным?
- -Не изменилось ли ваше мнение после второго рассказа: надо ли помогать, совершать добрые поступки?
А теперь закройте глаза, подумайте какой добрый поступок вы сможете совершить на этой неделе, до конца месяца, до конца года. Спасибо. А теперь задуманные вами добрые дела пропишите на листочках и опустите в эту вазу. Потом мы вернёмся к ним и посмотрим трудно ли выполнить задуманные поступки.
4. Рефлексия.
В заключении я прошу вас написать письмо. На этих листах записана недописанная фраза, вы дописываете и передаёте другому по вашей стороне.
Когда письма закончены то по желанию выходят два ученика и зачитывают по очереди письма, сидя в “авторском кресле”.
5. Подводится итог.
Приложение №1.
Баронесса Юлия Петровна Вревская родилась в 1841 году. Училась Юлия в Смольном институте благородных девиц в Петербурге и после его окончания переехала жить к отцу в Ставрополь, где он, офицер, командовал войсками, боровшимися с Шамилем. Здесь, в Ставрополе, она познакомилась со своим будущим мужем, офицером Ипполитом Александровичем Вревским. Он был смелым, хорошо образованным человеком, знавшим М. Ю. Лермонтова, многих декабристов. Брак Юлии Петровны и Ипполита Александровича был счастливым, но непродолжительным, так как вскоре Вревский погиб, и Юлия Вревская осталась вдовой в 18 лет. Она переехала в Петербург и в течение почти двух десятилетий считалась одной из первых красавиц столицы. Красота ее проявлялась не столько во внешнем облике, сколько в душевных качествах: она была добра, никогда не злословила. С началом русско-турецкой войны, то есть с середины апреля 1877 года, Вревская начинает хлопотать об организации на собственные средства санитарного отряда из 22 сестер и врачей (одна из этих 22 - сама Вревская). О резком повороте своей жизни она пишет И. С. Тургеневу, с которым была дружна и переписывалась вплоть до своей смерти, и писатель сразу же ответил: “Желаю от всей души, чтобы взятый Вами на себя подвиг не оказался непосильным...” Война началась в апреле, а уже в июне Вревская отправляется добровольно в качестве сестры милосердия в действующую армию на Балканы: она работает с организованным ею отрядом в Лесах (Румыния) по приему поездов с ранеными Болгарии. Работа тяжела и физически, и морально. После 4-месячной работы отряд отправлен в отпуск, но Юлия Петровна перебирается ближе к линии фронта, в местечко Бяла в Болгарии. Она мечтает побывать “в деле” и добивается переезда из Бялы в Мечку, к самой передовой, где продолжает ассистировать при операциях, ухаживать за ранеными. Ухаживая не только за ранеными, но и за тифозными больными, она заразилась тифом и после двухнедельных страданий умерла 24 января 1878 г. Юлия Петровна Вревская похоронена в местечке Бяла в Болгарии. За ее могилой ухаживают до сих пор...
Ю. П.Вревская